Новое слово в телеизмерении

Роман Ясинский 27.03.2022
Эпиграф от редакции: 
Колонка была опубликована в печатном выпуске "Кабельщика", подготовленного редакцией специально для CSTB. Журнал был сдан в печать в середине февраля – до драматических событий, разделивших наш мир на ДО и ПОСЛЕ. Поэтому некоторые события и обстоятельства, о которых пишут наши авторы, выглядят несколько иначе, чем они выглядели бы, если бы статьи писались сейчас. Но, тем не менее, мы считаем своим долгом опубликовать эти замечательные тексты и онлайн – пусть даже с такой поправкой.
Подробнее: https://www.cableman.ru/article/chto-takoe-fast-ili-govorit-i-pokazyvaet-ctv
 

По примеру многих западных стран в России сегмент ТВ исследований регулируется государством. Применяемая сегодня технология пиплметрии работает на основе статистических методов, когда небольшая выборка определяет предпочтения большинства. Такой подход хорошо справляется с типичными предпочтениями в крупных городах, где установлено много измеряющих устройств (основная доля рекламного рынка), но дает слишком высокую погрешность, как только речь заходит об "индивидуальностях" – небольших регионах, местных каналах, узких тематиках.

Государство в этом случае регламентирует измерения лишь в той части данных, которые применяются для последующего размещения рекламы. Телеизмерения же могут и должны решать множество других задач. В России порядка 1100 городов, в которых вещает более 1200 версий телеканалов. Нишевые телеканалы, имеющие низкие рейтинги на фоне всей аудитории, соизмеримые с погрешностью измерений, не в состоянии заплатить за собственные масштабные исследования. Абсолютное большинство из них не имеет возможности оценить свою аудиторию, востребованность своего контента, а ведь без этого невозможно создание современного телевидения. 

Осознав этот коммуникационный разрыв, мы сосредоточили усилия на том, чтобы найти оптимальное решение и сделать телеизмерения доступными для всех участников рынка.

Так появилась система измерений "Орион.МедиаМетр". В основе нашего решения лежит технология HbbTV, на базе которой мы формируем запрос к абонентскому оборудованию, а от него, в свою очередь, получаем обезличенную информацию и используем ее для измерений:

• марка и модель абонентского устройства;

• ip-адрес, для определения геолокации;

• название и номер включенного телеканала.

Понятно, что лишь часть абонентского оборудования поддерживает эту технологию и одновременно имеет доступ в интернет. Однако только в сети нашего спутникового телевидения "Телекарта" число таких абонентов превышает несколько тысяч. Кроме того, спутниковая группировка "Ориона" является точкой распространения для целого ряда телеканалов. Другими словами, сигнал, формируемый нашей головной станцией и содержащий при этом потоки НВВ, может быть доступен и абонентам кабельных операторов. Таким образом, число пользователей, получающих и могущих обработать наш сигнал НВВ, возрастает до нескольких десятков и даже сотен тысяч. Их географическое распределение представлено на диаграмме (рисунок 1). При этом максимальный охват аудитории система демонстрирует именно по тем телеканалам, которые выбрали "Орион" в качестве платформы распространения. 

Так как вся информация HBB содержит лишь запрос, сам информационный поток занимает 20 Кбит/с на один транспондер. Универсальность запроса позволяет использовать один и тот же поток НВВ для всех телеканалов, содержащихся в одном транспортном потоке (транспондере). 

На основании данных, полученных от абонентского оборудования, мы можем определить, является данный пользователь абонентом "Телекарты" или абонентом кабельного оператора.

Располагая данными о том, сколько было включено устройств в каждый момент времени на анализируемом телеканале, и сделав выборку исключительно по абонентам "Ориона", мы получаем рейтинг телеканалов внутри наших пакетов (рисунок 2), а формируя выборку не по оператору, а по телеканалу и соотнеся эти данные с программой передач, можно проводить анализ рейтинга той или иной передачи в сетке телеканала (рисунок 3).

На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 600 тыс. устройств, из которых больше 450 тыс. – уникальные пользователи, что делает "Орион.МедиаМетр" единственным в России сервисом в области телеизмерений, открывающим доступ к большому массиву данных в режиме реального времени.

Рисунок 1. Географическое распределение абонентов кабельных сетей в системе "Орион.МедиаМетр"

  

Рисунок 2. Рейтинг групп телеканалов в пакетах "Телекарты"

Доли смотрения по группам каналов за 2022-01-27

    

Рисунок 3. Телесмотрение телеканала в течение 24 часов

Об авторе

Роман Ясинский
директор по технической эксплуатации ГК "Орион"