Рынок платного ТВ: итоги III квартала

25.10.2016 15:35
За последние два дня сразу два аналитических агентства — Telecom Daily и "ТМТ Консалтинг" — представили свои данные по итогам третьего квартала 2016 года для рынка платного ТВ. Данные "Телеком Дейли" мы уже озвучивали, так что сегодня остановимся на аналитике "ТМТ Консалтинг".
 
По подсчетам агентства, в период с июля по сентябрь текущего года наш рынок заработал 18,1 млрд рублей, что на 1% больше по сравнению со вторым кварталом. 52% доходов пришлось на сектор кабельного ТВ, 27% - на IPTV и 21% - на спутниковое ТВ.
 
В целом за последние девять месяцев выручка операторов выросла на 4,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого, а по итогам всего 2016 года выручка от услуг платного телевидения ожидается в размере 72 млрд рублей.
 
В абонентах рынок за третий квартал вырос на 0,5% или 330 тысяч абонентов, до 40,7 млн. Цифра ТМТ несколько разнится с данными ИАА "Телеком Дейли", которые насчитали в России 40,81 млн домохозяйств. Вне зависимости от этой сотни тысяч абонентов, проникновение услуги составило 73%.
 
Большая часть PayTV-абонентов - 45% - по-прежнему приходится на кабельное телевидение. Причем в кабеле по-прежнему заметно больше аналоговых абонентов, чем цифровых. Как уточнила "Кабельщику" директор по проектам "ТМТ Консалтинг" Елена Крылова, за последний год доля аналоговых кабельных подписчиков снизилась лишь на 3%, с 78% до 75%. Доля выручка от аналоговых подписчиках снилизась пропорционально, тоже на три процентных пункта - с 70% до 67%.
 
В целом сектор КТВ продолжил демонстрировать отток - минус 0,01 млн абонентов за третий квартал. Второй по величине сегмент рынка - спутниковое ТВ, к концу отчетного периода подрос на 160 тысяч абонентов, обеспечив себе долю в 39%, а IPTV нарастил базу на 200 тысяч подписчиков, увеличив свою долю с прошлогодних 14% до 16%.
 
Больше половины (52%) всех абонентов в стране обслуживают два крупнейших оператора — "Триколор ТВ" и "Ростелеком". Последний, по данным ТМТ, стал лидером по числу подключений (+9,3% по сравнению с третьим кварталом 2015 года). Также высокие темпы роста продемонстрировали "ЭР-Телеком" (+7,3%), "Орион" (+5,9%) и "Триколор ТВ" (+3,7%). 
 
Что касается показателя APRU, то в среднем по рынку он сохранился на уровне 149 рублей в месяц. Если брать отдельные секторы, то ARPU спутникового ТВ сегодня составляет 79 рублей, а IPTV - 257 рублей.
 
На столичном рынке лишь один оператор из числа крупнейших продолжал показывать заметный рост: абонентская база МГТС (МТС) увеличилась за квартал на 5,1%, доля компании в общем количестве московских подписчиков выросла с 7% до 8%.
 
На вопрос "Кабельщика" о том, повлияло ли как-то распространение цифрового эфирного телевидения на показатели рынка платного ТВ, Елена ответила, что заметного влияния не отмечается. "Предполагаем, что цифровое эфирное чаще используется на дачах и на вторых-третьих телевизорах", - дополнила она.
 
Также по запросу "Кабельщика" Крылова рассказала о трендах в ценообразовании. Их аналитик выделила три:
— в цифровом КТВ и IPTV появляется все больше пакетов, и чаще стало встречаться предложение по фиксированию цены "Цена навсегда";
— в спутниковом сегменте есть стремление поднять ARPU за счет доп. сервисов при сохранении стоимости базового предложения;
— в секторе КТВ изредка (не чаще раза в 1-2 года) наблюдается повышение стоимости базового пакета.