На прошлой неделе в Москве прошел CSTB – одна из самых давних точек сбора медиа-отрасли. Но если раньше основным акцентом CSTB была выставка, то теперь это, определенно, – форум. От ярмарочной картинки медийщики перешли к работе со смыслами. Обсуждали будущее и актуальные вопросы те, кто делает сейчас отрасль контента: ОТТ-площадки – они же сейчас и основные инвесторы в производство, – каналы, независимые производители контента. То, что было сказано, или, что я увидел на форуме, явно демонстрировало: отрасль на изломе. Кто-то работает уже в будущем, в формате новых парадигм. Кто-то живет позавчерашнем днем и продолжает обсуждать технологии.
Последние пару лет для медиа-отрасли были прорывом, которого давно ждали. Практически массово площадки начали снимать оригинальный фильмовой и сериальный контент. Появились серьезные инвесторы. Зритель начал смотреть этот контент, становящийся частью культуры и актуализирующий важные смыслы. Зритель стал платить за контент. Стал следить за тем, что предлагает рынок. Наконец о кино стали говорить, как о реальном бизнесе и настоящем актуальном массовом искусстве. Популярные еще пару лет назад на тех же площадках CSTB параллели между кино и государством как главным киноинвестором размылись.
Но государство намерено сохранить контроль над отраслью. Вопрос степени этого контроля обсуждали на пленарной панели форума CSTB: "Не время коровку доить, пока та бока не наела", – объясняли представители отрасли замминистра цифрового развития связи и массовых коммуникаций Бэлле Черкесовой. До нее пытались донести, что на этапе старта отрасли нужно дышать. Что обсуждаемое регулирование может отпугнуть тех инвесторов, которые и так долго выжидали момента, чтобы вкладывать в контент. Сможет ли дискуссия с куратором отрасли в курирующем министерстве повлиять на ситуацию и что-то изменить – вопрос открытый.
Основным – хотя и спорным – отраслевым трендом остаются экосистемы. Про них говорят все: кто-то экспертно изнутри, кто-то издалека и с опасением. Но, похоже, пока четкого представления об "эталонной" экосистеме нет ни у кого. Хотя все точно понимают, что за ними – будущее.
Экосистемы – как агломерации сервисов, доступов, удобств и привилегий – пока только создаются. Но они возникают на базе мощных сервисов технологических компаний с массой экранов, и очевидно, что эти компании-лидеры будут привлекать к себе и тех, кто пока находится вне их орбит.
Один из заявленных вопросов форума – "Есть ли жизнь вне экосистем?"…
Останусь при своем мнении: есть, но в плотном партнерстве с экосистемами, в выполнении нишевых решений для них и в доступе к их окнам. Иначе будет тяжело. Хотя не все так считают.
Почему так считаем мы в МТС? Мы видим, что людям уже недостаточно даже идеального сервиса и технических решений – им нужны эмоции. Яркие и позитивные. Эмоции и технологичность – два ключевых критерия успешной экосистемы. МТС лидер ИТ и медиакоммуникационной отрасли, а эмоции важная часть нашего бренда и бизнеса. Эмоции – то, что удерживает пользователей в периметре сервисов экосистемы.
Интеграция с большой экосистемой дает возможность экономить на продвижении, на рекламе и т.п., и при этом больше давать потребителю. Важная вещь для экосистемы — частотность посещения витрин. У МТС как телеком оператора, эта частотность одна из самых высоких среди экосистем в России с учетом запроса на цифровые услуги: звонки, мессенджеры, выход в интернет. Почти треть доходов бизнеса – уже не телеком доходы. И именно этот сектор показывает более высокую динамику роста доходов. У тех, кто вне экосистемы, будет конкуренция не только за выход к потребителю, но и за партнерство с экосистемами.
Этот переход на уровень эмоций сыграл еще одну важную роль: медийный бизнес наконец задумался о зрителе и понял, что технологии – 4К, 8К, которые последние годы все так любили обсуждать – вторичны. А первичен сам контент: его смыслы, его актуальность, его способность не красивой картинкой, а содержанием и эмоцией привлечь зрителя. Молодые, яркие главы и креативщики ОТТ-платформ обсуждали производство контента, вопрос дефицита качественных кадров в отрасли, конкуренцию, коллаборацию: способы создавать добротные и интересные зрителю тайтлы. Инвесторы готовы за это платить. Важно, чтобы платил зритель. И платформы понимают, что их успех и возврат инвестиций будет зависеть от продуктологов. Пускай сейчас пользователь скачет по оригинальным новинкам, не остается нигде надолго. Но это – цена надежды, что в будущем он выберет для себя не одну, а несколько подписок, где получит то, что ему нужно.
Прошедший CSTB показал, что рынок меняется, потому что большинство его участников наконец поняли, что медиа-отрасль – это не про технологии. Это – про смыслы и эмоции. Технологии – обертка. Люди готовы платить за то, что внутри.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии