Дарья Бояринова
13.05.2016
Честно говоря, на Большой медиакоммуникационный форум я шла в первую очередь чтобы услышать как с трибун официально озвучат положения законопроекта о регулировании ОТТ-отрасли. Игроки рынка поговаривали, что именно в рамках этого мероприятия спикеры от Медиакоммуникационного союза наконец представят документ общественности. Но не тут-то было. Представители МКС и входящих в союз компаний в один голос заявили, что никакого законопроекта и в помине нет. Дескать, рабочие группы еще только собирают предложения и мнения с рынка, всячески их обобщают, но готовый документ — побойтесь бога!
Были и более элегантные попытки "откреститься" от документа. Представители Медиакоммуникационного союза напоминали, что МКС не является законодательным органом и создавать законопроекты не входит в его компетенцию. Железный аргумент, против него не попрешь. Хотя у Ильи Булавинова из Первого канала нашелся контраргумент: "По поводу законопроекта, которого нет, могу сказать только одно — газеты врать не будут"
Вместо концепции регулирования ОТТ-отрасли собравшимся рассказывали о том, что консолидация — наше все, и что будущее за крупнейшими медиахолдингами. Об этом, в частности, вещал и заместитель министра связи Алексей Волин.
"В принципе, мы исходим из того, что в текущих условиях будущее принадлежит только тем, кто в состоянии обеспечить большие, полномасштабные проекты, и что консолидация отрасли как в рекламе, так и в медиа имеет очень важное значение. Поэтому мы полагаем, что будущее за крупными игроками", — озвучил позицию Минкомсвязи чиновник.
Также он не забыл упомянуть и о судьбе небольших игроков на рынке. "Конечно, интернет — это среда, позволяющая появляться небольшим стартапам, которые могут быстро и хорошо себя зарекомендовать. Но у маленьких игроков есть, по сути дела, два пути. Путь первый — превратиться самим в больших игроков и остаться на рынке, путь второй — интегрироваться с сервисами больших медиахолдингов, — заявил Алексей Волин. — До определенной степени маленький игрок на рынке, конечно, может жить, но он должен понимать, что у него будет своеобразная жизнь для своей категории лиц".
Есть о чем задуматься. И о своеобразной жизни, и о том, кого представители власти причисляют к "маленьким" игрокам... А также о том, что они уже успели сделать выводы, что "в OTT-среде оказываются наиболее вкусные с точки зрения рекламодателей слои населения".
Интересно и то, какие нововведения в OTT-среде готовит Минкомсвязи. По словам Волина, на специальном ведомственном совещании, состоявшемся пару недель назад, чиновники уже обсуждали вопрос развития отрасли, и сейчас приступят к планированию неких экспериментов с OTT.
Чего-то "интересного", видимо, стоит ожидать не только от Минкомсвязи, но и от Комитета по информационной политике или от различных отраслевых организаций. Не зря же в слайдах еще одного спикера БМКФ — Леонида Левина — промелькнула картинка с диаграммами, демонстрирующими, что 71% экспертов ИРИ по итогам обсуждения программы развития интернета (той ее части, что именуется "Интернет и медиа") высказался за формирование альянса по продвижению высококачественных онлайн-видеосервисов, при том, что всего 28% поддержали идею справедливой конкуренции и развития отечественных производителей и сервисов за счет снижения доступности пиратских медиапродуктов.
Тему объединений в своем выступлении продолжил и глава холдинга "Газпром-Медиа" Дмитрий Чернышенко (вот уж компания, которая не только словом, но и делом последние несколько лет показывала мастерство консолидации российского телеком-рынка. И, похоже, на достигнутом останавливаться не собирается. Аппетит, как говорится, приходит во время еды). Начал издалека, продемонстрировав залу слайд с рыбками. Самой упитанной рыбкой на нем изображались глобальные игроки (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google и другие), рыбкой "поскромнее" — операторы связи, ну а "скромными родственниками" — медиахолдинги. Оказывается, последние суммарно зарабатывают не больше 150 млрд рублей в год, и вообще жизнь у них — сложная штука! Куда при этом делись цифры по доходам не только от рекламы, но и от платного распространения каналов, продажи лицензионного контента и прочие доходы, и какие деньги учитывались в цифрах, приведенных по более "счастливым" рыбкам, лично для меня осталось загадкой...
Меж тем, конкуренции с глобальными игроками, по заявлению Чернышенко, боятся не только медиа-игроки, но и банковский сектор, например. И чтобы не проиграть в борьбе за потребителя, надо делать ставку на развитие конкурентоспособных брендов и сервисов, и что еще? Правильно! Объединяться, становиться крупнее!
После рыбок в ход пошли слайды о востребованности ТВ-проектов в интернете на примере канала ТНТ. Несмотря на достойные результаты, в самом холдинге текущими показателями недовольны. "Я не могу пока сказать, что мы смогли эти проекты успешно монетизировать", — признается Дмитрий Чернышенко.
Как изменить ситуацию? По мнению ГПМХ, необходимо выводить свои проекты за рубеж и монетизировать их там, брендировать OTT-платформы и другие сервисы, стремиться к персонификации контента, ну и опять же, консолидироваться.
"Я призываю всех к определенному сотрудничеству. Игрокам рынка медиа и телекоммуникаций уже сейчас надо создавать проектные команды, которые будут совместно разрабатывать конкурентоспособные продукты с учетом преимущества от сотрудничества, — говорит глава "Газпром-Медиа Холдинга". — Я уверен, что на стыке таких групп будут создаваться не существующие до сих пор способы потребления информации, за которыми будет будущее и которые будут привлекать потребителей".
"Мы найдем пути, как наш контент монетизировать не только по системе подписки или PayPerView, но и другими, более экзотическими способами (специально пока их не называю, чтобы мы могли совместными усилиями их прорабатывать), — продолжил он. — Поэтому призываю всех объединяться в рабочие группы и присылать нам заявки, будем вместе работать, чтобы российский контент не исчез с нашего рынка".
Чувствую, вторая половина 2016 года будет волнующей и насыщенной
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
А зачем регулировать
А зачем регулировать OTT-сервисы?
Чем хуже состояние здоровья государства, тем больше в нём законов.