
"Кабельщик" продолжает обзор законодательных нововведений 2024 года с комментариями юристов. Сюрпризом для операторов в прошлом году стало увеличение отчислений в резерв универсального обслуживания. Представители телеканалов же были озадачены новыми запретами – в этот раз пропаганды отказа от деторождения. Что еще поменялось в законодательстве, читайте в обзоре.
Запрет пропаганды отказа от деторождения
В ноябре президентом были подписаны два закона, касающиеся пропаганды чайлдфри. Пропаганда отказа от деторождения была отнесена к информации, запрещенной в России, аналогично с распространением информации об ЛГБТ. Нарушения, совершенные с применением СМИ или интернета, повлекут наложение штрафа на граждан в размере до 200 тыс. рублей; на должностных лиц — до 400 тыс. рублей; на юридических лиц — до 4 млн рублей.
Если же пропаганда отказа от деторождения велась в СМИ или интернете среди несовершеннолетних, то штрафы для граждан составят от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; должностных лиц — от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; юрлиц — от 2 млн до 5 млн рублей. При этом нарушением закона не является распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения.
"В любой пропаганде критерии размыты, поскольку определение субъективное, без четких правовых признаков. Лингвисты могут устанавливать признаки пропаганды, но делают они это через анализ речевых приемов и целей говорящего. А юридически пропаганду определить очень сложно. Практика привлечения к ответственности за пропаганду ЛГБТ* показывает, что пропагандой признается любое позитивное, а иногда и нейтральное, высказывание или демонстрация. Фактически, если часто рассказывать про ЛГБТ или показывать в позитивном ключе ЛГБТ-людей, то есть просто распространять информацию, то это уже может быть расценено как пропаганда. Фактически запрет пропаганды чего-то призван полностью стигматизировать это что-то.
Я бы хотела дать понятные и аргументированные рекомендации, что допустимо, а что нет, как отследить пропаганду. Но я не могу это сделать, потому что закон настолько неопределенный, что любой юридический совет будет похож на совет предсказателя судьбы. Слишком много расплывчатых формулировок, неоднозначное правоприменение и большая идеологическая составляющая. А это всегда ведет к тому, что контролирующие органы применяют закон максимально широко, а медиа и другие распространители имеют высокий уровень самоцензуры. Штрафы огромные, проблем никто не хочет, поэтому от греха подальше лучше не надо. К сожалению, именно такой принцип сейчас наиболее популярен у вещателей", – говорит Светлана Кузеванова, медиаюрист, автор канала "Кузеванова рассказывает".
В декабре Роскомнадзор разработал новые критерии для оценки материалов, содержащих пропаганду чайлдфри. Это убеждение в необходимости отказа от деторождения, оправдание такого выбора, информация о преимуществах бездетной жизни по сравнению с рождением детей, формирование искаженного образа материнства и детства, а также положительного отношения к бездетности.
"Самый главный вопрос, с которым ко мне по этой теме обращаются, это что считать пропагандой. Он ключевой, безусловно, а ответов нет. Критерии в законе и в разъяснениях Роскомнадзора обтекаемы и расплывчаты. Как оценить информацию, оправдывающую отказ или направленную на формирование искаженного образа? И подтверждением того, что никому ничего не понятно являются вопросы, а можно ли вообще рассказывать теперь про бесплодие или про трудности материнства? Не в контексте, что не рожайте детей, а что в принципе есть проблемы, с которыми сталкиваются женщины. Как это обсуждать? В приказе РКН есть критерий пропаганды – формирование искаженного (отрицательного) образа беременности, материнства, отцовства и детства. Получается, что отрицательный это искаженный. Соответственно, либо хорошо о родительстве, либо никак.
В таких случаях юристы ждут, пока начнет формироваться правоприменительная практика, так как понять, как закон будут толковать контролирующие органы можно только из нее. Саму норму о пропаганде чайлдфри сейчас толковать можно очень широко, она слишком неопределенно сформулирована", – комментирует Светлана Кузеванова.
Ужесточение наказания за утечки персональных данных
В ноябре были подписаны законы, ужесточающие наказания за утечку персональных данных. Так, при утечке от 10 до 100 тыс. персональных данных штрафы для должностных лиц составят от 300 до 500 тыс. рублей; для юридических лиц — от 5 до 10 млн рублей. За массовую утечку данных (более 100 тыс. субъектов или более 1 млн идентификаторов) штрафы для юрлиц увеличатся до 15 млн рублей. При повторных нарушениях штрафы составят от 1 до 3% от годовой выручки, но не менее 20 млн рублей и не более 500 млн рублей.
Если компания несвоевременно уведомила уполномоченный орган о намерении обрабатывать персональные данные, то штраф составит от 100 до 300 тыс. рублей. В случае неправомерной передачи персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов, штрафы для юрлиц составят от 1 до 3 млн рублей.
Дмитрий Галушко, гендиректор "ОрдерКом", президент АМОР, в свою очередь, напоминает, что операторам связи до 30 мая надо зарегистрироваться в реестре персональных данных РКН, иначе может быть наложен штраф от 100 тыс. руб до 300 тыс. руб по ч.10 ст.13.11 КоАП РФ ( в ред. ФЗ от 30.11.2024 № 420-ФЗ) .“В последнее время участились случаи взлома сетей со стороны украинской ИТ-армии, что ведет к приостановлению оказания услуг и потере абонентов… Поэтому необходимо должным образом наладить системы безопасности сети, в частности защиту баз данных абонентов”, – говорит Дмитрий.
Увеличение обязательных отчислений за интернет-рекламу
Закон "О рекламе" в декабре был дополнен новой статьей об обязательных отчислениях за распространение рекламы в интернете. Распространители рекламы и посредники, работающие между ними и рекламодателями, операторы рекламных систем должны будут ежеквартально платить 3% от дохода, полученного за распространение рекламы. Причем закон касается также российских рекламодателей, заключающих контракты с иностранными организациями на распространение рекламы, которые должны будут удерживать обязательные отчисления.
Закон не коснется рекламы на сайтах, принадлежащих вещателям теле- и радиоканалов, а также информационным агентствам. Исключение также касается сетевых изданий, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, а также тех, кто получает субсидии из бюджета в течение года.
Новые правила вступят в силу 1 апреля 2025 года, следить за исполнением закона будет Роскомнадзор.
Увеличение обязательных отчислений операторов в резерв универсального обслуживания
В декабре был подписан закон, согласно которому 1 января 2025 года с 1,2% до 2% от ежеквартального дохода увеличились отчисления, выплачиваемые операторами сети связи общего пользования для формирования резерва универсального обслуживания. Также закон уточнил цели формирования резерва. Это финансовое обеспечение универсальных услуг связи, создание и функционирование базы данных перенесенных абонентских номеров, а также организация волоконно-оптических линий связи до населенных пунктов, перечень которых определяется правительством РФ. Кроме того, резерв необходим для содействия разработке, развитию и внедрению перспективных технологий. Выплаты увеличиваются с 1 января 2025 года.
"Операторы понимают, что эти отчисления в резерв идут полностью федеральным операторам. Для частного бизнеса от них никогда не было никаких преференций. Я бы советовала операторам при оплате РУО грамотно подходить к планированию бюджета, учитывать правильно все свои доходы и, главное, расходы, чтобы не переплачивать" – комментирует Ольга Шахметова, директор по правовым вопросам компании "Инсис", Екатеринбург.
По словам Ольги Шахметовой, операторам, которые формируют бюджет еще осенью, теперь придется думать, откуда взять дополнительные деньги на эти отчисления. Возможно, многим придется поднимать тарифы для абонентов.
Дмитрий Галушко более конкретен насчет тарифов: "Учитывая что для оператора с годовой выручкой свыше 60 млн руб. также на 5% повысился НДС, а для выручки свыше 250 млн – на 7%, все будут вынуждены повысить цены минимум на 6% (5%+0,8 РУО). И это только из-за законодательных нововведений. А ведь также растет инфляция – это еще 9,52%. То есть цены законно повысить минимум на 14,5 %".
*Международное общественное движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии