Сегодня у операторов связи голова болит в основном по трем поводам: доступ в многоквартирные дома, реализация "закона Яровой" и, мягко говоря, завышенные тарифы на аренду опор. Председатель Объединения альтернативных операторов связи Алексей Леонтьев рассказывает о том, как эта ассоциация может реально помочь связистам отстоять в судах их права.
Когда наше Объединение альтернативных операторов связи начинает суды по неким новым направлениям, мы всегда готовы поддержать активных заявителей. Если вы будете заявителем, то мы возьмем на себя финансовые расходы на юридическую поддержку. Это наша стратегия, и именно поэтому те вещи, о которых я буду говорить, могут касаться и вас. Если направления совпадут, мы вполне можем взять ваш кейс, и в какой-то момент его реализовать его для вас бесплатно. В худшем случае вы ничего не потеряете, а в лучшем случае – что-то выиграете.
Доступ в дома
Теперь расскажу о наших инициативах и наших начинаниях. Для нас конец прошлого и начало этого года были очень важны. Случилось то, чего мы уже перестали ожидать: наши попытки оказать давление на управляющие компании в Сенкт-Петербурге, чтобы урегулировать взаимоотношения между ними и операторами, неожиданно дали яркий эффект. У нас долгое время примерно в 80% домов существовали компании, которые мы называли прокладками между УК и операторами связи. Они появлялись из-за диктата управляющих компаний и оказывали абсолютно эфемерную услугу организации доступа. За этой услугой ничего не скрывалось, но без договора с этой прокладкой оператор не мог подключиться к дому.
Два-три года назад мы предпринимали достаточно активные действия – от обращения собственников в суды, администрации, прокуратуры и так далее, до обращения операторов нашего Объединения в администрацию города, губернатору. Это было сделано для того, чтобы остановить некоторые наиболее, я бы сказал, злые компании-прокладки, которые резали провода операторов, не сразу соглашавшихся на тот ценник, который они хотели.
Мы действовали в двух направлениях: с одной стороны, жаловались, а с другой – активно популяризировали истории судебных баталий между операторами и управляющими компаниями, в которых операторы побеждали. У нас была специальная распечатка, в которой были собраны двадцать семь ярких дел со всей России по вопросам стоимости размещения, по вопросам отказа в размещении, где операторы в судах, пройдя все инстанции, четко доказывают, что у управляющей компании нет права заставлять оператора платить, нет права самовольно выгонять операторов.
Мы старались широко распространять эти судебные истории, включая решение Верховного суда, и продолжали конфликтовать с УК по вопросам прокладок. Потом было некое затишье, и мы уже не надеялись, что что-то произойдет, но в конце 2018 – начале 2019 года все начало резко меняться: компании-прокладки в несколько этапов стали пропадать, с ними расторгали договоры, и к весне 2019 года их в городе почти не осталось. Из 80% домов такие компании остались, может быть, в 7-8%. По крайней мере, крупнейшие управляющие компании от них отказались, и это создало новый тренд. Для нас это означало, что мы сделали первый шаг к реализации долгосрочного плана нашего Объединения (который, правда, оказался более длительным, чем мы планировали) по нормализации взаимоотношений между управляющими компаниями и операторами.
Второй шаг, который мы делаем в этом году, направлен в сторону минимизации стоимости доступа. Когда между управляющей компанией и оператором заключен прямой договор, есть все основания и все возможности по этому договору судиться и требовать, чтобы плата была нулевой. Мы договорились с известным на петербургском рынке юристом Вероникой Шадуро о реализации именно этого направления. В этом году у нас заведены несколько новых дел, будут еще дела, и мы в течение этого и следующего года будем постоянно судиться.
Мы для себя понимаем, что у нас есть две стратегии судов с УК. Первая – это стратегия "в ноль", когда оператор не должен ничего платить, а ему должны вернуть то, что он заплатил ранее. Если так не будет получаться, то мы будем использовать вторую стратегию – будем стараться добиваться соразмерного возмещения, по той самой 6-й статье Закона "О связи", где говорится, что собственникам оператор должен платить соразмерно. У нас есть экспертизы, которые и определяют эту соразмерность. Сначала мы хотели использовать вторую стратегию, но, пообщавшись с юристами, решили, что это преждевременно.
Это направление для нас является важным. Мы готовы поддержать аналогичные судебные споры, причем не только в Петербурге, но и в регионах. У нас всегда есть некий пул заявителей, у нас есть юристы, с которыми мы будем работать, у нас есть аккумулированные средства, которые мы готовы на это тратить. Нам регулярно не хватает заявителей, и если вы готовы стать заявителями, то вы можете попробовать поиграть в эту игру.
Если вы станете заявителем, наш партнер Вероника Шадуро и ее компания "СТИ Решение" будут вести дело. Нам нравится это сотрудничество, поскольку у нас с Вероникой есть опыт положительного взаимодействия по другим делам, мы отлично совпадаем и по цене сотрудничества, и по качеству работы.
Это первое направление, которое может быть полезным и для нас, и для вас. Мы искренне считаем, что изменить ситуацию на рынке могут только активные действия. Законопроект о доступе операторов в многоквартирные дома – это супер, мы держим кулачки, и мы готовы участвовать в его обсуждении. Вместе с тем, наша практика показывает, что нужно также активно судиться, чтобы на местном уровне как-то одумались и этот треш ушел.
Хранилища для "закона Яровой"
Другое направление, которое мы тоже будем реализовывать в ближайшем году и которое может быть полезно операторам, касается закона Яровой. Это стратегия запросов в Минкомсвязи в отношении того, чего хранить не надо. Мы будем инициировать от операторов и от нашего Объединения запросы по конкретным ситуациям. Например, если оператор только пропускает трафик, надо ли ему это хранить, если у него нет конечных договоров с не операторами? Если, скажем, его абоненты пользуются какой-нибудь "Смотрешкой" или другим подобным сервисом, а он просто дает канал, то, по идее, трафик "Смотрешки" хранить не надо (поскольку это кабельные каналы)? И как ему вычленить этот трафик (кто проверит и утвердит)? И так далее…
Мы понимаем, что в большинстве случаев у нас не будет четких однозначных ответов, и поэтому мы готовимся, в том числе, и к обращениям в суды по поводу тех не до конца полных ответов, которые мы будем получать.
Это долгая игра, которая, думаю, будет идти на протяжении года, но мы понимаем, что в течение ближайших полутора лет ко всем операторам, придут с вопросом: "Когда уже вы начнете ставить хранилища?" И первая составляющая этого вопроса будет звучать так: "Какого размера у вас должно быть хранилище?" Товарищи из органов сейчас достаточно лояльно настроены, говоря: "Ну, вы не сразу всё стройте, у вас есть 10 лет". Пока все так, по-доброму, но, начнутся внедрения – и вместо общих одобряющих слов придут требования подписать план создания хранилищ. И нужно добиться того, чтобы у вас операторов было достаточное количество содержательных ответов от Минкомсвязи с тем, чтобы использовать их и добиваться минимальных объемов хранилищ.
Мы будем вести эту работу, будем собирать ответы. Если у кого-то есть идеи по поводу того, какие вопросы можно задавать регуляторам, пишите. Мы осенью вплотную займемся работой в этом направлении: дублирование запросов, жалобы в органы на отсутствие ответов, обращения в суды. Мы можем действовать вместе к взаимной пользе.
Аренда опор
Третье направление из тех, что мы уже прорабатываем, и чем мы будем заниматься в ближайший год, – это опоры. За последний год разные операторы из разных областей знакомили нас с материалами споров в отношении тарифов на аренду опор и просили совета. Мы здесь для себя увидели важный момент: сейчас практика споров по опорам складывается в пользу операторов. Есть как минимум 5 решений ФАС в разных регионах в пользу операторов, есть как минимум 2 решения, где фигурируют тарифы, которые признаны слишком высокими, есть решение ФАС, которое позже подтверждено в судах первой и второй инстанции и вступило в законную силу. Плюс в этом году, как сообщают, операторы возник интересный прецедент: дочка "Россетей" сдает операторам в аренду волокна в кабелях, размещенных на опорах. Это интересный проект, правда, больше междугородний, но, с другой стороны, это позволяет прикинуть справедливость тарифов других. У дочки "Россетей" тарифы относительно небольшие. Ведь и понятно, что они работают не в убыток. То есть мы можем опереться на тарифы на аренду волокон на опорах самих "Россетей" и рассчитать, каким должен быть тариф за подвес кабеля на опорах.
Споры за тарифы с монополистом – это всегда сложный и долгий процесс. Здесь у нас, честно говоря, заявителей мало, поэтому мы готовы поддержать тех операторов из областей, которые захотят обратиться в ФАС в отношении тарифов того или иного владельца опор. А поскольку нам это интересно, с вас – только заявление, а юридическую составляющую и ведение дела мы возьмем на себя. Понятно, что мы возьмем только одно дело, у нас не бесконечные запасы денег. Но, может быть, мы как-то договоримся с вашей областной Ассоциацией, если таких заявлений будет много.
Мы развиваемся, к нашему Объединению присоединяются новые члены. Операторы из других регионов, глядя на нас, готовы нас поддерживать, поэтому мы сейчас можем себе позволить чуть больше, чем годом ранее.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии