О четкости формулировок, пиратстве и инвестициях

Марина Сурыгина 15.12.2016
Претензий к законопроекту "Медиакоммуникационного союза" у представителей отрасли онлайн-видео много. Одна из главных — он направлен не на иностранных игроков, как это преподносят его авторы, а на шесть самых посещаемых российских онлайн-кинотеатров, три из которых имеют долю иностранного владения более 20%. Тот же YouTube явно не является целью законопроекта — все понимают, что если он попадет под действие данного документа, это приведет к росту цен на CDN (поскольку основной трафик дает именно YouTube), в том числе и для онлайн-кинотеатров, соответственно, к росту цен на контент и, как следствие, оттоку аудитории. Скорее всего к пиратам...
 
Учитывая, что не только YouTube, но и поисковики, агрегаторы и соцсети тоже выводятся из под действия законопроекта МКС, в который раз подтверждается, что это лоббистский проект, который позволит его инициаторам снизить инвестиционную привлекательность ряда компаний, чтобы потом купить их за бесценок. Иначе зачем писать законопроект под онлайн-кинотеатры, которые уже лет шесть как работают на рынке и до сих пор никакой угрозы национальной безопасности страны (а это второй аргумент авторов проекта в пользу его принятия) не представляли?
 
Еще одна претензия к законопроекту — это нечеткие формулировки. К примеру, в документе нет определения "аудиовизуальный сервис", есть определение "организатор аудиовизуального сервиса". Соответственно, все ограничения прописаны именно для организаторов. Хотя, по-хорошему, для начала стоило бы обозначить — что же такое "аудиовизуальный сервис". Этого в законопроекте нет.
 
На сегодняшний день основная задача нас, как игроков рынка онлайн-видео, состоит в том, чтобы привести пользователя туда, где он сможет посмотреть кино или любой другой видеоконтент легально, не нарушая никаких законов. И на наш взгляд, именно на этом сейчас и стоит сосредоточиться законодателям — закрыть прямой доступ к пиратским сайтам и снизить количество нелегальных видео в поисковой выдаче. Тогда и пользователь будет понимать, куда ему идти, чтобы посмотреть кино без рекламы казино и алкоголя. 
 
На этом фоне можно подумать о введении в законодательство терминологии, которая позволит отделять легальный видеоресурс от нелегального, а также о составлении реестров легальных ресурсов. 
 
Вообще, и мы в Ассоциации "Интернет-видео", и "Медиакоммуникационный союз", преследуем, по большому счету, одну цель — увеличение рынка легального видеопотребления в России. Интернет-кинотеатры, в том числе и TVzavr, развивают различные партнерские программы с телеком-компаниями — идет консолидация рынка. Сейчас важно привлечь еще и ту аудиторию, которая не понимает разницы между легальным и нелегальным потреблением контента — вот тут и нужно менять законодательство.
 
Рынок нелегального контента в России — порядка $200 млн — и с этого государство не получает ничего в виде налогов и отчислений. Зарабатывают пиратские сайты, в основном, на рекламе казино, алкоголя и порнографии. Т. е. для государства и для МКС, и для интернет-кинотеатров закрытие подобного рынка должно быть важнейшей задачей. Вот по такому вопросу как раз и нужно собирать рабочие группы, вносить изменения в законодательство.
 
Еще один важный момент — это регулирование вещания ТВ-каналов в интернете, он до сих пор остается открытым. А решить его можно введением лицензии на интернет-вещание, как это сделано уже с кабельной.
 
В последнее время много говорится о поддержке российских производителей. Сейчас все интернет-кинотеатры стараются большую часть своей библиотеки отдать именно отечественному кинематографу, тем самым поддерживая его. Tvzavr в этом году запустил международный сервис "Русское кино" — мы предлагаем фильмы отечественных режиссеров зрителям по всему миру. Это ли не поддержка российских производителей? А вот для российских интернет-кинотеатров необходимо ввести налоговые льготы. Мы покупаем российский контент, который не облагается НДС. Но при этом НДС платим в полном размере. Половина сотрудников компании — это программисты и технические специалисты, но мы не имеем льгот по налогооблажению, как IT-компания. Если учесть, что огромная часть доходов уходит на выплаты правообладателям, вендорам и платежным системам — надо обязательно вводить налоговые льготы для легальных интернет-кинотеатров.
 
Вот на что стоит обратить внимание. Пока же нас хотят только ограничить в возможности дополнительных инвестиций.

Об авторе

Марина Сурыгина
генеральный директор онлайн-кинотеатра TVzavr