
Прошедший год одарил операторов свободным доступом в МКД, но добавил проблем – например, с лицензированием. "Кабельщик" оглянулся на законодательные нововведения 2024 года и попросил юристов их прокомментировать.
Доступ в МКД
О предоставлении операторам свободного доступа в жилые дома впервые заговорили еще в 2014 году. И вот, спустя 10 лет, в марте 2024 года был принят закон о недискриминационном доступе в МКД. Теперь у операторов связи нет необходимости получать согласие ⅔ собственников жилья для вхождения в дом, сети связи размещаются на объектах общего имущества на основании договора с любым собственником или нанимателем жилья при заключении индивидуального договора.
В августе 2024 года были приняты правила взаимодействия операторов и управляющих компаний МКД, в которых был определен порядок монтажа и демонтажа сетей связи, доступа оператора к объектам общего имущества в МКД, устранения повреждений, а также права и обязанности оператора связи и УК.
Юристы и участники рынка говорят о прогрессивности и полезности этого закона, однако, отмечают и недостатки.
"Закон не затрагивает вопросы размещения транзитов, то есть когда в одном доме установлен узел, который обеспечивает интернет-трафик жителям этого дома и следующих домов. И поскольку в законе транзиты не учтены, управляющие компании делают вывод, что они платные. То есть деньги, которые оператор экономит благодаря Федеральному закону №67-ФЗ, тут же переходят на размещение транзитов.
Второй большой минус закона и головная боль операторов, то, что они обязаны прибрать, то есть привести в надлежащее состояние сети связи до 6 апреля 2025 года. Но дело в том, что большинство сетей связи в России строились 25–30 лет назад. И сети во многих домах были проложены еще до утверждения каких-либо СНИПов. И более-менее крупный оператор физически не может это все смонтировать за год с момента принятия закона. Элементарно не хватит сотрудников, учитывая кадровый голод. Плюс на это придется потратить очень много денег. И после 6 апреля все управляющие компании будут требовать прибрать сети и в случае неисполнения настаивать на демонтаже сетей. И опять же, деньги, сэкономленные на 67-ФЗ уйдут на монтаж сетей", говорит Ольга Шахметова, директор по правовым вопросам компании "Инсис", Екатеринбург.
"Закон о недискриминационном доступе, несомненно, облегчил жизнь провайдеров, многие действительно перестали платить за размещение, во многих домах устранился "эксклюзив". 67-ФЗ большой прорыв для отрасли, есть и экономия денег и перспективы расширения зон охвата сетей. Однако, мы столкнулись с повсеместным отказом жилищных инспекций реагировать на случаи неисполнения управляющими компаниями новых правил доступа. ГЖИ ссылается на отсутствие у них обязанности проводить в таких случаях проверки и реагировать на заявления не от проживающих граждан. У операторов связи нет прозрачного механизма оспаривания в жилищных инспекциях препятствований УК. Суд и ФАС реагируют, но тогда процесс затягивается более чем на полгода", – комментирует Вероника Шадуро, учредитель "СТИ Решение", Санкт-Петербург.
Проблемы с жилищными инспекциями подчеркивает и гендиректор "ОрдерКом", президент АМОР Дмитрий Галушко: "Закон требует контроля со стороны жилищных инспекций, это указано в п.2 ППРФ 1055, но в реальности никакого контроля жилинспекции не осуществляют.
Многие УК продолжают третировать операторов связи, угрожая демонтажом сетей, требуют перейти на договоры по которым они не предоставляют доступ для размещения сетей (притворная сделка). С такими компаниями приходится бороться в судах и есть уже успешная судебная практика
Основные процедуры взаимодействия оператора связи и УК подробно урегулированы в Правилах ППРФ от 06.08.2024 N 1055. Многие УК требуют привести в надлежащее техническое состояние оборудование связи в многоквартирном доме, но у ператоров такая обязанность возникает с 6 апрели этого года (год с даты вступления закона) и это указывает суд. Всем операторам, смонтировавшим сети до 6 апреля, надо прислать в УК опись сетей связи с составом сети, подробно указав, как потребляется электричество.
В любом случае до 6 апреля операторам нужно урегулировать вопросы с УК, написав заявление об отказе от оплаты, иначе придется продолжать платить. При неоплате есть риски демонтажа оборудования".
Также стоит упомянуть, что вскоре после принятия закона поступили уточнения: закон касается только интернет-провайдеров. Свободный доступ в дома не предусмотрен, в частности, для оказания услуг кабельного ТВ.
Новые правила лицензирования
С 1 сентября 2024 года изменились лицензионные требования к операторам связи, предоставляющим доступ в интернет. Теперь компания может подать заявление о предоставлении лицензии только после того, как согласует с Роскомнадзором схему пропуска трафика через технические средства противодействия угрозам (ТСПУ). В дальнейшем оператор должен будет придерживаться этой схемы в своей работе. При подаче заявки необходимо будет указывать реквизиты согласованной схемы пропуска трафика.
С 1 декабря 2024 года для получения и продления лицензии на услуги связи необходимо предоставить заключение ФСБ о соблюдении требований системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Заявление на получение заключения ФСБ рассматривается 30 дней, а само заключение действительно 6 месяцев. Несоблюдение новых требований может привести к отказу в продлении лицензии.
"Из-за новых правил лицензирования вход в операторский бизнес стал очень дорогим и сложным. То есть на предоставление услуги доступа в интернет оператор должен получить две лицензии, каждая из которых стоит 1 млн рублей. И для получения лицензии еще нужен уже согласованный, утвержденный, подписанный план ФСБ по СОРМ. А мы знаем, что СОРМ тоже стоит несколько десятков миллионов, даже для небольшого оператора. А для крупной компании его цена приближается к 100 млн рублей. Плюс согласованный план ТСПУ с Роскомнадзором – это проще, но тоже занимает время. Поэтому не стоит ожидать появления новых операторов, стартапов. На рынке останутся старые игроки, которые тоже, скорее всего, года через три–четыре будут уходить, когда придется продлевать действующие лицензии", – комментирует Ольга Шахметова.
"Осложнилась ситуация с продлением лицензий. Теперь продлить лицензию можно только с положительным Заключением ФСБ, а его можно получить исключительно при наличии акта о вводе СОРМ в эксплуатацию. Как мы знаем, такие акты есть не у многих. И это обусловлено не уклонением от исполнения требований, а достаточно длительным процессом закупки, внедрения и испытаний устанавливаемых технических средств. Даже если провайдер приступил к реализации СОРМ, оформить акт за год до истечения срока действия лицензии почти невозможно, особенно если территорий в лицензии много. Считаю, необходимо увеличивать сроки лицензий или дать возможность продлевать лицензии на любом этапе установки технических средств СОРМ с одобрения курирующей службы", – говорит Вероника Шадуро.
“Согласно новым правилам, при продлении и получении новых лицензий необходимо пройти процедуру согласования с ФСБ схемы построения сети связи, а также получить заключение ФСБ о соблюдении оператором требований СОРМ. Процедура не прозрачна. И хотя есть возможность согласовывать схему в электронном виде, подписав УКЭП и направив заявку на электронную почту ФСБ, электронные адреса уполномоченных подразделений ФСБ не находятся в открытом доступе. Учитывая непрозрачность работы органов ФСБ, непонятно, как будет налажена процедура их ответа на письма”, – считает Дмитрий Галушко.
Запрет пропаганды незаконного оборота и потребления наркотиков
В августе президентом был подписан закон о запрете пропаганды наркотиков в том числе СМИ и интернете. Запрещается распространять информацию о способах производства, хранения, пересылки, сбыта и о местах приобретения наркотиков, о привлекательности и оправдании наркопотребления как общепринятой нормы поведения. Если в произведениях искусства наркотики будут составлять часть художественного замысла, то это не будет считаться пропагандой.
Упоминание наркотиков в аудиовизуальных произведениях не попадет под понятие пропаганды, если в них не будет содержаться информация о допустимости, привлекательности либо необходимости незаконного потребления наркотиков. Упоминание наркотических средств в произведениях литературы и искусства, не попадающее под понятие пропаганды, должно будет сопровождаться соответствующей возрастной маркировкой. За нарушение закона, который начнет действовать с 1 сентября 2025 года, для юридических лиц предусмотрен штраф 600 тыс. рублей.
Категорирование КИИ
В сентябре правительство РФ внесло поправки в постановление "Об утверждении Правил категорирования КИИ". По новым правилам, в рамках категорирования операторы должны определить объекты КИИ, присвоить или не присвоить каждому из объектов категорию значимости и отправить сведения во ФСТЭК.
При этом субъекты КИИ потеряли возможность целый год заниматься определением категории значимости объектов КИИ.
"Пока еще недостаточно информации о том, какие объекты КИИ подлежат категорированию. Операторы боятся касаться этой темы, поскольку даже специалисты по безопасности неоднозначны в своих выводах и рекомендациях. Да и операторы между собой не могут решить, что отнести к КИИ, постоянно отправляют письма в госорганы за разъяснениями. Госорганы, в свою очередь, сами дают противоречивые ответы. Поэтому хотелось бы не только получить от законодателя более четкие инструкции или указания, но также дождаться некоего смягчения требований. На местах часто Роскомнадзор и прокуратура требуют категорировать как можно больше объектов, включая и биллинг, например. А на федеральном уровне есть понимание, что должно быть один–два объекта, которые действительно требуют защиты", – говорит Ольга Шахметова.
Продолжение следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии