Откуда такой странный заголовок? Я вынес в него термины из психологии не только потому, что интересоваться психологией и ходить к психологам сегодня нормально и даже модно (а некоторым просто необходимо). Просто эти три слова довольно точно, на мой взгляд, характеризуют несколько абьюзивные отношения государства с нашей отраслью.
Приставка "гипер" вполне отражает ту превосходную степень зарегулированности, которой к 2023 году достигли в России аудиовизуальные сервисы. Тяжкая это доля – играть "возрастающую роль в формировании общественного мнения и в информировании граждан Российской Федерации". Уж сколько лет нашему профильному закону, а у некоторых спикеров нет-нет да и прорывается из далекого прошлого миф/мем про серую зону. Уже и Netflix cMegogo ушли, и уже всем видно, что рынок консолидируется в основном через укрупнение национальных компаний, а все кому-то мерещится крамола. И так оказалось удобно с нашим рынком работать! Субъектов регулирования всего 24 штуки, большинство в ЦФО, все сознательные, законопослушные. Столько было нам за последние годы обязанностей вписано в родную статью 10.5, что фантазия регулятора, кажется, должна иссякнуть. Авось.
В свою очередь, гиперопека – это выдаваемая за заботу токсичная практика, способная поломать ребенку психику, а в отраслевом контексте – поломать людям бизнес. Давно такого не было, и вдруг из ниоткуда полезли люди, возжелавшие во что бы то ни стало причинить аудиовизуальным сервисам добро (в их понимании). Разумеется, речь про гениальную идею "принудительного лицензирования" объектов авторского права и ее евангелистов – депутата Госдумы Д.В. Кузнецова, сенатора Э.В. Исакова и поклонников (или соавторов?) их творчества, среди которых можно и нужно выделить стеснительных новаторов пиратского предсеансного обслуживания из Ассоциации владельцев кинотеатров, талантливого баяниста Семенова, и, конечно, межгалактическую федерацию креативных индустрий. Не будем останавливаться на описании концепции "принудительной лицензии" в разных механиках и очертаниях, как и на критике этого безобразия. Любопытный читатель сможет без особого труда найти в открытом доступе мои и не только мои комментарии по данному вопросу. Беларусь, конечно, удивила – они у себя этот ужас приняли. Будем наблюдать. А в России причинение "добра" вопреки желанию индустрии пока, к счастью, не состоялось. Гениальная идея тускнеет и обесценивается. Офлайн-кинотеатры, которых изначально собирались этим юридическим финтом спасать, вроде бы живы: слава Чебурашке и тихим пиратским показам. А аудиовизуальные сервисы пиратствовать не будут. Есть еще лицензионный Голливуд, есть дорамы и турецкие сериалы, а главное – есть свой живой, смотрибельный оригинальный контент.
Ну, и венчает нашу стратегическую триаду – прокрастинация, привычка постоянно откладывать на потом важные и срочные задачи, особенно борьбу с пиратством. Это направление идет очень сложно. И не только потому, что усилиями государства в отраслевой повестке у нас все что угодно (измерения аудитории, маркировка рекламы, запрет ЛГБТ-пропаганды), но не главная проблема отрасли. Возможно, дело в том, что подсознательно доступность пиратского контента до сих пор политически воспринимается как "социальная услуга", не требующая расходов федерального бюджета? Возможно, кто-то злорадно наблюдает, как упускает выгоду недружественный правообладатель? Раскрою страшный секрет: если копия крутого нового американского фильма или сериала будет доступна бесплатно на любом пиратском сайте, российские зрители предпочтут потратить пару часов своего времени на них, не платя ничего, вместо того, чтобы посмотреть хороший новый отечественный фильм или сериал в платной подписке легального сервиса. Непонятно? Если беспошлинно и свободно ввозить в страну и бросать с ключами в замке угнанные из недружественных стран новые "мерседесы", то ни "ладу", ни китайский "москвич" никому не продашь. Борьба с пиратством не только защищает авторские права, это важнейший рычаг влияния на доступность контента и в конечном счете на медиапотребление в масштабах страны.
Даже удивительно, что государство, которое ведет непримиримую борьбу со злом на всех информационных фронтах, пренебрегает возможностью достаточно легко и с активной помощью индустрии заколотить пиратскую помойку. А пока утопающие в пиратском море российские правообладатели спасают себя сами, всякими самопальными меморандумами.
И вместо заключения поделюсь одним наблюдением. За восемь лет, что я возглавляю ассоциацию "Интернет-видео", мной были написаны сотни писем, позиций, заключений, справок, презентаций, адресованных органам государственной власти. И еще я читал сотни и тысячи аналогичных документов коллег по отраслевому GR. Все эти коммуникации – наша экспертная аргументация, которая должна убедить чиновников и депутатов принять какое-то хорошее решение или (чаще) не принимать какое-то плохое решение. Так вот, в этих письмах, особенно в прошлом году, наметилась невеселая тенденция. Мы вовсе перестали говорить о рисках нанести ущерб инвестиционному климату. Мы по привычке оцениваем потенциальные потери бизнеса, но понимаем, что аргумент это слабый. Мы почти перестали использовать отсылки к международной практике. Упоминание правил ВТО кажется смешным. Мы даже немного стесняемся апеллировать к конституции РФ.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии