ARPU будет расти

Алексей Болбенков 18.04.2013

 

Глядя на цифры, которые выдают нам аналитические агентства, создается впечатление, что APRU на рынке платного ТВ и ШПД — это сбитый самолет, который медленно, но верно пикирует. Но если посмотреть на рынок невооруженным глазом, то картина откроется совсем иная: цены за услуги кабельщиков — и ТВ, и ШПД- в ближайшие 2-3 года будут расти и не только за счет инфляции и индексации. И вот почему...
 
Причина первая: консолидация рынка заканчивается, т.к.  большинство активных покупателей либо насытились (Мегафон, МТС), либо по внутренним причинам прекратили экспансию (Билайн, Ростелеком). Лишь несколько компаний имеют желание и финансовые возможности поглощать локальных игроков. Снижение активности покупателей сказывается на действиях потенциальных продавцов — местные операторы перестали (перестают) играть в демпинг ради быстрого набора абонентской базы. Именно большая база, а не эффективность бизнеса, считалась в период активного M&A основным показателем стоимости сети. Кстати, сам процесс консолидации рынка привел к сокращению количества игроков на отдельно взятой территории, что также потенциально работает на повышение цены.
 
Причина вторая (близкая по смыслу с первой): федеральные игроки приостановили или по крайней мере ощутимо сократили выход на локальные рынки, сосредоточившись на интенсивном развитии уже захваченных «плацдармов». Сплошь и рядом наблюдается рост цен, в том числе на double и triple-play, как в пакете, так и в пересчете на моно услуги — это хорошо видно по ЭР-Телекому. Это приостановило атакующий «промо-демпинг» федеральных игроков при заходе в новые города и ответный «защитный демпинг» местных операторов.
 
Третья причина — это массовость цифры и интересный востребованный контент, HD контент, продавать который по низким ценам просто нерентабельно. И хотя часто операторы прибегают к «открытой цифре», потребитель уже готов платить за цифровой контент — мы наблюдаем это по своим абонентам и по рынку в целом.
 
Четвертая причина — это ШПД. Интернет является серьезным драйвером, причем реально востребованными становятся высокие скорости (50-100 Мбит). Такой уровень сервиса требует значительных инвестиций в инфраструктуру и расходы на покупку трафика, операторы вынуждены позициониовать такие услуги в верхнем ценовом сегменте. Желая поднять ценность этих услуг в глазах абонентов, операторы будут вводить дополнительные сервисы, имеющие потенциал монетизации. В итоге, в составе double/triple-play стоимость ТВ уже не воспринимается высокой.
 
Пятая причина — это исчезновение страха перед оттоком базы из-за повышения цены. За прошедший период «дикого» демпинга абоненты уже набегались от оператора к оператору в целях небольшой экономии, и, ничего особо не выиграв, начали обращать внимание на качество сервиса, а операторы научились воспитывать в клиентах лояльность.
 
Ну и шестая причина — это рост и индексация тарифов федеральных «монстров» вроде Ростелекома, чей triple-play пакет уже перешагнул за 1000 рублей (посчитайте сами через их тарифный калькулятор).
 
В целом, по моей оценке, мы вступаем в стадию цивилизованного развития рынка, где наибольшей ценностью становится качество сервиса, контента, клиентоориентированность и грамотный маркетинг. В ближайшие 2-3 года ARPU вырастет более чем на 20-30%, а отдельным операторам удастся довести рост и до 50% — за счет правильного пакетирования и востребованных дополнительных сервисов.

Об авторе

Алексей Болбенков
председатель совета директоров ГК "Инко"