Взглянув на афиши российских кинотеатров, можно уверенно сказать, что 2022 год стал новой точкой отсчета в истории отечественной киноиндустрии. Год ознаменовался уходом голливудских киностудий. Безусловно, это негативно отразилось на российской киноиндустрии: одни кинотеатры простаивают, другие закрылись, третьи испытывают трудности с заполнением образовавшейся ниши из-за нехватки фильмов, ведь примерно 70% кинопроката приходилось именно на голливудский контент.
В течение года заметное оживление внесла лишь одна премьера — историческая драма "Сердце Пармы", которая привела в кинозалы более 3 млн зрителей и заслуженно стала самым кассовым фильмом российского производства в уходящем году.
Однако нельзя не отметить, что сложившаяся ситуация беспрецедентно широко открыла двери возможностей для российских кинопроизводителей. От того, насколько слаженными и основательными будут шаги по сохранению сферы кино в переходный период всех участников рынка — производителей, дистрибуторов, кинозалов, фестивальных площадок — зависит российский киноландшафт следующего десятилетия.
Известно, что голливудское кино успело привить высокую визуальную культуру нашему зрителю. Отечественная киноиндустрия старается заполнить дефицит фильмов авторским, дебютным кино и даже сериалами, однако потребуется время, чтобы начать радовать зрителей фильмами привычно высокого художественного уровня.
Министерство культуры, Институт развития интернета (ИРИ), Фонд кино и правительство РФ прикладывают большие усилия, чтобы поддержать кинопроизводителей. Так, ключевой и своевременной стала инициатива Владимира Путина о полном госфинансировании подростковых и детских фильмов.
Есть большая уверенность в том, что эффект от государственной поддержки будет виден уже через год и яркие, добрые, талантливые картины найдут своего зрителя. Особенно это важно для поддержки и развития детского контента, ведь тема подросткового и детского кино — это общечеловеческие ценности, развитие и становление личности. А формирование личности — это фундаментальная цель киноискусства.
Господдержка ожидается и по другому важному направлению — информированию о российском контенте. 2022 год позволил осознать решающую роль бренда, маркетинга и промо в привлечении зрителя. Конечно, производители не могут позволить себе "сжигать" многомиллионные бюджеты на продвижение фильма, зрительский успех которого не гарантирован. В этом направлении уже активно работает Правительство Москвы, которое будет выделять гранты не только на производство, но и на маркетинг.
Что касается итогов ТВ на российском рынке. По данным исследования Mediascope (данные относятся к городам с населением более 100 тысяч человек), в первом полугодии 2022 года суммарная доля вещающих в России тематических каналов достигла 19% во всем населении, при этом суммарная доля тематических телеканалов среди аудитории возрастом 4-44 года составила 25%.
На ушедшие с нашего рынка телеканалы приходилось 10-15% аудитории тематических телеканалов, без учета ОТТ сервисов. Основными жанрами телеканалов являлись сериалы, развлекательный, детский и спортивный контент.
За время своего развития на российском рынке эти телеканалы сумели завоевать лояльную аудиторию: телеканалы Discovery Channel, National Geographic, Animal Planet, Cartoon Network регулярно входили в пятёрки самых популярных телеканалов, а телеканалы Sony почти ежегодно получали премии "Золотой Луч" и "Большая Цифра". Можно смело утверждать, что без фактора 2022 года дальнейшее развитие западных телеканалов имело бы хорошие перспективы как на традиционном рынке платного ТВ, так и на рынке VOD/ОТТ сервисов.
Несмотря на то, что уход мейджоров негативно повлиял на российский телеканальный рынок, для самих студий это не нанесет какого-либо заметного ущерба. Дело в разных масштабах экономик: размер выручки, который для российского бизнеса является большим, для западных студий является несущественным ввиду глобального масштаба их деятельности. Например, корпорация Sony закрыла телеканалы в Европе, Великобритании, Турции и СНГ несмотря на их многолетнюю растущую маржинальность для того, чтобы сфокусироваться на кратно более прибыльных сегментах — Латинской Америке и Индии с их миллиардной аудиторией.
Возвращаясь к фильмовой тематике, хочу отметить, что киносериальные телеканалы, в отличие от кинопроката, остались в меньшей степени затронуты событиями 2022 года и в первую очередь те из них, чья контентная библиотека формировалась за счет фильмов российских производителей. У некоторых каналов контент на 100% состоит из российского кино, таким образом их зависимость от тайтлов мейджоров оказалась минимальна.
Но и для них предстоит большая работа. 2022 год стал неординарным по изменению зрительских предпочтений: аудитория ушла на новостные каналы и социально-политические программы, в первом полугодии 2022 года продемонстрировав вполне объяснимый рост на 88% относительно аналогичного периода 2021 года.
Изменение зрительских интересов требует жанровых корректировок в программном планировании телеканалов. Жанр драмы, ужасов стал работать гораздо хуже, чем раньше, поэтому предсказуемым будет смещение контента в сторону мелодрам, комедий, историко-познавательных фильмов и детского кино для семейного просмотра.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии