Елена Фриауф
14.04.2016
Минкомсязи еще в прошлом году обозначило перспективы традиционного телевидения, заявив, что "аналоговое вещание должно и будет существовать до тех пор, пока на него будет спрос". Как только абоненты не захотят оплачивать эту услугу, "оно (т.е. аналоговое вещание) отомрет естественным путем". В том же году агентство iKS-Consulting опубликовало результаты опроса, проведенного совместно с "Кабельщиком", в котором реальное количество тех, кто пользуется цифровым эфиром, было оценено в 10% от общей численности телевизионных домохозяйств. Эксперты сослались на отсутствие ресиверов и низкий процент обновления парка телевизоров. Позже ДИТ Москвы привел свои данные: платное телевидение стало единственным сегментом отрасли связи в Москве, продемонстрировавшим значительный рост по итогам 2015 года: объем рынка вырос на 8%.
Получается, аналоговые каналы все еще смотрит подавляющее большинство российских граждан. Но операторы активно склоняют своих абонентов к переходу на цифру. Для чего это нужно операторам? Для увеличения выручки прежде всего. А еще, высвобождая аналоговую частоту, некоторые провайдеры получают емкости для трансляции бОльшего количества интересных телеканалов в цифровом формате: в среднем 1 аналоговая частота = 2 канала SD +2 канала HD. Такая вот арифметика.
Нужна ли вся эта суета абонентам? По нашим подсчетам, новые клиенты в 80% случаев при подключении к сети "Акадо Телеком" выбирают комплексные предложения, где интернет идет вкупе с цифровым телевидением. Год назад таких желающих было примерно 60%. Получается, цифровой контент год от года все более востребован, в том числе благодаря выгодным тарифным предложениям.
Но в Москве живут тысячи наших абонентов, которые несколько лет назад подключили обычное аналоговое телевидение — "Антенна Акадо". Некоторые из них — не более 1% — на цифровые каналы переходить не собираются. И в этом проблема. Дело в том, что "Акадо Телеком" предлагает абонентам услуги кабельного аналогового и кабельного цифрового телевидения по технологии DVB-C. Благодаря этому 50% пользователей аналогового телевидения одновременно смотрят и "цифру" в формате FTA. Так что наше преимущество на рынке стало как бы сдерживающим фактором для подключения услуги цифрового ТВ. Но в любом обстоятельстве почти всегда можно найти позитив: мы рассматриваем вещание FTA как промо цифрового телевидения, и не теряем надежды, что абоненты, оценив преимущества "цифры", захотят его смотреть в большем объеме пусть и за дополнительную плату.
Еще одна категория "тяжелых" абонентов — люди старшего возраста, которым достаточно пары-тройки федеральных каналов с новостями, телешоу и сериалами, и которые мало знают о возможностях современного телевидения. У некоторых ТВ-приемники технически и морально устаревшие — как правило, это первые поколения телевизоров иностранного производства. С такими клиентами работать непросто: дополнительные каналы им просто не нужны, и переубедить их стандартными аргументами про интересный контент с отличной картинкой на экране и звуком, бессчетное количество фильмов, сериалов и программ и т.д. практически нереально. Здесь нужен индивидуальный подход, бонусы в виде бесплатных тюнеров, таргетированные тарифы и т.д.
Кстати, почему-то ни разу не возникало дискуссий по поводу мультиплексов. Нет, не о значении 20 обязательных общедоступных каналов для цифровизации страны — здесь смысл понятен, а о влиянии мультиплексов на развитие цифрового платного телевидения. К примеру, я — абонент, смотрю 2 мультиплекса с 20 каналами в цифровом качестве, что меня вполне устраивает, а мой оператор предлагает мне подключить, например, за N-ую сумму пакет или два пакета в таком же цифровом качестве. По статистике, телезритель смотрит максимум 10 каналов — на большее у него не хватает ни времени, ни мозговой активности. Исходя из этого, зачем мне подключать дополнительные цифровые каналы, если я и так бесплатно смотрю "в цифре" два десятка хороших каналов? Это вопрос формирования контентной политики телеканалов, которая должна подстегивать интерес абонентов к качественному цифровому видео, и задача операторов, заключающаяся в продвижении цифрового телевидения как телевидения новой эпохи. Мы, например, стараемся донести до абонентов мысль о том, что и за пределами обязательных общедоступных каналов они смогут найти еще много интересного и качественного контента.
Аналоговое телевидение, безусловно, со временем исчезнет. Через несколько лет оно станет таким же раритетом, как и первый цветной телевизор "Рубин-401″. Но в погоне за цифровизацией не надо забывать о социальной миссии телевидения. И пока не будет решен вопрос с обеспечением каждого жителя России качественным абонентским оборудованием, пока услуга цифрового телевидения не станет доступна для всех, пока пенсионеры в далеком селе не узнают о преимуществах "цифры", говорить об "отмирании" аналоговых каналов преждевременно.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Мне 25 лет, но я отношу себя
Мне 25 лет, но я отношу себя к "тяжёлым" абонентам. Меня МТС уговаривал перейти на цифровое, а я отказывался. Просто не хотел переплачивать на 110 рублей больше за цифровое ТВ. Аванс закончился и я вообще отказался от услуг оператора. Вам нужны свободные частоты? Ну, да, пожалуйста, но без меня. Мне дома не нужно лишнее барахло: ресиверы, кабели, карты условного доступа и прочий трудноразлагающихся мусор, за который я ещё обязан на 110 рублей больше платить. Раньше я любил телевидение и меня раньше было легко уговорить, а потом я больше полюбил радио. Я слез с телевизора и подсел на радио. И вообще, для своего возраста я стал консерватором и ретроградом. Пользуюсь простеньким CDMA-450 телефоном, домашним телефоном, слушаю только государственные радиостанции Радио России и Маяк, мечтаю восстановить радиоточку в квартире.
Если оператор хочет раз и навсегда распрощаться с "тяжёлыми" аналоговыми абонентами, то
1) объявите о "переходном периоде" на полтора-два года: абоненты переходят на цифровое ТВ или с 1 числа такого-то месяца, оператор по своей инициативе расторгает договор на оказание услуг связи в связи с невозможностью предоставлять услугу в аналогом виде.
2) сдайте все "аналоговые" лицензии в надзорные и лицензирующие органы в РФ.
А уговаривать "бабушек" и таких как я абсолютно бесполезно. Ваши звонки по контактным телефонам на тему перехода на цифровое ТВ и все уговоры нанятых вами "девочек из поддержки" бабушкам абсолютно безразличны и сами по себе бесполезны. Мы воспринимаем ваши звонки и прочий "маркетинг по-русски" как мартышкин труд, угадайте, кого мы считаем мартышками?