Время четких телевизоров

17.02.2012 00:51

В 2011 году Full HD телевизоров наконец-то было продано больше, чем HD ready, а доля SD не превысила 1%. «Кабельщик» выяснил, что движет потребителями, и что в связи с обновлением парка устройств делают операторы и телеканалы.

По данным Института Маркетинговых исследований ГФК Русь в прошедшем году россияне приобрели 6,8 млн новых телевизоров, из которых 55% или около 3,75 млн были полноценными full HD 1080p устройствами, а 44% — 720p (HD ready). «Нечеткие» телевизоры у нас больше не покупают. Переломный момент настал, причем, судя по всему, обновление парка телеприемников, скорее предвосхищает развитие услуг платного телевидения высокой четкости, чем является следствием их появления. Больше всего на спрос повлияла цена и контент из Интернета.
 
Источник «Кабельщика» в сети «Эльдорадо» отметили в 2011 году резкий скачок спроса на full HD, в денежном выражении сегмент вырос на 60%, тогда как модели с меньшим разрешением, напротив, принесли на четверть меньше выручки. Наиболее популярными по данным ритейлера стали телевизоры с диагональю 32-42 дюйма. Средняя цена телевизора с диагональю 32″ не превысила 20 тысяч рублей, что тоже, конечно, неплохо стимулировало спрос.
 
Несмотря на то, что всего, по данным ассоциации «HD Union», в России продано уже более 10 миллионов телеприемников, поддерживающих формат ТВЧ, аудитория платных HD-каналов растет гораздо медленнее. В 2010 году изображение высокой четкости было доступно примерно 200 тысячам абонентов кабельного, спутникового и IPTV, а в 2009 году таких зрителей было всего на 60 тысяч меньше. Эти данные вполне сопоставимы со среднемесячным охватом ведущих по популярности HD-каналов, измеряемым компанией TNS Россия. Охват аудитории только одного, наиболее популярного из них — «НТВ-ПЛЮС Спорт HD» — в сентябре прошлого года едва не дотянул до цифры в 600 тысяч человек (в городах с населением от 100 000 жителей). Аналогичный показатель других каналов, как правило, тоже превышает аудиторию в 200 000 человек, но уже не столь значительно (см. таблицу 1). И самих ТВЧ-каналов в России всего 27, в то время как в Европе их уже около 300, отмечала на CSTB’2012 директор по маркетингу спутникового оператора «Орион Экспресс» Мария Жилина.
 
Таблица 1: общий среднемесячный охват аудитории HDTV
Жанр Канал тыс.чел % населения
Всё население 4+   64710 100
Познавательные каналы Телепутешествия HD 324 0,5
Познавательные каналы HD Life 218 0,3
Каналы о спорте и автомобилях НТВ-Плюс HD Спорт 580 0,9
Музыкальные каналы MezzoLive HD 76 0,1
Кино- и сериальные каналы Кинопоказ HD 326 0,5
Кино- и сериальные каналы НТВ-Плюс HD Кино 246 0,4
Кино- и сериальные каналы Кинопоказ HD 2 225 0,4
Источник: проект TV IndexPlus
Опросное измерение (личные интервью на дому у респондентов) сентябрь-октябрь 2011, Россия (совокупность городов с населением 100000+), Постоянное население в возрасте от 4 лет и старше.
 
Несмотря на пока еще скромную востребованность ТВЧ, операторы спутникового ТВ в последнее время проявляют к нему серьезный интерес. В частности, «Орион-экспресс» в конце прошлого года объявил, что готов показывать своим абонентам 10 HD-каналов бесплатно в течение года, если они приобретут соответствующее оборудование. В этом направлении развивается и маркетинговая активность «НТВ-ПЛЮС». Абонентам, которые оплатят пакет HD-телеканалов, SD-ресиверы заменят на аналогичные с поддержкой HD бесплатно, рассказал на CSTB’2012 директор по маркетингу компании Алексей Журавлев. Также «НТВ-ПЛЮС» объявила о запуске канала «Кинорейс HD» по системе Pay-per-View. Планы запуска HDTV во втором квартале этого года озвучили и в «Триколор ТВ». Спутниковый оператор намерен довести число каналов в HD-пакете до 20, при этом, как заявляется на официальном сайте компании, «по соотношению цена-качество новый пакет должен стать одним из самых (если не самым) привлекательных предложений на российском рынке». Чуть ранее пакеты каналов в формате ТВЧ появились практических у всех ведущих операторов ШПД и цифрового ТВ, оказывающих услуги IPTV по технологии multicast.
 
В ассоциации «HD Union» считают, что именно всемирная сеть, а не кабельное, спутниковое или IP-телевидение является главным драйвером популярности ТВЧ в России. Людей, которые смотрят контент высокой четкости, получая его через интернет, по оценкам ассоциации, уже сейчас примерно 2,6 миллиона человек. Сюда же относят и тех, кто скачивает видеоконтент с разрешением до 1080p, например, через торрент-трекеры, пояснил президент ассоциации Герасим Гадиян. По прогнозам «HD Union», к 2015 году число пользователей ТВЧ через интернет увеличится как минимум в 2,8 раза, до 6,8 миллиона. Но соотношение с аудиторией кабельного и спутникового HDTV существенно изменится в пользу последних. Через четыре года пользователями всемирной паутины будет примерно 33 % от всех зрителей контента высокой четкости (если исключить IPTV), а не 92%, как сейчас. «Хотя, 6,8 миллиона потребителей HDTV через интернет — это очень осторожная оценка, и она близка к нижнему порогу», — отметил г-н Гадиян. В любом случае, нынешний перекос в объеме аудитории будет существенно скорректирован, но драйвером для развития телевидения высокой четкости все равно станет интернет (см. таблицу 2).
 
Таблица 2: число абонентов HDTV в России
Среда распространения (тип вещания) На июнь 2009 г./июнь 2011 г. На конец 2015 г. (прогноз)
Количество абонентов, млн. Доля
абонентов,
%
Количество абонентов/ приставок, млн. Доля
абонентов,
%
Эфирное ТВ (DVB-T) 0,01 / 0 0,5 / 0 2,9 / 2,1 14
Кабельное ТВ (DVB-C) 0,03 / 0,04 1,5 / 1,5 3,5 / 2,4 16,5
Спутниковое ТВ (DVB-S2) 0,07 / 0,11 3,4 / 4,2 4,6 / 3,2 22
IPTV (multicast) 0,04 / 0,05 2,0 / 1,9 3,2 / 2,2 15
Интернет-ТВ (unicast) 1,9 / 2,4 92,6 / 92,3 6,8 / 4,8 32,5
Итого: 2,05 / 2,6 100 21 / 14,7 100
Источник: HD Union
 
Косвенно это подтверждают и в «Эльдорадо». Как отмечают эксперты сети, формат full HD поддерживают уже почти все современные модели широкоэкранных телевизоров, а покупателей больше начинают интересовать дополнительные функции, в частности, возможность подключения к интернету и SMART TV.

Об авторе

Михаил Найден
редактор «Кабельщика»
Алексей Бырдин