Григорий Кузин: ЦОДологистика — важный инструмент для оптимизации вашего бизнеса

Григорий Кузин 28.06.2024

В этом году на мероприятии "Кабельщик" #НЕФОРМАТ я поучаствовал в качестве спикера в непривычной для себя сессии, посвященной развитию российского рынка центров обработки данных. Сейчас эта тема актуальна как никогда.

Начну со статистики. На днях АНО "Цифровая экономика" представило "Белую книгу цифровой экономики", согласно которой важнейшим элементом современной ИТ-инфраструктуры являются дата-центры. По данным авторов документа, в 2023 году мощность российских ЦОДов составила 70,3 тыс. стойко-мест, что на 12 тыс. стоек превышает показатель 2022 года. 76% из них расположено в Москве, 11% — в Санкт-Петербурге, а остальные в других регионах страны. При этом аналитики iKS-Consulting прогнозируют дальнейший рост этого рынка и отмечают, что количество стойко-мест в российских дата-центрах по итогам 2024 года составит 83,8 тыс.

Сегодня ЦОД — это важный инструмент для оптимизации вашего бизнеса. Однако к его выбору нужно подойти осознанно. Как же выбрать правильный дата-центр?

Многие операторы при выборе ЦОДов ориентируются на такие факторы, как электропитание, цены и другие стандартные параметры. Но не стоит забывать и о связности, ведь именно она напрямую влияет на эффективность работы ваших сервисов.

Почему так важна связность ЦОДа? Представьте, что вы хотите запустить проект, который будет доступен не только в вашем регионе, а в нескольких или даже по всей России. В этом случае вам нужен дата-центр, который связан с другими ЦОДами в разных регионах. В противном случае ваши пользователи будут испытывать задержки сигнала и сбои. Таким образом, первый вид коннективности, коих, по моей классификации, существует три — это связность между дата-центрами, необходимая для территориально-распределенных проектов.

Второй вид — Cloud Connect или связность с облачными сервисами. Он актуален для компаний, которые в своих бизнес-процессах активно используют облака — будь то сервисы видеоконференций, системы документооборота или какие-то специализированные облачные платформы. Cloud Connect позволит работать с ними быстро и безопасно за счет прямого выделенного соединения, обеспечивающего максимальную надежность.

Третий вид коннективности — возможность подключения в дата-центре к широкому спектру дополнительных услуг. Это может быть доступ к точке обмена трафиком (IX), защите от DDoS-атак, платформе доставки медиаконтента и так далее.

Как выбрать дата-центр с хорошей связностью

Как правило, чем крупнее ЦОД, тем лучше у него развита связность. Это объясняется тем, что услугу коннективности чаще всего предоставляют не сами ЦОДы, а специализированные компании, такие как точки обмена трафиком. Эти компании выбирают наиболее крупные столичные и региональные дата-центры, где уже имеется развитая инфраструктура, которой мини-, микро- и нано-ЦОДы похвастаться не могут.

При выборе центра обработки данных для размещения своего оборудования изучите карту его связей. Узнайте, с какими другими дата-центрами, облачными сервисами и дополнительными службами он имеет соединение. Сравните цены на подключение. Прочитайте отзывы других клиентов и узнайте, насколько они довольны связностью ЦОДа.

Грамотно подходя к выбору дата-центра, и обращая внимание на все три аспекта его связности, вы можете повысить скорость, надежность и безопасность своих данных, а также существенно упростить задачу по расширению набора дополнительных сервисов. Все это скажется на успешности вашего проекта, его привлекательности в глазах клиентов, а в конечном итоге, на их лояльности и ваших доходах.

ЦОДологистика

Чтобы еще раз подчеркнуть важность темы, отмечу, что секрет успеха платформы "Медиалогистика" таится как раз в ЦОДологистике. Семь лет назад при запуске проекта я проанализировал потребности клиентов — региональных кабельных операторов. Получилось, что за размещением оборудования им всем нужно идти в дата-центры, а за телеканалами в другом направлении — в РТРС или еще дальше — на спутник. И я понял, что, если оператор все равно приходит в ЦОД, почему бы ему там же не получать и телеканалы в режиме "одного окна". И мы организовали первые точки подключения к "Медиалогистике" в крупнейших ЦОДах страны.

Результат реализации этой идеи лучше всего продемонстрирует статистика проекта. На сегодня 73% подключений к платформе "Медиалогистика 2.0″ производится в московских дата-центрах, 20% — в региональных, 4% — через публичный интернет, а еще 3% — через РТРС.

Как видите, эти цифры очень хорошо коррелируют с данными "Белой книги цифровой экономики". Стоит оговориться, что значение в 3% подключений в РТРС не должна вводить в заблуждение, поскольку данная опция появилась позже других (лишь в этом году), и она имеет огромный потенциал для роста.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX