Прошедший год в телекоме ознаменовался несколькими важными событиями, которые, по мнению Ассоциации, надолго изменят жизнь операторов связи.
Доступ в МКД
В первую очередь это принятие закона о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные жилые дома и Правил взаимодействия операторов связи и управляющих компаний. Активная позиция Ассоциации и ее членов в вопросе безвозмездного доступа в МКД позволила достичь сразу нескольких задач, попутно решив вопрос нового строительства сетей и сооружений связи в многоквартирных домах, их модернизации, а также проблему подключения к электрическим сетям.
Антифрод
В 2024 году Роскомнадзор начал контролировать и требовать от операторов связи подключения к системе «Антифрод». На основании статьи 46 Федерального закона «О связи», операторы при передаче сообщений и установлении телефонных соединений обязаны передавать в неизменном виде абонентский номер или уникальный код идентификации, выделенный звонящему абоненту. Операторы провели огромную работу по подключению к системе «Антифрод», а некоторые небольшие компании ушли с рынка местной телефонной связи, передав своих клиентов крупным игрокам рынка услуг телефонии. Можно сказать, что борьба с подменой номеров принесла желаемый результат, сократив количество звонков мошенников, которые перешли на звонки в мессенджеры и стали использовать другие схемы обмана.
Пропуск трафика через ТСПУ
Также в уходящем году, 1 декабря вступили в силу новые требования к деятельности в области связи, установленные законом № 473-ФЗ и постановлением Правительства № 1604, которые затрагивают как схему пропуска трафика через технические средства переключения и управления (ТСПУ). Она должна быть согласована с Роскомнадзором, как и схема построения сети связи, требующая согласования с ФСБ. И теперь для получения или продления лицензий на услуги связи оператору необходимо предоставить согласованную схему сети, а также заключение ФСБ о соблюдении требований системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Несоблюдение новых требований может привести к отказу в получении новых и продлении уже имеющихся лицензий в области связи. Так государство ужесточает требования и вводит контроль за их соблюдением, подталкивая операторов более серьезно относиться к пропуску трафика через ТСПУ и реализации на сетях требований СОРМ. Да, в большинстве своем это дополнительные затраты, которые ложатся на операторов связи, но при этом есть понимание, что эти требования коснутся всех операторов без исключения, новых – при получении лицензий, а уже действующих – при их продлении.
Персональные данные
Нужно также не забывать о том, что государство ведет планомерную работу не только по цифровизации и переходу на получение услуг в электронном виде, но и по усилению контроля за персональными данными. В уходящем году Президент России Владимир Путин подписал законы, усиливающие административную и уголовную ответственность за утечки персональных данных и их незаконный оборот.
Требования к субъектам КИИ
В течении года очень много вопросов у операторов связи вызвали нормативно правовые документы, касающиеся критической инфраструктуры (КИИ) на сетях операторов связи. Однозначного понимания по реализации этих требований у представителей рынка нет, равно как и нет понимания по поводу аппаратно-программных комплексов, которые должен в итоге установить или привести в соответствии с требованиями оператор связи. При этом ФСТЭК России в течение 10 рабочих дней проверяет полноту и комплектность представленных заявителем документов, содержащих сведения о объектах КИИ, и в случае выявления нарушений направляет заявителю уведомление в 30-дневный срок устранить выявленные несоответствия и (или) представить недостающие документы.
Невыполнение требований регулятора или неустранение нарушений в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, а на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Отчисления в резерв универсального обслуживания связи
Ну и нельзя упомянуть про одобрение Госдумой в третьем чтении законопроекта, который увеличивает отчисления операторов в резерв универсального обслуживания связи с 1,2% до 2%. Отчисления в резерв универсального обслуживания – это неналоговые платежи, которые операторы связи отчисляют в течение 30 дней после окончания квартала.
Контроль усиливается
Это лишь часть вопросов, с которыми столкнулись операторы связи в 2024 году и с которые придется решать им в последующие годы. Мы, как Ассоциация компаний связи, видим, что государство усиливает контроль за деятельностью операторов и, судя по всему, эта работа продолжится. Наряду с некоторыми послаблениями, государство все-же хочет понимать и регулировать отрасль в режиме «онлайн». Перед телеком-сообществом ставят серьезные задачи по контролю за своей собственной инфраструктурой, ее устойчивости на фоне различных угроз.
Надеемся, что в 2025 году государство будет не только следить за исполнением своих требований, но и пойдет навстречу операторам и решит такую проблему, как недискриминационный доступ к опорам для подвеса кабеля, а также наконец будет выработан механизм поддержки операторов связи в решении вопросов с доступом в МКД.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии