О подходах к дистрибуции контента в кризис

Максим Чернов 05.04.2016
В марте "Телеспутник" собрал представителей телевизионной отрасли для обсуждения темы, которая, в общем-то, не нова. По моим наблюдениям, про импортозамещение говорят на протяжении нескольких лет. Но она не теряет своей актуальности, напротив, судя по дискуссии участников мероприятия, вопрос развития контента, его производства, стоимости и трансляции волнует большинство моих коллег по рынку. 
 
Поделюсь своими мыслями на этот счет. Итак, рейтинги — самый верный индикатор востребованности телевизионного продукта. В качестве примера приведу статистику регистрации на сайте "Амедиатеки" накануне премьеры российского сериала "Сладкая жизнь" в 2014 году: более 116 тысяч зрителей против 86,8 тысяч поклонников "Игры престолов" и 78,6 тысяч посмотревших "Американскую историю ужасов". Смотрим дальше: ТОП-20 тематических каналов по доле аудитории по версии TNS (август-октябрь 2015 года). Многие каналы, транслирующие российские сериалы, фильмы, мультфильмы и шоу опережают зарубежные аналоги. Что это: особенности менталитета отечественного зрителя, которому ближе российские "физруки" и "бригады", любовные страдания российских женщин, судьбы российских семей, или качественная работа отечественных киностудий и грамотный PR — сказать однозначно не могу. Скорее всего и первое, и второе, и третье. Против цифр не пойдешь — российское кино популярнее зарубежного. Я говорю пока именно о кино, иностранная документалистика по качеству и содержанию держит высокую планку, дотянуться до которой российским компаниям пока невозможно по ряду причин. Хотя за последние годы отечественное ТВ стало все больше уделять внимание жанру образовательного телевидения и документального кино. 
 
Но есть факторы, которые могут изрядно подпортить столь позитивную картину. Прежде всего, это снижение платежеспособности населения и падение спроса на телевизионный продукт. Здесь все понятно и комментировать нечего. Второй фактор — большая доля рекламной выручки при монетизации контента. Успешное размещение рекламы — единственная гарантия того, что у российских производителей будут деньги на создание качественного и интересного продукта и его дальнейшее продвижение. Но в кризисный период рассчитывать на щедрость рекламодателей, которые в лучшем случае вынуждены затянуть пояса, не приходится. Еще одно обстоятельство — сильная контентная позиция мультиплексов, на каналах которых российское кино представлено в приличном объеме. Достаточно изучить программу телепередач. И, наконец, пиратство в онлайн-среде, которое не только снижает ценность телевизионного контента, но и способствует перетоку абонентов в интернет, что лишает российских кинопроизводителей законного дохода. 
 
Что же в такой ситуации делать? Предлагаемые меры относятся не только к российскому ТВ-продукту, но и к телевизионной отрасли в целом. Безусловно, нужна сильная правовая поддержка в части регулирования онлайн-видео. Сюда относится не только интернет, но и деятельность ОТТ-провайдеров: зарубежные технологические платформы по распространению видео в интернет-среде работают на российском рынке вне правового поля. Это необходимо не только для создания единых правил игры, но и для контроля качества и содержания транслируемого видео. 
 
В кризис хочется еще раз обратить внимание на то, что и правообладатели, и операторы связи собирают деньги с рынка, и только партнерство может помочь выжить в условиях падения спроса населения. Партнерство на рынке производства и дистрибуции цифровых медиа — один из способов продвижения достойного контента, когда в ход идут совместные промоакции, бонусы, выгодные тарифы на подключение. Использование новых способов монетизации ТВ-продукта тоже повышает его привлекательность. Например, за счет развития сети дистрибуции или интеграции операторов с различными интернет-сервисами. 
 
Таким образом, будущее рынка дистрибьюции контента в РФ — это построение партнерства операторов связи с правообладателями, основной целью которого должна стать политика внедрения платных интерактивных сервисов (в том числе не линейного смотрения). А какой контент выбрать — проголосует зритель.

Об авторе

Максим Чернов
заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Акадо Телеком»