Константин Дьяков,
обозреватель
Жанр телеигр – один из исконно телевизионных. Художественное и документальное кино, выпуски новостей, концерты – все это существовало и до эпохи телевидения, а вот традицию смотреть, как кто-то играет во что-то, кроме спортивных состязаний, до эпохи телевидения можно было найти лишь среди любителей шахмат и дворового домино.
Главной игровой програмой советского телевидения 35 лет назад стала «Что? Где? Когда?». Я не умаляю заслуг более старого КВНа, но в нем соревновательный элемент имеет меньшее значение для зрителя, его смотрят скорее как концерт-капустник. А ворошиловская «Что? Где? Когда?», задав высокую планку игрового телешоу, стала первой массово любимой телеигрой в нашей стране. При этом по сути осталась единственным действительно оригинальным игровым форматом. По-прежнему все, что происходит в жанре телеигр, либо приобретается по лицензии, либо является переработкой (той или иной глубины) западного формата. То же «Поле Чудес», которое стало первой массово популярной постсоветской игрой, обозначив старт бурного роста формата, – это не что иное, как американское «Колесо Фортуны». Нашего в этой передаче – только милый сердцу россиян Якубович, подарки (от оленьих пантов до самогона) и невозможность угадать известного русского композитора при открытых «*остакови*».
Но каково бы ни было происхождение форматов, приживаются они на нашей почве бодро, и игры в телевизионной иерархии стоят довольно высоко. Каждый уважающий себя телеканал имеет в активе пару-тройку игровых шоу разной степени интеллектуальности. И, разумеется, как всякий другой телевизионный жанр, игровое телевидение имеет право на формирование тематической ниши на рынке кабельного и спутникового телевидения. Правда, эта ниша представлена только двумя каналами. Хотя, внимательный читатель заметит, что в обзор включены четыре. Мы сочли возможным объединить каналы, посвященные телеиграм, и каналы, сосредоточившиеся на компьютерных и видеоиграх. Притом что общего между этими группами – только слова «игра», а зрительские аудитории различаются радикально. И если кому-то такое объединение покажется неправомочным, «Кабельщик» предлагает выход: прочесть обзоры по двум телеигровым каналам, затем отдохнуть и прочесть обзоры по двум каналам про компьютерные игры.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Этот телеканал семейства «Стрим» начал вещание в октябре 2009 г. Идея для эфирной сетки, в принци-пе, выбрана удачная – канал предлагает круглосуточный архив игровых шоу и викторин российского телевидения последних десятилетий. Для поклонников этих игр «Вопросы и ответы» – настоящий подарок, позволяющий снова посмотреть прошлые игры самых популярных брендов. Как ныне здравствующих «Что? Где? Когда?», «Сто к одному», так и почивших – «Устами младенца», «Пойми меня», «Брейн-ринг».
Кстати, о «Брейн-ринге». Многие сожалеют об уходе из телеэфира этого зрелищного интеллектуального поединка, несмотря на неоднозначное отношение к ведущему Андрею Козлову. Все-таки это была программа очень динамичная, образовательно-спортивная и более демократичная, нежели слегка снобский старший брат «Что? Где? Когда?». Собственно, в этом нетрудно убедиться, посмотрев архивные выпуски программы, ежедневно идущие в эфире «Вопросов и ответов». А если у вас еще и память плохая (а особенно если вы вообще раньше этот цикл не смотрели), то удовольствия получите не меньшее, чем 10 лет назад. Ну и, конечно, лучшие игры «Что? Где? Когда?» – это тоже не устаревающие телехиты, даже если ответы на многие вопросы помнятся с тех времен. Владимир Ворошилов умел разыгрывать в программе настоящие драматические спектакли, в которых знатоки ставили на кон свои регалии, бросали на пол пиджаки, до хрипоты спорили с неумолимым ведущим.
Архивы передачи «Сто к одному» также смотрятся приятно: программа популярна до сих пор, ее атмосфера и основа формата не менялись много (по телемеркам) лет. Разве что Александр Гуревич прибавил солидности и пару килограммов. Почившая «Пойми меня» тоже вполне подходит для ностальгичного развлечения, симпатичная была игра. Кто-то порадуется и милой передаче «Устами младенца». Что же касается «Дедектив-шоу» и «Агентства одиноких сердец», которые также занимали приличное место в сетке канала на обзорной неделе, то я и в период онлайн-выхода не был особым поклонником этих передач. Стилистически, на мой взгляд, эти программы остались в девяностых. И смотрятся как материал по истории телеигр. С другой стороны, архивы данных игровых шоу могут пользоваться популярностью у женской аудитории старшего возраста. Как раз у тех, кто считает все современные игровые передачи пошлыми, развязными или жестокими.
Про оформление канала много не скажешь: традиционный «стримовский» логотип, а общий фон образуют хорошо знакомые заставки игровых передач. Впечатление от просмотра – благостно-отдохновенное.
Старые добрые игры, мягкий юмор и повод для работы мозга. Да и популярность архивных передач на кабельно-спутниковом рынке традиционно высока. Но, по-моему, полноценно конкурировать в развивающемся секторе нишевых каналов, только прокручивая в эфире старые игры, не очень получится. Есть, правда, информация о том, что телекомпания «Стрим» планирует в сезоне 2010 г. производство новых оригинальных программ, а также закупку «качественного зарубежного контента». Возможно, эти мероприятия уравновесят архивные программы, сделав канал еще более привлекательным и дав ему новый вектор развития. Поглядим к следующему обзору по теме.
Круглосуточный телеканал «Где и кто» вещает с конца 2009 г., довольно динамично расширяя аудиторию. С апреля 2010 г. канал начал тестовое вещание на спутнике «Ямал-200». Игровые шоу и викторины составляют довольно существенную часть эфира этого канала, что позволяет смело рассматривать его в игровом обзоре. Как существенную (но не единственную) из неигровых программ, можно отметить передачу «Герои», в которой Тина Канделаки проводит свои слегка провокативные интервью с большими людьми, а также программу сатирика Смолина «НЕбольшая разница». Что касается Тины, то ее поклонники разочарованы не будут, а ненавистники укрепятся в своем чувстве. Про сатирическую программу могут быть разные мнения, в том числе зависящие от вашего личного отношения к формату «пародия на пародию».
Но вернемся к нашим играм. Неплохо скроена викторина «Счастливый столик», проходящая собственно за ресторанным столиком. В ней бодрая ведущая, как заправский Дибров, задает вопросы паре игроков, пришедших в ресторан. Задания бывают не только традиционного для таких игр формата, но и достаточно оригинальные. Например, определить с завязанными глазами ингредиент салата, который не был назван ведущей. Поедая сам салат, разумеется. Кстати, я почерпнул из передачи некоторые полезные навыки ресторанного этикета. И, признаюсь, позорно не знал, что знаменитая гурьевская каша готовится из манной крупы.
Программы канала регулярно перемежаются музыкальными видеоклипами. Мне попадалась в основном западная поп-музыка не худших образцов, но, возможно, на самом деле музыкальный ассортимент шире. Под клипами идет SMS-чат с маленьким рекламным блоком, но я уже научился отсекать глазом это любимое украшение отечественных развлекательных и музыкальных каналов.
Привлек мое внимание блок FACE.ru – видеоверсия, а в нем оригинальной формы интервью с элементами викторины. Как водится, не всех интервьюируемых я знал не только в лицо, но и по именам. Но «прогуглив» этих людей, понял, что все дело в моем консерватизме и ретроградстве. В общем, молодежи это должно быть интересно. В том же блоке шли гламурные новости, к ним можно отнести все вышесказанное. Какой-то образовательный момент в этих программах просматривается, так что я бы не отнес их к числу «тупых молодежных». Как и передачу «Звезды, к ответу!», в которой известным персонажам и «звездочкам» устраивают неожиданную телевикторину. Не все отловленные проходят сие испытание достойно. Кстати, есть в эфире «Где и кто?» и народный аналог такого интервью-конкурса под названием «Люди в пробке». Ведущий через отрытое окошко задает вопросы скучающим автомобилистам. Назойливое ощущение оставляет рекламный аукцион «Мини-мани». Еще большее раздражение вызывает программа «Перехитри судьбу» с ведущей, непрерывно «мацающей» колоду карт Таро. В студию звонят люди с разными проблемами: дамы, по сути, гадают прямо в эфире. Безусловно, мое остро негативное отношение к подобным мероприятиям является глубоко личным делом. Народ тянется к ясновидящим, законодательству это пока не противоречит, а заключение о наличии в таком «предсказании» мошеннических элементов может сделать только суд.
Совсем другое дело – программа «Мобильные знакомства». Шоу такого рода то набирают популярность, то идут на спад. Но телезнакомства, очевидно, начинают вызывать куда больше доверия, нежели поиск спутника жизни в интернете. В данном случае для знакомства нужен телевизор и мобильный телефон. Суть проста: ищущая «идеального мужчину» девушка называет в эфире тактико-технические характеристики объекта поиска и ждет звонка «прекрасного принца». Которого, впрочем, может отправить вместе с белым конем куда подальше. Только вот как по телефону определить такие неизменные требования, как привлекательная внешность или подтянутая фигура, не очень-то ясно. Дело даже не в честности звонящего, а в очевидной субъективности.
Разумеется, не обходится и без модного жанра реалити-шоу. На «Где и кто?» этот формат представлен программой «Вилла невест» – про девушек, которые хотят выйти замуж за иностранца. Проживая на европейской вилле, дамы каждый день выходят на охоту за женихами, вступая попутно друг с другом в жесткую конкуренцию. Где-то забавно, где-то пошловато, но наверняка многим нравится. Если отвлечься от сомнительного общего посыла, концепция вполне соревновательная, то есть игровая.
Оформление телеканала довольно броское, соответствующее развлекательно-игровой тематике. Логотип и основные элементы фирменного стиля достаточно запоминающиеся.
GAMELAND.tv
Gameland.TV – телеканал о компьютерных и видеоиграх. Он был запущен в 2008 г. одноименной медиагруппой, которая к тому моменту уже была одним из «китов» этого направления с журнальным брендом «Страна игр» и «PC ИГРЫ», а также с интернет-порталом gameland.ru. Так что задел у канала изначально был хороший, а его создатели обладали всеми знаниями о потребностях и интересах продвинутых геймеров. На этих знаниях и строится эфирная сетка, состоящая из множества профильных программ.
Программа «Скороходы» рассказывает о рекордсменах в компьютерных и видеоиграх. В смысле, про тех, кто быстрее всех прошел какую-нибудь крутую игрушку или ее особо навороченный уровень. Может, кому-то такая передача и покажется странной, но только не самим игрокам. Да и с обывательской точки зрения это ничуть не более странно, чем обзор чемпионата мира по кубику Рубика. Уверен, упертые геймеры особо ревниво просматривают эту передачу. Недостатков же в ней замечено два.
Пускать закадровый текст, не отключая звуки игры, – это все же насилие над зрителем. И второе: если без спецлексики в этой области обойтись действительно нельзя, то калькирование американских интонаций русскими ведущими раздражает. Этим, помнится, очень грешили музыкальные каналы на заре становления российского ТВ.
Передача с дворовым названием «Проходняк» показывает наиболее трудные и затейливые этапы различных игр с закадровым комментарием. Комментатор со странной хрипотцой обильно украшает свою речь прибаутками, фривольными шуточками и эвфемизмами, иногда даже читает стихи. Но, так или иначе, повествует о прохождении игрового этапа.
Про новые технологии и умопомрачительные девайсы рассказывает программа «Техно». В ней масса интересных сюжетов, только ведущий говорит слишком быстро, и опять с каким-то американским прононсом. Впрочем, по поводу скорости речи мое восприятие сугубо индивидуально. Возможно, настоящие геймеры распознают речь на гораздо большей скорости, нежели простые смертные.
Иногда этот канал можно смотреть (или слушать) как музыкальный. Под весьма недурную западную музыку на экране проходят кадры из популярных игр. Правда, не знаю, как соотносятся в этом случае видеоизображение и музыкальная дорожка. А еще выходит на канале передача «Всё кино», рассказывающая о новинках кинопроката и рынка DVD-дисков. Упор делается на зрелищные фильмы, со спецэффектами и непрерывным действием. Короче говоря, на игровое и технологичное кино.
Есть отдельная 35-минутная программа для любителей игр на всевозможной портативной технике с соответствующим же названием «Портатив». Более всего в этой передаче полезных обзоров для растущей армии поклонников коммуникаторов в целом и Ай-Фонов в частности. Программа «В фокусе» в течение получаса рассказывает о какой-либо культовой игре, игровом событии или, к примеру, об известном разработчике игр. Сделано все в классическом телеканоне: ведущий, проработанный закадровый текст, комментарии экспертов-игроков.
А программа «Невод» посвящена уже не играм, но попадает в ту же аудиторию, так как поклонники сетевого видео (не имеется ввиду порнография) и поклонники игр очевидно пересекаются по социально-демографическим характеристикам. В эфире «Невода» крутят самые удивительные, смешные или провокационные ролики из интернета. Сетевое видео сейчас настолько популярно, что им не брезгуют даже новостные программы на федеральных телеканалах. Так что передача наверняка пользуется зрительским спросом.
Оформление канала – от логотипа до заставок – вполне компьютерно-игровое. То есть полностью соответствует тематике и достойно сочетается с основным видеорядом.
По данным редакции «Кабельщика», создатели GameLand-TV планируют провести ребрендинг и скорректировать тематику канала в сторону «мужской», о чем мы, конечно же, обязательно расскажем.
ПЕРВЫЙ ИГРОВОЙ
Этот канал про компьютерные и видеоигры начал вещание в 2007 г. под брендом GamePlay-TV, а спустя год претерпел ребрендинг и стал называться «Первый игровой». Канал заточен под игроков всех сортов, а также просто продвинутых пользователей, любителей всяческих электронных устройств, спецэффектов, компьютерной графики и новых технологий.
Одна из главных примет достойного нишевого канала – регулярно выходящие тематические новости – на «Первом игровом» представлена программой «Игровые новости». Актуальность новостных сюжетов, а также полноту освещения игровых тонкостей, к сожалению, я оценить не могу. Но звучит все четко и достаточно подробно, как любой другой новостной выпуск. Только на экране текст сопровождается видаvи всяких консолей и кадрами из игр.
В получасовой программе «Ваше мнение» геймеры обсуждают какую-либо новую игру, рассказывая о ее сюжете, оценивая графику, различные фишки и в конечном итоге оценивая ее увлекательность и логику. «Птичий язык» для такой программы является неотъемлемой частью – и очевидно, что целевая аудитория передачи прекрасно понимает ведущего. На мой взгляд, представление о достоинствах и слабых местах той или иной игры программа передает вполне исчерпывающе, да и мнение собратьев по играм аудитории канала наверняка интересно. Я даже представил себе, как зритель-игрок дискутирует с телеэкраном.
Название программы «Шоу трейлеров» полностью соответствует содержанию – в ней показывают трейлеры новых игр, которые перемежаются комментариями двух пацанов, слегка «косящих» под Бивиса и Батхеда. Впрочем, комментируют они по делу, не затянуто, местами даже остроумно. Трейлеры, что весьма полезно для зрителей, переведены на русский язык. Четверть экрана, правда, занимает вездесущий SMS-чат.
«Новости Hard&Soft» – программа, созданная совместно с популярным технологическим интернет-порталом IXBT.com. Пятнадцать минут информации о новинках компьютерной техники, периферии, всевозможных аксессуарах… Не только игровых, но с некоторой «заточкой» под геймеров. А программа Pixel обучает зрителей приемам компьютерной графики и электронной обработки изображений.
Собственно на экране мы видим интерфейс графического редактора, на котором специалист проводит различные манипуляции, комментируя свои действия и достигаемый результат. Есть два недостатка: низкое разрешение картинки с графическим редактором (меню не читается) и слишком быстрые движения мыши. Последнее в принципе свойственно всем продвинутым пользователям, что-либо показывающим новичкам в интерфейсе.
Наверняка у любого геймера есть мобильный телефон. Их нет сейчас только у грудных детей, но игроки к гаджетам относятся особенно придирчиво. Они и в технике разбираются, и мобильным интернетом пользуются, да и в игры на телефоне могут поиграть. Так что абсолютно логично смотрится в эфире «Первого игрового» программа «Мобильный дайджест» про телефоны, коммуникаторы, наладонники и прочие мобильные устройства.
«Первый игровой», как и его конкурент Gameland-TV, не обошел вниманием тему интернет-роликов (а может, даже первый начал – я не уточнял). В эфире канала выходит 15-минутная нарезка с роликами под названием «Винегрет». Про очевидную популярность таrих видеомикстов я уже говорил. «Первый игровой» решил обойтись здесь без комментариев к видеокадрам: для многих зрителей это скорее плюс.
В текущей ситуации каналы, наполненные преимущественно игровыми шоу и викторинами, вряд ли будут плодиться на российском рынке с большой скоростью. Все-таки составить полноценную круглосуточную сетку из действительно ударных игровых программ (не архивных, а относительно свежих) стоит немалых денег. Не то чтобы неподъемных, но трудно отбиваемых. Пожалуй, если наковырять викторин и игр из 5-6 крупнейших эфирных каналов, то хватит на один круглосуточный игровой. Ну так кто же даст «ковырять»? Так что каналам игровой ниши логичнее позиционироваться развлекательными, разбавляя игровые передачи музыкой, познавательными и разговорно-развлекательными программами. «Где и кто?» как раз и стремится к такому формату, а на второй «Вопросы и ответы», боюсь, не хватит отечественных архивов. А западные игры (не форматные, а переводные), на мой взгляд, смотреть не так интересно.
Другая ситуация с каналами про компьютерные и видеоигры. У них есть одно неоспоримое преимущество. Для этих каналов относительно легко решается вопрос с телекартинкой. Для данной целевой аудитории лучшим со всех точек зрения видеорядом будут кадры из знакомых (да и неизвестных еще) игр. И иногда этой возможностью каналы слегка злоупотребляют, пуская в эфир что-то вроде затянутой заставки к видеоигре. Периодически подобная система формирования картинки канал подводит, поскольку не всякая игровая компьютерная графика выигрышно смотрится на телеэкране. Но, полагаю, со временем технические вопросы с адекватностью компьютерного и телеизображений будут решены. А в остальном два наших канала компьютерно-игровой тематики задают довольно высокую планку. Разве что с каким-нибудь западным игроком интересно было бы сравнить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии