Мы живем в сложное время, в том числе и для экономики. Высокая инфляция и нехватка кадров, по определению, не создают идеальных условий для помощи бизнесу. Отрасль связи, как часть национальной экономики, переживает те же сложности и испытания, заметный реальный прирост выручки показывают немногие операторы.
Вместе с тем, 2024 для нас – это год объединения операторов и ассоциаций, год, показавший, что и небольшие региональные операторы могут влиять на условия развития рынка связи.
Две истории прошедшего года дают основания для этих оптимистичных заключений.
Тарифы за размещение ВОЛС на опорах ЛЭП
Первая связана с самой горячей темой настоящего – темой тарифов за размещение ВОЛС на опорах ЛЭП. Значительное число операторов уже судится за справедливые тарифы, еще больше – готовятся пойти "второй волной".
Уверен, что яркие победы на этом фронте от ноября-декабря 2024 года – решения судов по спору "Инко Телеком" и "Фартела" (опустивших тарифы до 6 и 3 руб в мес за опору 0,4кВ) – изучили многие.
Но также уверен, что, мало кто знает, что главные аргументы, которые использовали юристы "Инко-Телеком" и "Фартела", состоялись благодаря сложной предварительной работе региональных объединений операторов.
Ключевой момент в исках операторов, если предельно упрощать, сводится к следующему: оператор требует, чтобы из договора и из тарифа исключили работы по переносу ВОЛС при проведении капитального ремонта ЛЭП. Оператор также акцентирует внимание суда на том, что расчет расходов на перенос ВОЛС совершен с нарушениями законодательства, не по данным бухучета, а по нормативам (что, в том числе, и позволяет относительно легко рассчитать, какая часть тарифа приходится на эти расходы).
Свои требования оператор основывает на уточнениях и разъяснениях к положениям Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, а именно: статьям Методических рекомендации по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (приняты ФАС) и выдержкам из решения Верховного Суда РФ по делу № АКПИ23-1000. Методические рекомендации уточняют, что расчет расходов должен быть произведен только на основании данных бухучета, а названное решение суда разъясняет, что оператор вправе отказаться от того, что работы по переносу ВОЛС осуществляет собственник инфраструктуры, и тогда они должны быть исключены из тарифа.
Оба упомянутых документа появились в том виде, в котором они помогают рынку, исключительно благодаря действиям региональных операторов.
Первая редакция Методических рекомендаций по установлению тарифов на доступ к инфраструктуре, подготовленная ФАС (на рубеже 2021–2022 годов), позволяла собственникам инфраструктуры делать расчет расходов по нормативам, а не по бухучету. Но активная позиция региональных операторов, открытый конфликт ассоциаций с ФАС (с жалобами во всевозможные инстанции) побудили антимонопольную службу полностью переписать проект Методических рекомендаций, и только тогда он стал аргументом в суде.
Текст постановления Верховного суда, которое используют операторы – это решение по иску региональных операторов. Точнее, по искам от трех групп операторов, которые с разных сторон пытались, как максимум, убедить суд признать незаконным возможность включения расходов на перенос ВОЛС в тариф, и, как минимум, получить разъяснение, что данные расходы не обязательны для оказания услуги и могут быть оператором исключены. Задача максимум не была достигнута, но задачу минимум мы выполнили весной 2024 года, и это дало возможность реализовать ту стратегию, которая приводит к впечатляющим победам.
Поэтому яркие успехи "Инко Телеком" и "Фартела" – это и достижения юристов, которые вели дела, и доказательство того, что операторы и ассоциации могут совместными действиями и сложными судами создавать почву для индивидуальных побед.
Технологическое присоединение к электросетям оборудования связи МКД
Второе яркое для нас свершение региональных операторов (и здесь заслуга нашей ассоциации) – это решение вопроса с технологическим присоединением к электросетям оборудования связи, размещаемого в многоквартирных домах.
Сама по себе проблема: необходимость оператору платить серьезные суммы (порядка 80 тыс. руб за единицу оборудования) за технологическое присоединение, чтобы заключить договор энергоснабжения – не такая массовая. Во многих регионах электрики не мучают операторов требованиями заключать прямые договоры.
Но для Петербурга эта проблема актуальна, здесь сетевые и энергосбытовые компании не раз “кошмарили” операторов миллионными исками за бездоговорное присоединение.
С конца 2022 года, когда плата за технологическое присоединение выросла с 800 руб до 80 тыс руб, наша ассоциация регулярно обращалась в отраслевое министерство с просьбами что-то сделать. Ведь платить столько оператору не под силу, а подключение без договора может привести компанию в суд.
Но когда Минцифры представило на ознакомление первый проект Правил взаимодействия операторов с управляющими компаниями при размещении оборудования связи в МКД, мы решили, что предыдущие ответы министерства о том, что о нашей проблеме знают, были отписками.
К счастью, ко второй редакции Минцифры вспомнило о своем давнем обещании решить этот вопрос, и приложило необходимые усилия, чтоб в Правилах взаимодействия появилось необходимое уточнение.
А после принятия документа Минцифры помогло операторам получить однозначный ответ от Минэнерго, что в случае подключения оборудования связи в МКД платить за технологическое присоединение не нужно, то есть договор заключается бесплатно.
В теории это нормальная ситуация – ассоциации акцентируют внимание на проблемах операторов, а отраслевое министерство помогает эти проблемы законодательным образом решить. Но в последние годы мы уже как-то позабыли, что вот так и должно быть. Тем приятнее было удивиться, что хорошее все же может случиться.
2024 год показал, что относительно небольшие региональные операторы могут играть вдолгую и добиваться результатов.
Задачи на 2025
Значит, есть повод поставить новые цели.
Например, признание на официальном уровне, что хранение передаваемых по сети оператора связи данных, точнее, установка операторами хранилищ “пакета Яровой” точно и абсолютно не нужна. Ведь то, ради чего вводились требования, реализуется иначе – социальные сети и иные организаторы распространения информации теперь обязаны ставить СОРМ.
Да, сейчас подобное звучит самонадеянно, но посмотрим через год.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии