Наконец настал тот день, когда мечта телеком-операторов становится явью. Много лет они выражали недовольство своим статусом "трубы", по которой многочисленные онлайн-сервисы гоняли свой трафик. Сейчас же практически все крупные операторы превращаются из телекоммуникационных компаний в игроков медийного рынка, выстроив вокруг своих услуг целые экосистемы и создав мультисервисные платформы.
Новость об объединении медиаактивов американских гигантов AT&T Inc. и Discovery Inc., появившаяся на днях, вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе. Компании открыто заявили о своих амбициях – стать лидерами мирового рынка OTT-сервисов и потеснить на нем Netflix, Hulu, Amazon и других ведущих игроков.
И это заставляет задуматься о том, что же происходит в медиа- и телеком-индустриях. И можно ли сейчас вообще с уверенностью провести четкую границу между ними. Ведь телеканалы собственного производства, OTT-сервисы, видеопродакшн – все это становится привычной составляющей бизнеса современного оператора. Цель у всех этих метаморфоз очевидна – сохранение существующих абонентов и привлечение новых. И если раньше для ее достижения достаточно было предоставлять качественные услуги по доступным тарифам, то сейчас этим уже никого не удивишь. В эпоху всеобщей доступности интернета люди все большее внимание обращают не на технические особенности, которые есть у поставщика услуг, а на контент.
Борьбу за внимание аудитории выигрывает не тот, у кого заявлена большая пропускная способность сети или внедрены последние технологические инновации, а тот, кто предоставляет возможность посмотреть премьеру нового сериала или транслирует в прямом эфире топовые спортивные события, а также дает доступ к максимально разнообразному тематическому ТВ-контенту.
Но изначально производство контента – это не операторский бизнес. В штате нет специалистов с необходимой квалификацией, нет студий, оборудования – всего того, чем обладают теле- и кинокомпании. Конечно, если задаться такой целью, оператор может организовать собственный продакшн, но сколько на это уйдет времени, сил и финансов. Будет ли игра стоить свеч? Да, некоторые операторы запускают свои эксклюзивные телеканалы, но одно дело собрать их из готового контента по принципу плейлиста, а другое – наладить полноценный производственный цикл.
Поэтому ключевым фактором в конкурентной борьбе на современном рынке становятся удачные сотрудничества между телекомом и медиа. Например, "Ростелеком" не создает контент самостоятельно, а участвует в бизнесе медиакомпаний на уровне акционера, получая таким образом возможность доступа к эксклюзивам. Таким же путем пошла и AT&T. Очевидно, что в компании пришли к выводу, что содержание своего медиаподразделения не оправданно с финансовой точки зрения, поэтому решили войти в симбиоз с Discovery, которая, как говорится, собаку съела на производстве качественного контента.
Но такие союзы между операторами и производителями контента совершенно не обязательно должны строиться на базе частичного или полного слияния активов. Взаимовыгодные альянсы заключаются и на основании обычных договорных отношений.
От правильного подхода сторон к таким проектам совместной работы медиакомпаний и операторов зависит не только крепость их фундамента, но и перспективы монетизации и продвижения контента в условиях новой интернет-реальности. Эффективно продвигать телевизионный и VOD-контент без совместных усилий операторов и производителей практически невозможно. Ведь медиакомпании хорошо знают свой контент и могут о нем многое рассказать, но у них нет прямого доступа к аудитории. А операторы полностью владеют информацией о портрете своей аудитории и знают, как привлечь ее внимание.
Производитель контента обязательно должен получить от оператора информацию о том, какие у него есть каналы коммуникации с абонентами, чтобы исходя из этого предложить контент, который будет интересен аудитории. При грамотном подходе в выигрыше останутся обе стороны.
Казалось бы, все довольно просто, но есть один фактор вносящий некоторые коррективы в стройную картину сотрудничества. Будучи союзниками в сегменте платного ТВ, операторы и медиакомпании становятся конкурентами, когда речь заходит об OTT-сервисах.
Ведь крупные ТВ-операторы уверенно наступают на позиции традиционных стриминговых сервисов, запуская собственные OTT-платформы. При этом они используют свои преимущества в виде сложившейся лояльной абонентской базы и разнообразных услуг, сформированных в пакетные предложения. Такая диверсификация бизнеса дает возможность грамотного перераспределения бюджетов внутри компании и привлечь еще большую аудиторию клиентов. Но собственные стриминговые платформы появляются и у медиакомпаний. Например, сервис Premier, созданный холдингом "Газпром-медиа", или Start от компании Yellow, Black & White.
Так кем же все-таки приходятся друг другу операторы и производители контента – партнерами или конкурентами? В поисках ответа можно снова обратиться к примеру компании AT&T, которая поняла, что даже имея такие популярные сервисы, как HBO Now и HBO Max, не сможет на равных тягаться с Netflix, Hulu, Amazon и другими мировыми лидерами OTT-рынка. Поэтому и было принято решение вывести медиаактивы в отдельную компанию, заручившись при этом поддержкой Discovery.
В целом же российский рынок пока находится на стадии поиска правильного баланса между узкой специализацией и конвергенцией компаний, работающих в медиаиндустрии. На этом пути компании неизбежно ждут взлеты и падения, радость от гениальных находок и горечь разочарования от локальных провалов.
Но, очевидно, что будущее за профессиональным диалогом между медиа и телекомом. А совместная работа этих индустрий – единственный путь дальнейшего развития рынка в условиях столь жесткой конкуренции со стороны интернет-видеосервисов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии