Платное телевидение оставалось одним из последних островков стабильности для "домашних" операторов. Весенняя добровольно-принудительная самоизоляция 2020 года очень быстро разрушила старательно пестуемый "поколением Z" миф о том, что телевизор никто не смотрит. Как только пришлось засесть дома больше, чем на вечер, сразу выяснилось, что смотреть с экрана ноутбука, планшета или не дай бог смартфона можно пару часов, а дальше поза скрюченного мыслителя наводит на мысли, что неплохо было бы завести телевизор. Да и объем контента в интернете оказался не таким уж и большим: при наличии достаточного свободного времени пересмотреть все, что было отложено в последние годы, можно за неделю-полторы. От тоски и информационного голода россиян спасло телевидение, и так уж получилось, что 2020-й стал переломным не только для восприятия эфирного ТВ жителями нашей страны, но и для все бизнес-модели услуги платного телевидения.
В этой колонке я не хочу вспоминать о том, что существуют еще кабельные операторы. Право, не будем же мы в тексте об автомобильной промышленности говорить, что гужевой транспорт кое-где еще есть, а в северокавказских республиках разводят лошадей. Поэтому оставим обсуждение архаичных технологий тем, кто в них увяз по уши. Равно как не будем мы вспоминать и об IPTV, аббревиатуре, которая с приходом кроссплатформенных сервисов также осталась в прошлом и тусуется в одном загоне с кабельными операторами. По большому счету сегодня услуга платного телевидения является самостоятельным сервисом, и для ее запуска вовсе не обязательно быть оператором. Был бы источник контента и софт в виде приложений для экранов, коими стали не только телевизоры, но и все устройства, подключающиеся к интернету.
"Платное телевидение" – сам по себе термин устаревший. Благодаря масштабной цифровизации эфирного федерального телевидения сегодня практически любой россиянин имеет доступ к двум десяткам каналов в пусть не HD, но уже и не аналоговом качестве. И скажу страшное – большинству россиян этих каналов хватает за глаза. Новости есть, "Дом-2" в наличии [был на момент написания колонки - прим.Ред], СТС со своими постоянными повторами "Гарри Поттера" и "Властелина колец" закрывает вопрос в киноголоде. Даже "Слово пастыря" присутствует где-то по соседству с телеканалом "Культура". По большому счету единственное, что могут сегодня предложить операторы платного ТВ, это нишевые пакеты спортивных и киноканалов. Даже порно уже никому не интересно, ибо подписка на Pornohub – сюрприз! – дешевле любой подписки на канал с эротикой, способной взбудоражить разве что тех самых старцев, что до сих пор верят в какие-то перспективы кабельного бизнеса.
С другой стороны, индустрию платного ТВ атаковали мобильные операторы, включившие доступ к ТВ во все самые популярные тарифы на мобильную связь. Да, не все население в курсе, что на их телевизор можно установить приложение и смотреть телевидение бесплатно, не говоря уж о смартфонах, планшетах, ноутбуках и прочих устройствах. Но проблема в том, что полагаться на техническую отсталость населения – тактика страуса, прячущего голову в песок при возникновении любой проблемы. Страус проблему видит? Нет. Значит, этой проблемы для страуса не существует.
Последним оплотом для классических операторов платного телевидения оставались ТВ-приставки, которые давали прямой доступ не только к телеканалам, но и к дополнительным интерактивным сервисам. Некоторое время это действительно работало, кто-то даже покупал (и продолжает покупать) фильмы за 200–300 рублей. Но как только на этом рынке начали появляться приставки мобильных операторов на базе Android TV, запахло жареным. Оказалось, что самым главным для абонента с приставкой является не цена, не тариф и даже не набор телеканалов. Главное – наличие YouTube. А он (за редким исключением) присутствует только на приставках с Android TV.
Почему же "большие" операторы избегали Android TV, отдавая предпочтение проприетарным платформам собственной разработки? Оставим за скобками намеки на то, что разработка каждой новой версии данной платформы – это немалые деньги. Понятно, что осваивать бюджеты в большой с налетом государства компании можно бесконечно. Но, увлекшись этим процессом, компании (кто сказал Ростелеком?) прошляпили тот самый момент, когда можно было еще сохранить хоть какой-то отрыв от конкурентов. Да, Android TV предполагает, что на приставку можно поставить приложения конкурирующих операторов и, условно, на приставке МТС ТВ вполне себе работают и Билайн ТВ, и МегаФон ТВ, а все они вместе вполне себе действенны на приставке Movix. Google, выставив такие жесткие требования, оставил операторам свободу в оформлении интерфейса, так что каждый получил возможность максимально брендировать меню и приложить все, какие только есть, усилия для того, чтобы пользователи оставались в их экосистеме.
В результате приставки мобильных (и не их одних) операторов на Android TV разлетаются как горячие пирожки, а на горизонте уже маячит Smart TV нового поколения, которое рано или поздно сделает использование ТВ-приставок бессмысленным. Впрочем, уже сейчас все операторы скрепя сердце выпустили и поддерживают в актуальном состоянии приложения под платформы Samsung и LG.
Но это, как говорит Каневский, уже совсем другая история.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии