Яна Бельская
21.06.2013
В связи с последними тектоническими сдвигами на рынке платного телевидения мне уже несколько раз пришлось участвовать в дискуссиях о том, что будет происходить на рынке в ближайшем будущем.
Лично для меня сейчас очевидные тенденции рынка платного телевидения такие:
— Стремительное снижение маржинальности бизнеса в последние два года продолжится. И без того небольшой люфт между доходами и расходами уходит в отрицательные числа, не давая рынку развиваться, предлагать абонентам новые услуги и продукты. Кинозалы, интерактивы, видео по запросу, 3D-телевидение и прочие роскошества операторы могут развивать, зарабатывая не только на хлеб, но еще и на масло. Невзирая на бодрые рапорты крупных операторов (ну, понятно — надо же держать марку перед акционерами и рынком), в кулуарах все до единого признают, что с хлебом еще ничего, а вот с маслом напряг.
— Снижение доходов правообладателей платных каналов с 1 абонента за последние 5 лет примерно на 45%, этим дело не ограничится. Сегодняшний уровень доходов канала с каждого абонента соответствует уровням Китая и Индии, причем и проникновение услуги в процентах примерно то же. Вот только в абсолютных цифрах не сравнить: половина от 140 миллионов и половина от миллиарда или двух — две очень разные половины. В прямом соответствии с падением доходов снижается и качество программного продукта на российских версиях иностранных каналов, о качестве чисто российских каналов я молчу вообще. Ну, «не вытягивает» наш рынок платного телевидения качественный контент. Рекламного же пирога на всех точно не хватит, да и не позволит никто нашему маленькому рынку «оттяпать» от этого кекса хоть сколь-нибудь приличный кусок. Просто для информации, при том, что на неэфирное телесмотрение приходится порядка 15%, неэфирная реклама — это не более 2,3% от всего телевизионного пирога (данные АКАР за 2012 год). И что бы мы ни делали, какие бы танцы с бубнами ни танцевали перед рекламодателями, этот второй показатель никогда не будет соответствовать первому — неэфирные каналы могут рассчитывать максимум на 5% доходов от всего рекламного рынка.
— Кстати о рекламном пироге. Тут ежу понятно, что приличной рекламы на всех желающих не хватит, да и эфирные мастодонты делиться не захотят. Неприличная спасает пока каналы «второго эшелона», но это ненадолго. Потому что абоненты уже подустали от якобы платных каналов с 9-минутными в час телемагазинами. Сколько бы производители этих каналов не обманывали себя (именно себя!), эта реклама серьезно нивелирует качество канала. Мы уже обсуждали на операторских «междусобойчиках» идею ввести в лицензионные договоры пункт о рекламе, согласно которому цена на канал падает в соответствии с объемом транслируемой им рекламы. 3 минуты в час — 20 процентов скидки, 6 минут — 50 процентов, 9 минут рекламы, а того хуже телемагазина — бесплатное вещание. Такой шаг не только уравняет позиции средних и малых операторов с кабельными мастодонтами, но и примирит с рекламой платящих за контент операторов.
— Государству, по большому счету, не особенно важно, как будет развиваться платное ТВ. Отчасти с этим связаны чудовищные проволочки в принятии жизнеспособных правил игры. Платное телевидение существует уже лет пятнадцать, а нормальными законами мы так и не разжились. Детская маркировка программ, бегущие строки и социальные ролики после сцен с курением — верх творческой мысли законотворцев. Напрашивается вывод, что платное телевидение, как оно было до последнего времени — временный этап в отрасли. Конечным пунктом будет, мне кажется, немецкая модель: 60-70 каналов, выживающих за счет рекламы и бесплатно распространяемых всеми сетями. Всевозможные экзерсисы типа премиум-каналов и HD имеют очень малое распространение a-la-carte или в доп.пакетах. Если операторов обяжут-таки вещать второй и третий мультиплексы бесплатно, это совершенно точно обозначит позицию государства по отношению к отрасли.
— Еще одно, чисто субъективное ощущение. Государство сильно недолюбливает зарубежные каналы. Особенно американские. Не допустить их к вещанию государство не может — мы вроде как подписали (хотя и не ратифицировали) конвенцию о трансграничном вещании, вроде как считаем себя Европой. Ну, по крайней мере, «Азиопой». Но максимально усложнить присутствие на нашем рынке иностранцев — это пожалуйста, и это налицо. В итоге выход нового канала на наш рынок сегодня — заведомо невозвратная инвестиция. Покажите мне хоть один самоокупающийся за счет лицензионнных выплат (в смысле не рекламы) зарубежный канал из числа запущенных в последние 2 года — с меня пузырь хреновухи!
Ну, где-то так... Мрачновато, пожалуй, но как-то логично ложится в канву всеобщего крепчающего пессимизма.
Ну, поспорьте со мной, что ли?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Не согласен с названием
Не согласен с названием "Кабельное пессимистическое",Вы же пишите про конкретную услугу"платное тв",а кабель-если в широком смысле "цветет и пахнет".От коаксиала в ШПД и оптику к абоненту.При этом востребованность растет фантастически,да при этом какие то услуги будут изменяться,умирать,какие то новые появятся.Ну и что!мы "кабельщики" будем расширять эту "трубу" и обслуживать ее.Возможно вместе с Вами придумаем новый продукт в этой "трубе" и станем миллионерами."КАБЕЛЬНОЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ".
Кризис отрасли
Кризис отрасли налицо.
Создало его само сообщество операторов в гонке за клиентом
Через безлимитную трубу ШПД скоро весь телекоммуникационный бизнес, в том числе и телевидение, вылетит "в трубу".
Цена за 100 МБ\сек уже 199 руб. Это те самые 50 копеек СССР за теле антенну.
Телевидение должно спасти само телевидение
Иначе его ждет судьба газет
Телеканал 21 + снова
Телеканал 21 + снова вещает
http://www.etherway.ru/news/all/350.html