Большая Игра

Михаил Горячев 17.07.2014
Закончившийся несколько дней назад ЧМ-2014 дал немало пищи для ума не только футболистам, тренерам, агентам, болельщикам, но и телевизионщикам. В принципе, крупные спортивные события всегда были поводом для развития телевидения, достаточно вспомнить Олимпиаду-1980, специально для которой построили Центр космической связи в Дубне, новый корпус в Останкино и т. д.
 
В этом смысле интересна колонка главного редактора "Акадо Телеком" Сергея Беднова, опубликованная 1 июля на "Кабельщике", который затронул вопрос прав на спортивные трансляции и того, как надо эти трансляции подавать и продавать.
 
Сергей, к сожалению, оперирует только очевидным, российским опытом, и поэтому картина, которую он рисует (эфирные каналы и так все имеют, а платным каналам приходится довольствоваться крохами с барского стола и уходить в аналитику) не совсем верна в мировом разрезе. ЧМ-2014 — яркий пример агрессивного маркетинга со стороны операторов коммерческого телевидения, в частности спутниковых. Так, американский оператор DirecTV развернул в связи с ЧМ-2014 масштабную рекламную кампанию, с привлечением звезд мирового футбола, режиссера Оливера Стоуна и проч. Причем ориентирована эта реклама не на США, а на страны Южной Америки: Аргентину, Чили, Эквадор, Венесуэлу, где спутниковый сегмент рынка растет сейчас как на дрожжах (подтверждение этому — исследование консалтинговой компании Dataxis).
 
Крупные спортивные события, наряду с телепремьерами самых кассовых фильмов, являются "тяжеловесами" на рынке контента, и позволить их себе могут только каналы и операторы, набравшие уже нужную для такого броска абонентскую базу. То, что на Западе в Большую Игру помимо государственных телекомпаний вроде BBC играют DirecTV и Sky, объясняется очень просто: у каждого из этих операторов больше 20 млн абонентов (если считать разбросанный по Великобритании, Италии, Бразилии, Мексике, Новой Зеландии и другим странам актив Руперта Мердока единым конгломератом, конечно). Именно охват аудитории — главный критерий для поставщика контента, которым в данном случае является FIFA.
 
Однако одной только абонентской базы в 15-20 млн недостаточно. Спортивные события становятся драйвером развития Pay TV в том случае, если платные каналы готовы предоставлять зрителю более продвинутый продукт, чем просто изображение с наложенным на него голосом комментатора. Отмечу несколько типов таких "бонусов":
1) картинка в HD-формате; несложно заметить, что в этом случае больше всех выигрывают операторы. Бразилия проиграет, Германия выиграет, кто-то поплачет, кто-то порадуется, а подключение к сети останется;
2) обзорные и аналитические передачи на ТВ; Сергей правильно обратил внимание, что такие передачи могут увеличить среднесуточное время просмотра на каналах, которые даже не показывают собственно трансляции. Хороший пример этого — передача "Дорога в Бразилию", которую "Наш Футбол" показывал в преддверии "мундиаля". Когда 1 августа возобновится регулярный чемпионат России, интерес к каналу будет только больше;
3) "второй экран": дополнительные материалы, таблицы, инфографика и т. д. в мобильных приложениях, электронных журналах и проч.; этот рынок также сейчас стремительно растет, и это очень хороший способ привлечь пользователя к своим сервисам, при грамотном использовании технологий digital-маркетинга, конечно.
 
Эти маленькие хитрости, которые сейчас применяются в Большой Игре, рано или поздно перерастут в системообразующие элементы. Скорее всего, ЧМ-2018 более половины всех зрителей уже будут смотреть в HD, а мобильные приложения и цифровые журналы станут нормой. И если вы хотите выиграть Игру, быть чемпионом, вы должны развивать соответствующие направления. В противном случае вы будете наблюдать за матчами в качестве зрителя.

Об авторе

Михаил Горячев
Директор по контенту "Триколор ТВ", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"