Михаил Горячев
15.02.2016
В 2015 году произошло радикальное изменение российского телевизионного рынка. Причем эти изменения затронули всех ‒ телеканалы, дистрибуторов, операторов и наконец, в самом конце цепочки, абонентов. Стали очевидны многие проблемы, и некоторые решения, которые были предложены теми или иными участниками рынка, как минимум не вызывали восторга у других игроков.
Давайте попробуем восстановить хронику событий. В конце 2014 года началось обрушение рекламного рынка (в среднем на 17‒18%). Это автоматически привело к сокращению бюджетов на производство и закупку контента телеканалами, работающими по рекламной модели. Первый канал, "СТС-Медиа", ТНТ ‒ все крупные федеральные каналы в один голос заявили об этом.
Ближе к осени стало понятно, что придется не только избавляться от некоторых телепередач, но и целиком отказываться от нерентабельных телеканалов. Таковых даже в федеральном сегменте нашлось целых два ‒ "Россию 2″ с 1 ноября сменил "Матч ТВ", а "Перец" с 12 ноября был спешно ребрендирован в "Че", и первые данные по рейтингам новых телеканалов также вызвали бурную дискуссию: стоила ли овчинка выделки?
Казалось бы, это должно было привести к росту интереса к платным телеканалам. Но нет, подписная модель распространения телеканалов также обнаружила свои недостатки: платные телеканалы существуют за счет лицензионных платежей, и, если они не собирают нужную аудиторию, оператору, как правило, проще отказаться от такого телеканала. Более того, некоторые дистрибьюторы в надежде спасти утопающие телеканалы, развернули продажи по принципу block booking. Приобрести каналы операторам предлагалось исключительно с довесками: к одному-двум по-настоящему востребованным телеканалам еще пять невостребованных. При этом в ход часто шли смешные доводы, например об импортозамещении: "Наш телеканал российского производства, а потому лучше". Когда операторы справедливо отказывались от таких довесков, им говорили: "Ну, тогда вы вообще ничего не получите".
Конечно, это неправильно. Самое страшное, что такая "кризисная дистрибуция" приводит к монополизации некоторых сегментов рынка. Начинается откровенное навязывание и, опять же, падение качества, а единственным критерием качества телеканала может быть только оценка его конечным потребителем. Если абонентам платного телевидения ваш канал неинтересен, проще его закрыть или перезапустить с новой концепцией, но не нужно пытаться удержать на плаву в существующем виде.
Пакетирование ‒ это вообще не задача дистрибьюторов. Пакетированием должны заниматься операторы! При этом очевидно, что в современных условиях нужно ориентироваться на большой, многожанровый пакет телеканалов (около 200) по доступной для российских потребителей цене, с обязательным наличием в пакете HD-телеканалов. Это проверенная мировая практика, так делают все крупные зарубежные операторы. Почему же в России должны быть какие-то другие бизнес-модели?
Именно эту модель предложил в начале прошлого года "Триколор ТВ", создав пакет "Единый". Мы в течение года совершенствовали данную услугу, добавляли новые телеканалы, спорили, фиксировали курс валюты и в итоге получили лучшее предложение в России по соотношению цена‒качество. И это позволило нам не только увеличить за год число абонентов почти на миллион, но и сохранить доходность "Национальной спутниковой компании".
Кризис нельзя победить, перекидывая свои проблемы на головы партнеров по рынку. Кризис можно преодолеть только вместе, выработав оптимальные решения, которые устроят всех игроков. Остальные варианты "перетягивания одеяла" будут лишь расшатывать ситуацию.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии