Обсуждение в ФАС методических рекомендаций расчета цены (тарифа) на предоставление объектов инфраструктуры в пользование для размещения линий связи

Олег Грищенко 04.05.2023

2 мая состоялся экспертный совет Федеральной антимонопольной службы, на котором обсуждался проект методических рекомендаций расчета цены (тарифа) на предоставление объектов инфраструктуры в пользование для размещения сетей электросвязи. Этот документ очень важен для всех операторов, поскольку может повлиять на ценообразование размещения сетей связи на опорах и в канализации.

На заседании присутствовали: представители Россетей, директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрий Тур, представители федеральных операторов – Мегафона, Билайна, ЭР-Телекома, Уфанета, Алексей Леонтьев и Вероника Шадуро из Ассоциации телекоммуникационных операторов (ASTO), ряд представителей региональных операторов, для которых тема тарифов особенно болезненна, и, конечно, члены ассоциации Ростелесеть. 

В феврале ФАС уже встречался с федеральными операторами, но их позиция по этому вопросу остается достаточно нейтральной. Больше всего документ, который может повлиять на тарифы на размещение сетей электросвязи, вызывает озабоченность  региональных операторов. Поэтому на этот раз заседание состоялось в расширенном составе. 

Такие встречи, бесспорно, очень нужны и важны, потому что только в диалоге удается понять причины той или иной позиции ФАС, становятся более очевидными вопросы, которые требуют разъяснения и проработки, компромисса интересов монополий и малых и средних операторов, а также появляется понимание нюансов, когда служба не уполномочена принимать решение или ограничена постановлением правительства. 

В ходе заседания нам удалось донести озабоченность операторов вопросами тарифов, указать на пункты рекомендаций, которые волнуют нашу отрасль в большей степени. В результате диалога появилось больше понимания, что делать дальше со спорными моментами. 

Утверждение методических рекомендаций состоится в ближайшее  время. На этот счет у ФАС есть фундаментальная позиция. Я процитирую начальника Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елену Заеву: “Методические рекомендации – это именно рекомендации, а не документ государственного регулирования тарифов и основное условие – это документальное подтверждение затрат”. Что это значит на практике: если оператор не согласен с тарифами, он всегда вправе обжаловать их в суде или ФАС, даже в случае если монополист ссылается на новые методические рекомендации. Каждое обращение будет рассмотрено, в том числе через призму документального подтверждения затрат.

Заместитель руководителя ФАС Петр Иванов также акцентировал внимание на документальном подтверждении затрат и высказал ожидания, что тарифы должны снизиться, так как практика процессов ФАС за последние годы показывает, что реально добиваться уменьшения тарифов в 2 или даже в 8 раз.

Основным камнем преткновения стали изменения в рекомендациях, когда в тариф могут быть включены затраты на работы, связанные с переносом сетей связи при капитальном ремонте или модернизацией объектов инфраструктуры, то есть ЛЭП или канализации. Ранее существовала практика, когда владелец инфраструктуры при заключении договора с оператором связи на размещение ВОЛС мог включать эту услугу в договор или оставлял за оператором право самому совершать все необходимые действия со своей линией при модернизации отдельных сегментов инфраструктуры. 

Операторы опасаются, что монополисты начнут обязывать операторов подписывать договор с обязательством самостоятельно выполнять работы по переносу линий, закладывая “космические” расценки как на работы, так и на материалы, что приведет к формальному росту подтвержденных в управленческой отчетности затрат и как следствие росту тарифов. ФАС сослалась на постановление правительства, которое они не вправе изменить.  Видимо придется разъяснять правительству, что у такого решения могут быть последствия, влияющие как на тарифы размещения на инфраструктуре, так и на рост цен на услуги связи, особенно для частного сектора и сельских жителей.

При обсуждении размера необходимой прибыли монополиста, мы указали, что приведенное в методических рекомендациях «обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов» уже заложено в тарифы на электроэнергию для пользователей и не может учитываться дважды. Желательно установить барьеры и границы, раскрыть порядок расчета. ФАС четко обозначил свою позицию в этом вопросе: дублирование затрат при учете тарифов недопустимо и монополист рискует оборотными штрафами за такую политику.

При обсуждении коэффициента долевого участия мы указали, что если увеличивается количество линий ВОЛС, то тариф снижается, но если оператор использует не одну линию, а несколько, то это приводит для него к росту тарифа. В сельской местности применяется технология PON, когда для доставки сигнала одному абоненту оператор вынужден размещать несколько оптических линий на одной опоре, и если учитывать каждый кабель, то оператор должен платить в три раза больше. В результате пришли к решению, что необходимо подготовить пояснительную записку, показать примеры реализации и совместно с Минэнерго и Минцифрой найти компромисс по данному вопросу.

Важно отметить и положительные изменения, которые последовали после замечаний операторов.  Во второй редакции рекомендаций для обоснования тарифов монополист мог использовать данные за отчетный период (квартал, полгода, 9 месяцев). Мы категорически возражали против данного подхода, так как монополист может выбрать квартал, где идут основные вложения в модернизацию инфраструктуры, тогда как необходимо рассматривать усредненные затраты. Сейчас ФАС прописал  в рекомендациях отчетный период в размере одного года для формирования тарифа и возможность корректировать тариф не чаще одного раза в год.

Директор департамента Минцифры Дмитрий Тур высказал готовность активно работать с ФАС по доработке документа и еще раз обратить внимание на вопросы, которые вызывают наибольшую озабоченность операторов связи. Надеемся на содействие со стороны министерства по данному вопросу и будем держать контакт по дискуссионным вопросам.

Как итог, ожидаем в ближайшее время принятия документа и будем держать руку на пульсе, оценивая, как он практически скажется на тарифах для операторов. Необходимо консолидировать усилия по совместной защите интересов в судах, чтобы добиваться предоставления данных бухучета монополистов. Анализируя данные монополистов из разных регионов, можно лучше понимать структуру затрат и то, как различные владельцы инфраструктуры подходят к формированию и обоснованию своих тарифов.



 

Об авторе

Олег Грищенко
президент Ассоциации "Ростелесеть"