Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (сокращенно – ФКК) и круг ее полномочий
Когда-то давно в одной далекой галактике после распада Советского Союза, началось развитие коммерческого телевизионного и радиовещания. Многие предприниматели поняли, что телевидение и радио – это не только пятая власть и рупор пропаганды, но и довольно неплохой источник дохода. А основной источник дохода в телевидении и радиовещании, как мы помним, это двигатель торговли – реклама. При чем, что вполне закономерно, чем популярнее канал или станция, тем дороже стоимость эфирного времени. Поэтому во многих городах страны начали массово появляться телеканалы с порно или эротикой, телеканалы, практически круглосуточно транслирующие "магазины на диване", всяческие шоу, пришедшие из уличного "лохотрона" и прочие телеканалы и радиостанции, весьма далекие от социально полезной направленности.
Именно этим в 1999 году тогда еще ФСТР России (Федеральная служба по телевидению и радиовещанию) объясняла создание общественного органа регулирования права на использование частотного ресурса страны – Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. Официально первоначальная формулировка звучала, как "в целях повышения эффективности использования ограниченного государственного ресурса - радиочастотного спектра, выделяемого для целей наземного эфирного телерадиовещания, и более полного удовлетворения потребностей населения в телерадиопрограммах".
Здание, в котором размещалась ФСТР в конце 1990-х годов, и проходили первые заседания ФКК
Комиссия состояла (и состоит до сих пор) из девяти постоянных членов и трех представителей власти региона, на частоты в котором проводится конкурс – представителя законодательной власти субъекта, представителя исполнительной власти субъекта и представителя полпреда Федерального округа. Решение Комиссии для Роскомнадзора официально носит рекомендательный характер, однако, не обольщайтесь этой формулировкой – на практике она работает только в одну сторону, когда Роскомнадзор по каким-то причинам не может выдать лицензию, даже несмотря на то, что компания победила в конкурсе.
Итак, что именно входит в круг полномочий Комиссии:
- Вынесение решения о выставлении на конкурс радиочастотных каналов в городах с населением свыше 100 тысяч человек, а также в столицах субъектов Федерации (далее – конкурсных городах).
Фактически, список частот для конкурса составляется в Роскомнадзоре, согласуется с Главным радиочастотным центром, а уже потом Комиссии предлагается согласиться с этим списком, утвердив его. В данном случае, это дань традиции и Постановлению Правительства № 25 от 26.01.2012 г. и в данном процессе функция Комиссии весьма номинальная.
- Определение победителя конкурса на получение права на вещание. Собственно, это основная задача Федеральной Конкурсной комиссии. После выставления частоты на конкурс, участники конкурса заявляются на него, предоставляя в том числе развернутую планируемую программную концепцию вещания и ее технико-экономическое обоснование.
Фактически, это документ, рассказывающий о том, что именно будет в эфире в ближайшие пять лет и за какое время компания планирует выйти на получение прибыли.
Официальные критерии, которыми руководствуются члены Комиссии при определении победителя звучат следующим образом:
- обеспечение потребности населения территории вещания в телеканалах или радиоканалах определенной направленности;
- необходимость поддержки социально значимых теле- и радиопроектов;
- оригинальность заявленных концепций вещания;
- лучшее технико-экономическое обоснование концепции вещания.
Из этих формулировок следует, что в отличие от тендеров или аукционов, в данных конкурсах четких критериев выбора победителей нет. Одно из распространенных мнений, которые я слышал по этому поводу, звучит как "невозможно вместить творческую часть вещания в рамки нормативных актов". В принципе, она имеет право на существование. Однако, минусом отсутствия критериев является некоторая возможная предвзятость членов Комиссии при голосовании.
На моей памяти, в начале 2000-х, когда в состав Комиссии входила Манана Асламаязн, она единственная перед каждым конкурсом готовила по своей инициативе справки об объемах рекламного рынка региона, а также статистику о действующих станциях и, соответственно, информацию о востребованности определенных форматов вещания. Ну и еще были ситуации, когда в составе Комиссии на тот момент находился Владимир Познер, он самоустранялся от голосования, если в конкурсе участвовало "Радио 7 на семи холмах", владельцем которого он тогда был. (Кстати, "Радио 7 на семи холмах" при этом всё равно довольно частот выигрывало, однако, возможно, это было просто совпадение).
Однако, вернемся к нынешним заседаниям. Чем же в практическом плане могут помочь критерии выбора победителя возможным участникам конкурса?
Во-первых, "обеспечение потребности населения территории вещания в телеканалах или радиоканалах определенной направленности". Лучше всего о потребностях населения должны знать представители региональной части комиссии. Поэтому, если вы собираетесь участвовать в конкурсе на право вещания, то договоренность с местной властью может существенно увеличить ваши шансы на победу. Под словом "договоренность" имеется ввиду в идеальном варианте письмо в вашу поддержку от Губернатора или главы Законодательного собрания, а также указание члену Комиссии голосовать именно за вас. Устные договоренности голосовать за вас зачастую не работают, т.к. голосование проходит без вас и возможности узнать, кто именно голосовал за вас, практически нет. Кстати, в Комиссии есть негласное правило – каждому участнику конкурса, даже если за него никто не голосовал, в протоколе ставить по одному голосу, для чего – догадайтесь сами.
Во-вторых, "необходимость поддержки социально значимых теле- и радиопроектов" означает, что ваши шансы на победу возрастут, если в своей программной концепции вещания вы панируете уделить больше времени проектам социальной направленности, нежели развлекательным.
Также, еще пару советов тем, которые, возможно помогут вам при победе на конкурсе.
Если у вас уже есть работающие станции, то не пытайтесь скрыть эту информацию – во-первых, документы всех участников перед конкурсом проверяют сотрудники ФСБ России на предмет аффилированности, финансирования терроризма и прочих вопросов, поэтому данную информацию скрыть не получится, а во-вторых, тот факт, что вы уже много лет работаете в этой сфере, может сыграть вам в плюс, т.к. чаще все-таки более качественный контент могут делать профессионалы, нежели энтузиасты.
Кроме того, если вы не планируете в дальнейшем круглосуточно выпускать в эфир собственный контент, то обратите внимание на выбор сетевого партнера. Я бы посоветовал выбирать сетевого партнера в совокупности по следующим критериям – по рейтингам в Москве или по стране (они есть в открытом доступе на ресурсах Mediascope), по возможной востребованности конкретного формата именно в вашем регионе (например, в городе Челябинске выбирать в качестве партнера радио "Орфей" интуитивно кажется не самым верным ходом), ну и, как ни странно, если вы планируете открывать вашу первую станцию, то выбирайте тот формат, который вам самим нравится – его вам будет легче и интереснее продвигать (хотя фразой про неумение продвигать формат грешат многие станции с низкими рейтингами – она позволяет им не признаваться себе в том, что надо что-то менять в эфире).
Следующая задача Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию – определение обязательного общедоступного телеканала субъекта Федерации, т.н. "21-я кнопка". На этом заострять внимание не буду, скажу лишь, что есть идея потом еще проводить конкурсы на определение обязательного общедоступного муниципального телеканала, т.н. "22 кнопка", но пока что это проект.
Также Комиссия занимается принятием решений об изменении условий осуществления вещания уже действующих телеканалов или радиостанций в конкурсных городах. Под эту формулировку попадают абсолютно все условия лицензии на вещание, а именно, изменение программной концепции, изменение времени вещания, изменение объема вещания, изменения транслируемых/ретранслируемых СМИ, изменение наименования СМИ, изменение каналов и условий в пакетах операторов спутникового телевидения и прочее.
Кроме того, одна в обязанности Комиссии входит вынесение решений по вопросам переуступки лицензий между юридическими лицами, продления лицензий, в случае, если лицензиатом пропущены сроки своевременной подачи документов. При чём, в отличие от всех предыдущих обязанностей, которые относились только к конкурсным городам, решения о продлении и переуступке Комиссия принимает по всем лицензиатам, тоже если вещание осуществляется в городах с численностью населения менее 100 тысяч человек.
P.S. Если после прочтения данной краткой ознакомительной статьи о Федеральной конкурсной комиссии, у вас возникнут вопросы о каких-то конкретных процедурах – пишите, буду рад заострить на них внимание более детально.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии