Налоговый парадокс РАО

Игорь Базилевский 21.05.2012

На прошедшей неделе Арбитражный суд удовлетворил ходатайство Российского авторского общества (РАО) о рассмотрении в закрытом режиме иска, в котором оно требует отменить решение налоговой инспекции о доначислении налоговой задолженности в размере 560,102 миллиона рублей.

В ходе заседания юристы РАО поддержали ранее заявленное ходатайство о рассмотрении дела в закрытом режиме. Представители ссылались на то, что в процессе могут быть оглашены сведения, которые относятся к персональным данным. Юристы налоговой инспекции возражали против удовлетворения этого ходатайства, однако ранее предложили сделать закрытым одно из заседаний, на котором РАО и огласит все сведения, которые, по их мнению, являются закрытыми.
 
Также РАО представило документы с контррасчетами по иску. Суд отложил рассмотрение спора на 6 июня для ознакомления сторон с представленными документами.
 
Ранее в суде сообщили, что инспекция Федеральной налоговой службы по Москве номер 3 в августе обязала РАО перечислить в бюджет указанную сумму, представляющую собой недоимку по НДС, налогу на прибыль, налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, а также пени и штрафы.
 
Суд по ходатайству РАО 18 ноября принял обеспечительные меры в виде приостановления действия оспоренного решения налогового органа до вступления в законную силу судебного акта по существу спора.
 
Как указало РАО в своем ходатайстве, денежные средства, поступающие на его счета, не являются его собственностью и подлежат распределению и выплате правообладателям. При этом проценты, удерживаемые заявителем, целиком и полностью направлены на покрытие расходов по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения в рамках утверждаемой ежегодно сметы, и обращение взыскания на эти средства нарушит права правообладателей, в пользу которых данные средства были собраны.
В ходатайстве также указывалось, что принудительное взыскание с общества более 560 миллионов рублей может повлечь неисполнение либо исполнение не в полном объеме обязательств по выплатам авторского вознаграждения более чем 26 тысячам правообладателей (средние ежемесячные выплаты правообладателям составляют 109,644 миллиона рублей).
 
Но вернемся к началу этой истории...
Еще в ноябре 2011 года депутат ГД ФС РФ И.В.Пономарев обратился к И.О. Министра финансов РФ А.Г.Силуанову с запросом в котором указал следующее.
 
В настоящее время основную деятельность по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе осуществляют Российское Авторское Общество, Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности и Российский Союз Правообладателей.
 
В связи с особенностями организационно-правовой формы указанных общественных организаций их членами не могут быть правообладатели-юридические лица, кроме общественных ороанизаций.
 
Однако, согласно п.3 ст. 1242 ГК РФ, «основанием полномочий организации по управлению правами на коллектвиной основе является Договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с Правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абз. 1 п.3 ст. 1244 ГК РФ.
 
Указанный договор может быть заключен с Правообладателями, являющимися членами такой оранизации и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной сонове обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации».
 
Таким образом, указанные общественные организации осуществляют управление правами как физических, так и юридических лиц.
Между тем, согласно текстам заключаемых к примеру РАО лицензионных договоров, «суммы авторского вознаграждения НДС не облагаются».
 
Таким образом, РАО получает от плательщиков суммы без НДС, которые затем подлежат согласно п.4 ст. 1243 ГК РФ распределению между Правообладателями — как физическими, так и юридическими лицами.
 
Однако ст. 149 НК РФ не предусматривает освобождение от НДС сумм авторского вознаграждения, выплачиваемых в пользу юридических лиц по возмездным лицензионным договорам на предоставление имущественного исключительного права использования произведений и иных объектов авторских и смежных прав.
 
Таким образом возникает правовая неопределенность в отноешении сумм авторского вознагарждения, выплачиваемых в пользу РАО пользователями по лицензионным договорам в части обязанности включения в их состав НДС.
 
Аналогичный вопрос возникает в части обложения указанных сумм страховыми сборами, а также в части НДФЛ — налога на доходы физических лиц. Согласно положения п.7 ст.8 ФЗ от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ и другие фонды» сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, определеяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.
 
Таким образом, суммы авторского вознаграждения, выплачиваемого по заключаемым РАО лицензионным договорам на предоставление права использования произведений, являются базой для начисления страховых взносов в том случае, когда их получателями (Правообладателями) являются физические лица. Однако указанные организации в обращениях к Пользователям указывают в качестве своего преимущества отсутствие необходимости уплаты соцстраха и НДФЛ по сравнению с прямой оплатой самому Правообладателю.
 
В этой связи возникает правовоая неопределенность по следующим основаниям:
А) Вознаграждения, полученные по договорам о передаче исключительных имущественных прав и лицензионным договорам, не являются базой для начисления страховых взносов, поскольку эти договоры не имеют признаков правоотношений по выполнению работ или предоставлению услуг и носят сугубо рентный характре (по аналогии с арендой принадлежащего физическому лицу имущества);
 
Б) Возникает правовая неопределеннсть и в отношении сумм авторского вознаграждения, выплачиваемых в пользу РАГО пользователями по лицензионным договорам в части обязанности включения в их состав страховых взносов, либо их самостоятельной уплаты.
 
При этом следует иметь в виду, что распрелделение собранного РАО вознаграждения согласно п.4 ст. 1243 ГК РФ осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объхектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера. Таким образом, средства, предназначенные для юридического лица при наличии неполноты сведений в отчетах пользователей, могут быть распределены в пользу физических лиц и наоборот.
 
В) Если суммы авторского вознаграждения уплачивает Пользователь авторскими правами, то он обязан удержать и уплатить НДФЛ в качестве налогового агента, если же пользователь перечисляет авторское вознаграждение по договору в организацию по коллективному управлению првами, НДФЛ — не платится. В свою очередь организация по коллективному управлению правами тоже НДФЛ не удерживает и не перечисляет, и следовательно также возникает правовая неопределенность.
 
В ответ на депутатский запрос Понаморева И.В., И.О. Статс-секретарь-Заместитель Министра финансов РФ С.Д.Шаталов указал следующее.
 
В соответствии с п.1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, от которых или в результате отношения с которыми налогоплательщик получил ДОХОДЫ.
 
Лицом от которого Правообладтель получает доход, является Пользователь. Если лицензионный договор заключается организацией по управлению правами на коллективной основе, такая организация в соответствии со ст. 1243 ГК РФ лишь собирает с пользователей вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав и осуществляет их распределение между правообладателями и выплату им на основе отчетов об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иных сведений и документов, предоставляемых Пользователями.
Из вышеизложенного следует, что налоговым агентом при выплате дохода от использования объектов авторских и смежных прав по лицензионным договорам является Пользователь этими правами который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
 
Если налоговый агент по каким-либо причинам не имеет возможности самостоятельно удержать исчисленную сумму налога, то в соотвествии с п.5 ст.226 Кодекса он обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму налога.
В этом случае налогоплательщик в соответствии со ст. 228 Кодекса самостоятельно исчсиляет и уплачивает налог, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
 
В соответствии с п.1 ст. 143 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) переадче имущественных прав на территории РФ налогоплательщиками налога на добавленную стомисоть признаются организации и индивиуальные предприниматели.
 
П.п. 26 п.2 ст. 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогооблажения налогом на добавленную стоимость передачи исключительных прав на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, а также передачи прав на использование указанных результатов интеллектуальной собственности на основании лицензионного договора. При этом передача по лицензионному договору прав на использование иных результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исполнений, фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио-или телепередач), а также услуги по управлению правами данной статьей не предусмотрены.
 
Таким образом, при осуществлении операций по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не поименованных в указанном п.п.26 п.2 ст. 149 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог на добавленную стомисть в общеустановленном порядке. 
 
По данным газеты «Ведомости», налоги были доначислены за 2008-2010 годы, подавляющая часть претензий (около 500 миллионов рублей) связана с внереализационным доходом РАО, который возник из-за того, что не все авторы обращались в РАО за получением вознаграждения. Само РАО ранее сообщило, что в 2010 году собрало 2,7 миллиарда рублей, а выплатило авторам 2,27 миллиарда рублей.
 
РАО было создано в качестве организации по управлению авторскими правами на коллективной основе в 1993 году на базе упраздненного Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС).
 
Управление правами авторов и иных правообладателей РАО осуществляет на основании договоров о передаче соответствующих полномочий. Число таких договоров с российскими правообладателями по состоянию на 1 января 2010 года составило более 24 тысяч. Кроме того, РАО заключило 174 договора о взаимном представительстве интересов с аналогичными иностранными организациями в 68 странах мира. Благодаря этому РАО представляет на территории России интересы порядка двух миллионов зарубежных правообладателей в области использования музыкальных произведений.
 
В 2008-2009 году Росохранкультура произвела аккредитацию РАО на сбор авторский отчислений за исполнение музыкальных произведений на сцене и в эфире.

Об авторе

Игорь Базилевский
руководитель юридической службы ВИАСАТ Холдинг