Созданная пять месяцев назад Европейская служба новостей, призванная удовлетворить спрос на достоверные новости, набирает популярность. С момента запуска она набрала более 23,5 млн просмотров. В то же время увеличивается число компаний, предлагающих сервисы по созданию новостей с помощью искусственного интеллекта (ИИ), которые, по мнению экспертов, будут все чаще использоваться в кампаниях по дезинформации, в том числе в телевещании.
Европейская служба новостей European Perspective, поддерживаемая 11 национальными вещателями, за пять месяцев с момента запуска набрала более 23,5 млн просмотров, сообщает организация общественного вещания EBU.
Служба, начавшая работу в июле этого года, призвана удовлетворить спрос аудитории на достоверные новости на фоне кампаний по дезинформации, поддерживающих всевозможные теории заговора и продвигающих популистскую риторику.
Участниками сервиса являются общественные СМИ и вещатели Бельгии (RTBF), Финляндии (Yle), Франции (France Télévisions), Германии (BR-ARD), Ирландии (RTÉ), Италии (RAI), Португалии (RTP), Испании (RTVE), Швеции (Sveriges Radio) и Швейцарии (SWI swissinfo.ch), а также франко-германский и европейский вещатель Arte.
За последние пять месяцев статьи, опубликованные через специальные каналы на сайтах вещателей, были просмотрены почти 24 млн раз, сообщает EBU.
Инициатива послужила испытательным стендом для инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения, включая разработанную EBU систему EuroVOX, призванную обеспечить получение аудиторией контента на понятном ей языке, и систему Peach для персонализации и рекомендаций.
Эрик Шерер (Eric Scherer), председатель Комитета по новостям EBU и директор по инновациям и международным делам France Télévisions, заявил: "Эта новаторская инициатива позволяет общественным СМИ открывать новые возможности для наших сограждан, пока другие заняты их закрытием".
Дельфина Эрнотте Кунси (Delphine Ernotte Cunci), президент EBU, координирующая проект в рамках группы EBU, отметила: "Способность европейских общественных СМИ предоставлять качественные новости из других стран внутри Европы и делать их доступными на нескольких европейских языках не только является естественным расширением наших полномочий по информированию общества, но и служит необходимым инструментом опровержения в случае распространения (в основном бесконтрольного) фальшивых новостей и дезинформации через социальные сети".
В то же время стоит отметить, что как грибы растут компании, предлагающие сервисы по созданию новостей с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Так, необычный сайт NotRealNews.net, публикует новости необыкновенно "похожие" на настоящие, созданные также с использованием алгоритмов AI.
Согласно описанию, проект компании Big Bird, занимающейся разработкой искусственного интеллекта, должен стать демонстрацией того, как алгоритмы компании могут помочь журналистам быстро писать убедительные новости. Однако несмотря на название сайта (которое переводится на русский язык как "нереальные новости"), опубликованные на нем материалы не обозначены как фальшивые новости или маркетинговый трюк, которыми они являются, а значит, их существование скорее окажет журналистам медвежью услугу, чем помощь.
Идея, согласно логике Big Bird, заключается в том, что журналисты смогут экономить время, беря шаблоны статей, сгенерированные AI, а затем проверяя их, удаляя ошибки алгоритма и заполняя их фактической информацией. По сути, это превратит репортеров в редакторов алгоритма, однако, учитывая правдоподобность текстов, созданных системой, велик шанс, что некоторые фейковые новости проскользнут сквозь зазоры человеческого внимания.
Быстрая прокрутка главной страницы сайта показывает, что здесь собраны новости политики, культуры и науки. Несмотря на наличие некоторых ошибок, новости выглядят пугающе убедительно. Все это еще раз доказывает, что никакое изобретение или технологический инструмент не является “плохим” или "хорошим" сам по себе. Его полезные или вредные свойства кардинально меняются от этики пользователей, от того в чьих руках находятся эти инструменты.
Майк Грушински, профессор Университета Индианы, изучающий интернет-коммуникации, говорит, что не удивится тому, что AI будет все чаще использоваться в кампаниях по дезинформации. Он отмечает, что в последние годы боты играли ключевую роль в распространении ложных нарративов, например, AI можно использовать для создания поддельных фотографий профиля в социальных сетях. "С ботами, deep fake и другими технологиями, я действительно думаю, что, к сожалению, мы находимся в ситуации беспредела", – считает он.
Несмотря на это, стоит подчеркнуть, что область применения полезного AI в создании и распространении новостного контента обширна – это и глобальный доступ к контенту соцсетей с алгоритмом оповещения о техногенных или природных катастрофах, и создание новостных агломераций с мгновенным переводом на различные языки, что чрезвычайно важно не только для Европы (как было показано выше), но и для такой страны, как, например, Индия, где мирно сосуществуют множество языков, на которых говорят миллионы людей в разных штатах.
Вероятно, такая система могла бы пригодиться и в России, если бы культура и национальные языки множества народов и народностей ее населяющих получили бы государственную поддержку и развивались, а не утрачивались с течением времени. Ну и конечно, если бы монополия на "правильные" новости не была бы в руках государства.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии