В 2022 году медиакоммуникационная отрасль столкнулась с нестандартными вызовами, такими как массовый уход иностранных рекламодателей, мейджоров и производителей оборудования, а также беспрецедентное санкционное давление. И как следствие, индустрия остро нуждалась не только в неординарных решениях, но и мерах государственной поддержки. Поэтому в начале 2022 года фокус внимания Союза МКС был направлен на разработку собственных предложений и поддержку сторонних инициатив в этом направлении. В частности, при участии МКС были распространены меры поддержки, предусмотренные для IT-компаний, на аудиовизуальные и иные сервисы в части предоставления налоговых льгот. Осенью в плотном взаимодействии с Минцифры были получены детальные разъяснения относительно перечня документов и порядка оформления отсрочки от мобилизации для сотрудников операторов связи и вещателей.
В целом, стоит отметить, что год выдался очень динамичным. Правовой комитет МКС рассмотрел 31 законопроект, по каждому из которых была подготовлена и направлена в соответствующие органы власти консолидированная позиция членов союза.
Большой объем работы был проделан в рамках подготовки предложений в нормативные подзаконные акты во исполнение требований Закона о единой системе учета интернет-рекламы. Частично предложения участников МКС были учтены в текстах документов. Кроме этого, в плотном контакте с федеральными органами власти были подготовлены рекомендации по соблюдению новых требований, которые в настоящее время применяются всеми участниками рынка интернет-рекламы.
Важное место в повестке союза в 2022 году заняли инициативы в сфере интеллектуальной собственности. После принятия указа Президента Российской Федерации, предусматривающего временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями, мы обратились в Минцифры за разъяснениями по порядку применения указа, а также постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 № 1031 о реализации некоторых положений данного указа. При содействии коллег из Минцифры мы получили разъяснения со стороны Минэкономразвития, которые по ряду ключевых моментов были созвучны с позицией членов МКС.
Наряду с этим мы детально проанализировали инициативу, предусматривающую введение института принудительного лицензирования объектов интеллектуальной собственности. В своей официальной позиции мы изложили высокие риски негативного влияния законопроекта на медиаотрасль, так как предложенное регулирование не учитывает специфику индустрии и нарушает интересы ее профильных участников. Вместе с тем мы выразили готовность участвовать в доработке данной инициативы. Позднее в публичном поле появилась информация о намерении распространить действие механизма принудительной лицензии в отношении аудиовизуальных произведений лишь на кинопрокат. Как-либо комментировать этот факт в отсутствие текста законопроекта преждевременно.
Осенью внимание индустрии было приковано к инициативе о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений. По ходу рассмотрения законопроекта Госдумой мы направляли ряд предложений и комментариев. Стоит отметить существенные положительные изменения между первой и принятой редакциями документа, учитывающие отдельные предложения МКС. В частности, под новое регулирование попали абсолютно все ресурсы, а не только ресурсы со специальным статусом – аудиовизуальные сервисы, социальные сети, маркетплейсы, как планировалось изначально. Таким образом, распространение контента, содержащего пропаганду ЛГБТ-ценностей, станет основанием для блокировки в том числе и пиратских ресурсов, что не позволит им пользоваться преимуществом по сравнению с легальными площадками.
Безусловно, в рамках применения новых норм у членов МКС возникают вопросы. Для получения необходимых разъяснений в конце года мы организовали серию обсуждений с участием представителей Роскомнадзора для владельцев аудиовизуальных сервисов. На очереди аналогичные совещания с вещателями и телеком-операторами. Кроме этого, с начала года мы включились в работу по подготовке предложений в тексты нормативных подзаконных актов в рамках процедуры публичных обсуждений.
Традиционным направлением работы остается борьба с нелегальным распространением аудиовизуального контента в интернете. Мы продолжаем реализацию положений меморандума о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий. Правообладатели единогласно отмечают эффективность механизма меморандума и наращивают усилия по работе с ним. Так, за все время действия меморандума из поисковой выдачи удалено 78 млн ссылок на пиратский контент (по данным на середину января 2023 года). За год реестр указателей страниц сайтов с нелегально размещенным контентом пополнился на 44 млн ссылок, в среднем правообладатели ежемесячно вносят 3,7 млн ссылок.
Совместно с коллегами из Яндекса в прошлом году мы усовершенствовали алгоритм работы реестра, благодаря чему удалось сократить время удаления ссылок из поисковой выдачи Яндекса с нескольких часов до 30 минут с момента их внесения в реестр. В качестве дальнейшего развития антипиратских инициатив в начале 2022 года были подписаны поправки в действующий меморандум, предусматривающие удаление из поисковой выдачи целиком доменов злостных пиратских сайтов. Данная мера позволит существенно продвинуться в борьбе с пиратами, однако, согласно отраслевой договоренности, эти поправки вступят в силу лишь после принятия законопроекта, закрепляющего действующую редакцию меморандума. Очевидно, что в новых реалиях актуальность борьбы с пиратством только возрастает, поэтому индустрия ожидает скорейшего принятия закона на смену меморандуму, что позволит вывести борьбу с пиратством на новый уровень и приступить к реализации обновленной версии меморандума.
В 2023 году мы безусловно продолжим работу в рамках антипиратской повестки. Также в планах наряду с подготовкой заключений по сторонним инициативам разработка собственных предложений по совершенствованию отраслевого законодательства.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии