Рожденные эволюцией

31.01.2014 15:16
Когда-то в журнале "Кабельщик" на развороты, выделенные под обзор новых каналов, еле влезали все "новорожденные". Затем бурный поток стартов слегка обмелел. Многие инвесторы поняли, что любовь, скажем, к коллекционированию ежей еще не повод к немедленному запуску канала "Коллекционный ёж". Тем не менее и 2013 год был достаточно щедр на открытия. Но, пожалуй, можно наблюдать эволюционные изменения в специфике пришедших на рынок телеканалов. Все меньше становится узкотематических производств, затеянных на средства инвесторов-энтузиастов. Главными двигателями запуска телеканалов чаще становятся стратегические расчеты крупных игроков или расширение медийной сферы обладателями серьезных ресурсов. На худой конец чисто политическое решение. С одного из них и начнем.
 
ОТР
В декабре 2011 года работавший тогда президентом Дмитрий Медведев предложил создать в России общественное телевидение. А в мае 2013-го ОТР заработало, но уже при другом президенте. И главный информационный повод, который всю вторую половину года давал новый общественный телеканал, был связан с поисками, просьбами и требованиями дополнительного финансирования. Еще летом все, кто хоть какое-то отношение имеет к телевидению, опубликовали разгромные колонки про эфир ОТР. Пинать телеканал ногами уже становится дурным тоном, а шутки про его финансовые притязания уже никого не смешат. Деньги ищут, телеканал вещает, кто-то его смотрит. Эфирная сетка выглядит не столько консервативно, сколько скучновато, но видели мы программное наполнение и похуже. К тому же канал входит в первый мультиплекс, и совершенно неважно, что он показывает, его все равно должны транслировать. А в условиях недофинансирования можно жить годами, тем более что в нашей нефтеносной державе денег могут и дать.
 
"История"
Весной 2013 года начал вещание новый телеканал "История", дополнивший познавательную линейку "Цифрового телевидения" (ВГТРК), в которую входят такие крепкие профессионалы рынка, как "Моя Планета" и "Наука 2.0″. Несмотря на принадлежность к государственному холдингу, похоже, никаких пропагандистских задач (правильное патриотическое воспитание или борьба с ревизионизмом) перед каналом не ставили. А если их кто-то и ставил, то решаются они аккуратно и для стороннего наблюдателя незаметно. Создатели канала рассказывали, что концептуально они хотели бы вернуться "к тому учебнику истории, по которому мы когда-то учились". Видимо, имеется в виду не советский взгляд на исторические события, а следование хронологической образовательной концепции — от древнего мира через средние века к новой и новейшей истории. И охват действительно получается достаточно полный и без серьезных перекосов. Западным коллегам канал проигрывает в зрелищности и постановочной масштабности, которой славятся зарубежные исторические реконструкции. А выигрывает у них за счет программной сетки, ориентированной на интересы и общий уровень исторической эрудиции именно отечественного зрителя. Тем более что средства на масштабные реконструкции отечественной тематики однажды могут найти и на канале "История".
 
History и History HD
Мы знали его с 1995 года как телеканал The History Channel, но это уже достояние истории, так как в 2008 году канал потерял два слова в названии и обрел совершенно новое лицо. В США "Хистори" стал развлекательным телеканалом номер один среди мужчин в возрасте от 25 до 54 лет, что было бы вряд ли возможно для чисто исторического телеканала. Не столько история как седая древность или научная дисциплина, сколько истории о людях легли в основу сетки канала. Она получилась динамичной, даже чуть агрессивной и брутальной (некоторые считают, что не "чуть"). В любом случае, достаточно оригинальной и тематически разнообразной. В эфир русской версии, чтобы гарантированно раскрутиться, поставили главные хиты канала: "Звезды ломбарда" — про семейный ломбард в Лас-Вегасе, в котором три поколения мужчин из семьи Харрисон покупают и продают коллекционные вещи; "Ледовый путь дальнобойщиков" — мужские истории о доставке грузов для нефтяников на гигантских грузовиках по промерзлой тундре; "Поворот-наворот" — про бесшабашную команду, ремонтирующую и продающую машины. И другие бойкие передачи, уже заслужившие рейтинговые награды в Америке, Европе и Азии.
 
MTV
Российский зритель знаком с этим брендом уже полтора десятка лет, тем не менее MTV в этом году попал в список новых каналов. Потому что прежний MTV, вещавший с 1998 года, стал каналом "Пятница", и это позволило британцам привести на русский телерынок "родной" MTV в стандарте высокой четкости. Канал вышел в российский эфир 1 октября, а в его сетку вошли как программы отечественного производства, так и лучшие переводные программы глобального MTV. 
Значительную часть дневного эфира составляют реалити-программы о различных жизненных ситуациях, актуальных для подростков и тех, кто только покидает эту возрастную категорию. Шоу-программы, про преодоление себя, личностный рост и жизненный прорыв. Только не думайте, что это про скучное, — — это про важное и интересно. А веселья в эфире достаточно: комедийные сериалы, самые прикольные видеоролики, забойные программы, вроде небезызвестной "Тачкa на прокачку". И конечно музыка: суперхиты MTV, концертные выступления популярных исполнителей, трансляции наиболее значительных музыкальных фестивалей.
 
Nautical Channel
Вещание этого международного канала на русском языке началось в марте 2013 года. Nautical, работающий на телерынке более 12 лет, когда-то назывался Sailing Channel ("Парусный спорт"), затем Yacht&Sail ("Яхта и парус"). Но расширившись тематически, предпочел более емкое и, на мой взгляд, более удачное название. Эфир канала посвящен всем видам активности на воде. Имеется в виду здоровая активность: серфинг, кайтсерфинг, каякинг, дайвинг и, конечно, яхты, по-прежнему занимающие приличную долю в сетке вещания. Канал хорошо переведен, что, очевидно, связано с наличием в русской редакции профессионалов и любителей водных видов спорта. Разумеется, базовая часть аудитории состоит из таких же профессионалов и фанатов морских просторов. Но не ограничивается ими, что связано как с растущей популярностью активного отдыха на воде, так и со зрелищностью программ Nautical. 
 
"Авто 24″
В октябре новый автомобильный телеканал собственного производства представила компания "Контент Юнион" (медиабренд "Клуб100″). Главным редактором канала стал Андрей Ломанов, человек в автожурналистике не последний: в его послужном списке можно отметить журналы "What Car?" и "Автопилот", работу на сайте CARS.ru, автомобильную программу на "Нашем радио". Есть все основания полагать, что заботы главреда об отечественной части программной сетки принесут позитивные плоды. В качестве собственных программ-застрельщиков заявлены: женская автомобильная программа "На шпильках", "не имеющая аналогов на платном телевидении"; программа об автопутешествиях "На одном баке" с участием ведущих "Нашего радио"; передача "Ломовые новости с Андреем Ломановым". Но помимо собственных программ, "Авто 24″ обладает исключительными правами на программы телеканала Auto Motor Und Sport. Одноименный немецкий журнал с 70-летней историей имеет большой авторитет на авторынке и одно время издавался на русском языке. В общем редакционный задел у нового телеканала очень неплох, сетка смотрится достаточно интересно и разнообразно, и есть все шансы побороться за широкую, хотя уже "окучиваемую", аудиторию российских автомобилистов.
 
LifeNews
Телеканал, одноименный с известным интернет-таблоидом и входящий с ним в один медиахолдинг News Media, телеканал LifeNews начал тестовое вещание 15 августа 2013 года, а официальное — 2 сентября. На телерынок бренд пришел со всей репутацией, наработанной интернет-изданием, которую некоторые считают "неоднозначной", а некоторые — вполне однозначной. Нет смысла в рамках телеобзора пересказывать все скандалы, "сливы" и конспирологические теории, окружающие бренд LifeNews. Сайт входит в число наиболее цитируемых интернет-СМИ, действительно обладает крепкой корреспондентской сетью и является одним из главных поставщиков эксклюзивной информации. Все эти ресурсы, а также информационные мощности печатных СМИ холдинга обеспечили неплохой старт и телеканалу. Канал крепко скроен, стилистически выдержан и, очевидно, прекрасно технически обеспечен. Уже через два месяца с начала вещания LifeNews одержал победу на "Золотом Луче" в номинации "Телеканалы: информация и публицистика". Телеканал выглядит менее агрессивным, нежели интернет-проект и родственные печатные СМИ, и его репутация вполне может начать складываться самостоятельным образом.
 
"Вместе.РФ"
Телеканал Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — само по себе звучит как музыка. Канал начал вещание в апреле 2013 года под лозунгом "первое парламентское телевидение России". Официальный телерупор одной из ветвей власти, прежде всего, посвящен законодательной деятельности Совета Федерации, трансляции мнений и деяний сенаторов, обсуждению с правильными политиками судеб страны. Программный список начинается передачей ""Время и мы" с Валентиной Матвиенко". Тем, кто ассоциирует себя и наше время с главой Совета Федерации, это наверняка будет интересно. Остальных пытаются развлечь патриотической публицистикой и нечастыми отечественными документальными и художественными фильмами.
 
Cyber-Game.TV
1 октября начал вещание телеканал для настоящих геймеров. Как и всякий фанатский канал, Cyber-Game.TV тяжело обозревать, не будучи поклонником темы. В конце концов, только геймеры и могут сказать — хороший ли для них сделали канал, и отрываются ли они вообще от игр, чтобы смотреть какое бы то ни было телевидение. Программа внешне выглядит тематически гармонично: обзоры игр, репортажи с чемпионатов и игровых мероприятий, профильные новости. Хотя канал и обещают поднять на спутник, сейчас он распространяется только через интернет. Соответственно, особого энтузиазма операторы пока не проявляют.
 
Dange TV
Медиа-холдинг Bridge Media, владеющий музыкальными телеканалами Bridge TV и Rusong TV, расширил в 2013 году линейку новым танцевальным каналом Dange TV. Концепция круглосуточного вещания танцевальных хитов выглядит вполне логичной. Из серии "что делать, если к вам неожиданно пришли гости, а у вас не ночной клуб". Да и в одиночестве можно дома поплясать, что очень бодрит. Музыкальный ассортимент разнообразный, разделенный на тематические блоки по времени суток. Главный объединяющий принцип: под любую из композиций можно "бодро двинуть попой".
 
Total Music Boom
Турецкий музыкальный телеканал стал доступен в этом году на отечественном телевизионном пространстве. Турция — страна производства канала, но музыкальный набор не ограничивается исполнителями непосредственно турецкими. Как сказано в описании: "международный музыкальный телеканал Total Music Boom аккумулирует музыкальный контент, ориентированный на представителей тюркоязычных народов и любителей ориентальной этнической музыки". Согласно некоторым уличным впечатлениям (нелегальное такси, отдельные точки общепита) число любителей ориентальной этнической музыки у нас неуклонно растет. Так что если информация о новом канале дойдет до нужной аудитории, то она может оказаться не так уж мала, как кажется на первый взгляд.
 
"10 канал"
С 1 июля в "Акадо" появился этот новый телеканал, и был честно отсмотрен. Но так мы про него толком и не поняли ничего. Канал показывает много кино — отечественного и зарубежного. Кино очень разного — и любимого советского, и малоизвестного европейского, и странноватого из переходного советско-российского периода. То есть какая-то единая линия не прослеживается. Еще на нем есть мультфильмы и разноплановая документально-познавательная продукция. Периодически крутятся клипы, тоже разные как по стране происхождения, так и по уровню музыкальной одаренности исполнителей. И нельзя сказать, что все это плохо или скучно. Отдельно взятый советский фильм, современный мультфильм или европейская киноклассика смотрятся в любом эфире отлично. Но при их слиянии затрудняется классификация телепродукта. А может, никакая классификация и не нужна, и будущее платного ТВ именно в таком внежанровом существовании? Поживем — увидим. 
 
КХЛ HD
Собственный телеканал КХЛ у Континентальной хоккейной лиги существует с 2009 года и пользуется устойчивой популярностью среди поклонников ледового спорта, каковых у нас в стране немало. Тем более что федеральное и спортивное телевидение любителей хоккея балует нечасто. В результате спустя несколько лет после запуска первого хоккейного канала в КХЛ решили сделать еще один канал в формате HD. То есть в 2013 году запущена не HD-версия телеканала КХЛ ТВ, а именно новый тематический канал, между прочим, распространяющийся исключительно "а-ля-карт".
Пересечения между эфирами есть — одни и те же интересные матчи можно видеть в сетке обоих каналов КХЛ. Но кстати, даже эти пересечения не совпадают по времени, что дает зрителям дополнительное преимущество. Наиболее рейтинговые передачи КХЛ переехали на HD-платформу, например "Континентальное чтиво" с обзором хоккейных публикаций в прессе и блогах или "Шайбомания" с комментатором Дмитрием Федоровым. В общем отечественные хоккейные болельщики теперь живут точно по Высоцкому: "Ну, а действительность еще шикарней: Тут у нас два телевизора, крути — верти".
 
Пакет Viasat Premium HD
Главной ударной силой пакета высокой четкости от Viasat являются три киноканала — TV1000 Premium HD, TV1000 Megahit HD и TV1000 Comedy HD. Первые два предлагают премьерные фильмы и лучшие мировые блокбастеры. Причем скорость попадания новых кинофильмов и полнометражных мультфильмов на канал Premium действительно впечатляет, а общий набор фильмов на "застрельщиках" пакета не разбавлен проходным кино. TV1000 Comedy HD обо всем говорит самим названием — круглосуточный показ популярных западных комедийных фильмов в формате высокой четкости. Преобладают в эфире лирические и "интеллектуальные" комедии последних двух десятков лет.
 
Также входящие в премиум-пакет Viasat Nature/History HD (вещают на одном канале по 12 часов) и Viasat Sport HD для телерынка не новички. Из новинок 2013-го в пакете есть еще Viasat Golf HD. Канал не переведен, но права, разумеется, очищены на Россию. С учетом того, что настоящих поклонников гольфа, достойно владеющих иностранным языком, в нашем отечестве немного, можно считать Golf HD имиджевой вишенкой на торте по-настоящему качественного премиум-пакета.
 
Amedia Premium
"Амедиа" — один из крупнейших отечественных производителей сериалов с библиотекой на 70 проектов и почти 3 тысячами часов контента. Про "Мою прекрасную няню", "Не родись красивой", "Татьянин день", "Закрытую школу" слышали и читали даже те, у кого дома нет телевизора. Так что путь создания собственного канала был более чем логичен, и телеканал, который сейчас называется "Амедиа 2″, был запущен еще в 2011 году. А в 2013 году были запущены Amedia 1 —телеканал мировых сериалов, прежде всего, из библиотеки знаменитого HBO — и Amedia Premium. 
 
Последний телеканал стал центральным в линейке и предназначен только для продажи операторам "а-ля-карт". Так как ориентирован исключительно на премиальный контент от таких "китов", как тот же HBO, Showtime/CBS, Fox, Warner и Starz. Набор сериалов действительно достойный, достаточно упомянуть "Игру престолов", "Борджия", "Подпольную империю", "Службу новостей", чтобы понять, что канал может продаваться отдельно. Закрыв сразу две крупные зрительские группы — поклонников отечественного "мыла" и приверженцев штучных западных сериалов, компания "Амедиа" стала более чем серьезным игроком на рынке платного телевидения.
 
Nu-Art
Внешне наше общество становится все более пуританским, а в перечне духовных скреп эротическое направление обычно отсутствует. Так что нужно известное мужество для того, чтобы запустить на рынок новый эротический канал. Слово "арт" в названии канала не просто оборот — обнаженную натуру на телеэкране нам предлагают рассматривать не как средство потешить похоть, а как часть мирового культурного процесса. Как сообщили создатели телеканала в интервью "Кабельщику": "Мы хотим показать аудитории, что женщины по-настоящему красивы". Аудитория, уверен, оценит этот благородный посыл. Автор обзора, во всяком случае, оценил. Увиденное можно описать в терминах академического искусствоведения, но тут я слабоват. А можно и в терминах доброго мужского застолья. Но тут я ограничен форматом газеты. Скажем так: "Во-первых, это красиво..."
 
O-La-La
Старт сразу двух эротических каналов, в тот год, когда Госдума озабочена народной нравственностью более чем государственными финансами, свидетельствует о том, что чаяния народа для участников телерынка важнее государственного тренда. Причем, O-La-La — это эротический канал как таковой, без оговорок. То есть он бодро движется по той грани между эротикой и порнографией, про существование которой все знают, но никто не в состоянии ее определить. Мнение, скажем, депутата Мизулиной об увиденном на новом канале я бы спрашивать не стал. А вот эксперты могли бы обсудить глубину развития эротической темы, а также динамику отношений, стремительно развивающихся на экране. Особо стоит отметить наличие в эфире отечественных постановочных фильмов про непростые взаимоотношения полов.

Об авторе

Константин Дьяков
обозреватель "Кабельщика"