Почему они не летают, как птицы? Почему нужны плеер, скрипт, движок, хостинг, системы аналитики, техподдержка и вот это все? То ли дело – телеканалы. Контент на сервере, доставка до оператора/абонента, программа передач в EPG, банкетом заполировать – и все дела. Схема отлажена годами.
С онлайн-сервисом сложнее. Опять же, контент. Эксклюзив стоит дорого, а если не хочешь тратиться на эксклюзив, то нужно что-то еще. Обширная библиотека, например. Или выдающееся юзабилити с рекомендательной системой. Или сильный бренд, узнаваемый с пол-оборота. А еще лучше – все сразу. Плюс эксклюзив!
Подробный обзор крупнейших онлайн-платформ "Кабельщик" представит в печатном виде на выставке CSTB, пока же мы попытаемся отметить некоторые тенденции видеопотребления, сформировавшиеся в уходящем году.
Даже сочетание всех мыслимых конкурентных преимуществ пока не гарантирует онлайн-кинотеатру безусловного коммерческого успеха. Особенно, если сравнивать цифровую дистрибуцию контента с бизнесом по продаже народонаселению телеканалов, каким он был лет десять назад. Понятным, линейным и высокомаржинальным.
Маленькие, но по три
Действительно, цифровая дистрибуция обладает одной крайне раздражающей особенностью. Слишком много всего: точек входа, аудитории, конкурентов. И каждого потенциального подписчика/зрителя нужно "обойти с шапочкой" лично.
Денег при этом пока не так много (по сравнению с телевидением), и они как бы "размазаны" по всем каналам коммуникации.
Кстати, есть мнение, что так будет всегда. Поэтому для успешного функционирования предприятия нужно привыкать находится везде, где находится ваша аудитория, 24 часа в сутки 7 дней в неделю без перерыва и еще постоянно контролировать процесс. Плюс четко представлять себе этих людей и их интересы. На первый взгляд – невозможно. Но некоторые справляются.
В таблице приведено общее количество визитов на сайты онлайн-кинотеатров (SimilarWeb, ноябрь 2018).
Трафик видеосервисов в ноябре 2018
|
||
Бренд
|
Сайт
|
SimilarWeb, млн*
|
ivi
|
ivi.ru
|
64,76
|
Megogo
|
megogo.ru
|
12,64
|
ShowJet
|
showjet.ru
|
12,29
|
Videomore
|
videomore.ru
|
9,37
|
TNT-Premier
|
tnt-premier.ru
|
4,68
|
TVZavr
|
tvzavr.ru
|
3,57
|
Tvigle
|
tvigle.ru
|
3,22
|
Amediateka
|
amediateka.ru
|
1,58
|
Okko
|
okko.tv
|
1,52
|
Start
|
start.ru
|
0,854
|
* - SimilarWeb. Всего визитов - десктопы и мобильный интернет
|
Дифференцируйся или умри
Аудитория ресурсов, открывающих список, уже вполне сопоставима с аудиторией некоторых телеканалов. Плюс блестящие перспективы роста. Но очевидна и разница, тормозящая процесс. Онлайн-платформы в России сегодня, как правило, слишком зациклены на технических сторонах своей деятельности и недостаточно хорошо дифференцированы с точки зрения маркетинга. Не спасает даже то, что продвижение онлайн-сервиса априори более технологично, чем продвижение телеканала.
С ростом рынка каждому игроку придется задуматься о своей неповторимой фишке, которая отличала бы его от конкурентов. И необязательно таким маркером должен быть контент, который, к сожалению, не так уж сильно различается на разных ресурсах. Иногда доходит до смешного: если просто попытаться сравнить интерфейсы, почти все онлайн-кинотеатры, в том числе и нелегальные, похожи друг на друга, как близнецы-братья.
Видимо, сегментация предложения в сфере онлайн-видео будет одним из главных трендов следующего года.
Вчера наступило внезапно
А пока в ожидании наплыва корд-каттеров [зрителей, отказавшихся от традиционного способа видеопотребления] на рынке наблюдаются лихорадочные попытки усидеть на всех возможных стульях сразу. Так, iviанонсирует запуск линейных телеканалов в начале следующего года. Сайт телеканала "Пятница" перезапускается в формате онлайн-кинотеатра. Ramblergroupобъединяет под одним брендом кинотеатральный и онлайн-прокаты. Mediascope расширяет проект Big TV рейтинг.
Между тем аналитики предрекают рост рынка ОТТ-видео к 2022 году почти в два раза, а рынка платного телевидения – всего на 0,7% ("ТМТ Консалтинг" и PwC). Правда, сами доли рынка пока несопоставимы. Но все может измениться гораздо стремительнее, чем мы ожидаем. Технический прогресс не стоит на месте, меняются привычки аудитории, а политическая ситуация в России все меньше стимулирует интерес к государственным и окологосударственным медиа.
В то же время в 2018 году легальные онлайн-кинотеатры очень старались стать ближе к людям. Состоялся целый ряд глобальных партнерств: Startи TVZavr – Мегафон, Megogo– Тинькофф мобайл, Билайн, МТС, НТВ-плюс, ivi– МГТС, Amediateka– Yandex, ShowJet– Mail.Ru group. Плюс ivi, TVZavr, Okko объявили о ребрендинге/редизайне, запустился и сразу набрал хорошую высоту TNT-Premier. И, наконец, в 2018 году YouTubeобогнал по охвату аудитории все телевизионные каналы, кроме Первого, а парк SmartTV России превысил 21,5 млн. устройств (J’son&PartnersConsulting), и это больше, чем половина всех домохозяйств страны.
В общем, все самое интересное только начинается.
Противный новый мир
А еще 2018 был богат на форумы, круглые столы и конференции, где много рассуждали о телевидении и интернете – вместе или порознь, противники или союзники, и кто кого. По существу, все споры такого рода сводятся сегодня к обсуждению двух моделей монетизации контента – цифровой и традиционной. Жизнеспособны обе. Вот только ситуация пока сильно напоминает детский "вопрос на засыпку" про килограмм пуха и килограмм железа. Что тяжелее, помните? Ответ очевиден, хотя и противоречит логике. Похоже, что в наступающем году желающих проверить это станет больше.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии