О СУД, входном билете и своевременности

Станислав Колгатин 05.11.2013
Продолжаем рассказ о сибирском медиа-холдинге, набравшем уйму шишек на желании сэкономить. Итак, в 2013-й год компания вошла в новом качестве, с выросшей абонентской базой, уверенная в своих силах и правильности выбранной бизнес-схемы. А, главное, с желанием и дальше вкладываться в оборудование, видя, какой эффект это дает в купе со снижением стоимости входного билета и изменением условий обслуживания.
 
Несмотря на такое рвение, холдинг по-прежнему сдерживал денежный фактор. И его можно понять — ну откуда у простого российского оператора, одновременно ведущего модернизацию сетей в одном городе, строительство новых линий в другом, а вдобавок еще и совершенствующего головную станцию, лишние миллионы? А дальнейший этап развития, который мы предложили этому игроку, подразумевал инвестирование — и именно миллионов рублей.
 
Собственно, мы их подталкивали к переходу на более дорогую систему условного доступа — Griffin. Вообще, эта СУД относится к бюджетным (ее стоимость составляет порядка 550 тысяч рублей), но на фоне дешевых китайских систем, которые стоят менее пары тысяч долларов, конечно, она выглядит безумно дорогой. Небольшие и средние операторы не могут ее себе позволить, потому что в условиях жесткого рынка им приходится считать каждую копейку. 
 
Не надо забывать и о том, что аналоговое ТВ и передача данных — это классические и понятные для них доходы, а цифровое ТВ подается как дополнительная услуга, и операторам еще необходимо уговорить людей на нее подписаться, и приложить немало усилий, чтобы сделать этот сервис доходным. 
 
Надо сказать, что сейчас успешных проектов по цифре немного — всего 10-15%. И на наш взгляд, успешны они у тех операторов, которые готовы предоставить минимальную стоимость входного билета. Есть, конечно, и исключения из правил, потому что ни одной одинаковой территории нет, везде свои нюансы, свои подходы. Но везде кабельный оператор должен за станцию заплатить, за СУД заплатить, за контент заплатить, лицензионные отчисления отчислить — все вместе это очень тяжелое бремя. Но если все правильно организовать, ему будет под силу при наличии 500-700 абонентов окупить систему за 4-5 лет, а с тысячной абонентской базой — за 2-3 года. Если он перешагнет порог в 1000 абонентов, то уже будет в состоянии и заплатить за премиум-контент (который уже будет себя окупать), и за СУД, требующую лицензионных отчислений. А если подойдет к порогу в 4-5 тысяч платящих абонентов, то сможет позволить себе брендовую СУД — не за 500 тысяч рублей, а за 3-4 млн рублей. Но до этого светлого времени надо еще дожить...
 
А чтобы правильно все организовать, необходимо ловить момент — небольшим операторам бизнес надо строить сейчас, а не рассчитывать на 5-10-летнюю перспективу. Они просто не могут позволить себе это финансово. Ну и конечно, не допускать ошибку, которую делают многие операторы — формировать стоимость входного билета в услугу цифрового ТВ из стоимости STB/CAM-модуля, стоимости карты доступа, стоимости настройки и своей маленькой наценочки процентов в 10. 
 
У описываемого мной медиа-холдинга стоимость входного билета из этих “ингредиентов” и состояла, и в итоге составляла 2,5-3 тысячи рублей. Поверьте мне, большая часть людей в регионах не в состоянии единоразово отдать такую сумму! Тех, кто может — единицы. Собственно, по этой причине у компании в течение 5 лет число абонентов держалось на уровне 350-400, и выше не поднималось. А ровно тогда, когда оператор снизил планку входного билета до 1000 рублей, число абонентов начало расти в геометрической прогрессии. 
 
К чему это я? В январе этого года в Москве состоялась выставка CSTB’2013, на которой мы презентовали новое предложение по системам условного доступа, а главное, спец-цены на абонентские устройства бренда при условии их покупки в промышленных масштабах. К примеру, CAM-модули по этому предложению можно было приобрести за 33-35 у.е., STB SD за 29-31 у.е., а STB HD — за 54-56 у.е. Это предложение сильно заинтересовало сибирский медиа-холдинг. Ведь он и раньше приглядывался к этой системе, но не решался ее приобрести из-за высокой совокупной стоимости. А учитывая, что на начало 2013 года количество подключенных домохозяйств у него перешагнуло порог в тысячу абонентов и подключения продолжали расти, и в перспективе года-двух он рассчитывал выйти на цифру в 10 тысяч абонентов, ему уже вполне можно было думать о “промышленных масштабах”.
 
Компания села и подсчитала, что, приобретя, допустим, CAM-модули на 10 тысяч квартир, ей надо будет вложить в абонентские устройства 330 тысяч долларов или 10 млн рублей. Деньги колоссальные. Но при этом оказалось, что сделав выбор в сторону абонентских устройств их текущей системы, инвестировать придется практически в два раза больше! 
 
В общем, арифметика получалась такая, что добавив очередную СУД в решение и купив CAM-модули от более дорогой СУД, холдинг экономил около 10 млн рублей. Причем на сэкономленные средства он мог еще безболезненно поменять саму СУД (что он в итоге и сделал), и все равно остаться в выигрыше.
 
Да, это уникальное стечение обстоятельств, что в то время производитель СУД выдвинул такое предложение. Понятно, что это лидерство временное, и что через год-другой конкуренты подтянутся. Но, как говорится, ложка хороша к обеду... Зарабатывать надо сегодня, а не через год-другой...
 
Вы можете мне возразить, что-де завтра-послезавтра решение DVB-C, возможно, не будет востребовано, и все перейдут на IPTV. И придется заново инвестировать. Но, на мой взгляд, сегодня на IPTV сделать деньги практически невозможно. Для того чтобы заработать на IPTV, необходимо иметь огромные территории, огромный охват, огромную абонентскую базу. В сегменте IPTV и вход дороже, и требования к сети выше. Небольшим и средним операторам обеспечить доходность IPTV очень сложно. 
 
Но даже в случае, если оператор КТВ, предоставляющий сегодня цифровое ТВ в DVB-C, завтра захочет перейти на IPTV, он все равно будете в какой-то мере подстрахованы. Опять же, на примере сибирского холдинга. Их головная станция использует IP коммутацию, скремблер поддерживает сразу несколько СУД (до четырех, если быть точным). Поэтому, если завтра они захотят реализовать IPTV или добавить какой-то другой функционал, то смогут это сделать с минимальными затратами. Кстати, для этой компании у нас в качестве следующего шага развития предусмотрена СУД Conax. Но если они захотят какое-то другое решение, то смогут интегрировать в свой комплекс любую DVB SimulCrypt Open CAS совместимую систему туда если не на раз-два, то на три-четыре — совершенно точно. Благодаря тому, что коммутация станций идет по IP система имеет максимальную гибкость. То есть они выкидывают любой сегмент, который входит или выходит из IP, и заменяют его на все что угодно. Получается такой конструктор, трансформер. Главное — все просчитать и постараться словить момент.

Об авторе

Станислав Колгатин
Коммерческий директор компании “Контур М”

Станислав добрый день!
Наша компания только собирается применять СУД, но вот какой, до сих пор не определимся, может посоветуете!
мой адрес tv@navigator-tv.ru