Почему MIPTV 2024 считают неудавшимся: итоги прощального контент-рынка в Каннах 

17.04.2024 14:34

В этом году весенний, 61-й, MIPTV провели во Франции в последний раз, в следующем году мероприятие запланировано в Великобритании: это будет новый контент-рынок — MIP London. 

Мероприятие, прошедшее в Каннах с 8 по 10 апреля, собрало более 3,5 тыс. представителей рынка из 84 стран. В самой выставке приняли участие 135 экспонентов из 11 стран. Однако данное событие войдет в число самых незначительных в сравнении с MIPTV прошлых лет. Например, в 2023 году рынок посетили более 5 тыс. представителей отрасли, что уже считалось низким показателем. В начале 2000-х годов телерынок собирал регулярно более 10 тыс. делегатов.

Выставка

Сокращение участников сказалось и на уменьшении площадки проведения выставки, но не цене (в этом году вход стоил 800 евро). Многие зоны оказались закрыты, в этот раз в центре внимания рыночной активности оказался один этаж Ривьерской части Дворца фестивалей. Как рассказали "Кабельщику" представители российских компаний, побывавших на MIPTV 2024, многие крупные игроки, которые ранее обустраивали свои отдельные стенды, в этом году были в одной зоне.

"В этом году на мероприятии было представлено очень мало компаний. Многие выставлялись на национальных стендах: например, французских или корейских. Отдельные площади арендовали только крупные студии: американские Fox Entertainment, Paramount Global, Warner Brothers, французская StudioCanal, немецкая ZDF Studios. Даже китайских компаний в этом году приехало намного меньше, чем обычно. При этом не хватает не только продавцов, но и покупателей контента: у ряда экспонентов встречи были назначены только на первые два дня из трех. 

Также стоит отметить, что в этом году практически не были выкуплены рекламные площади, CanneSeries организовали во дворце, а не в отдельной гостинице, и почти отсутствовали развлекательные события, если не считать традиционной вечеринки от организаторов. 

Возможно, такое равнодушие рынка к мероприятию это говорит об увядании европейского кино. Либо это глобальная проблема телевизионного контента, поскольку сейчас крупные платформы забрали себе весь качественный продакшн и многие телекомпании уже не могут заполнить эфир: нет идей, нет сериалов и нет необходимых производственных мощностей. Или никто не захотел тратить деньги на последний MIP в Каннах. А, может, все эти причины вместе привели к упадку мероприятия", — поделилась впечатлениями о событии менеджер по международным отношениям "Тайм Медиа Групп" Надежда Иванова.

Однако нашлись и те, кому такой камерный формат пришелся по душе. "По мероприятию самая положительная оценка. Несмотря на то, что многие участники начали разъезжаться на второй день, а многие и не приезжали. Практически не было крупных игроков из-за океана, да и далеко не все крупные европейские и азиатские игроки приехали. В итоге почти весь рынок уместился в Ривьере. Напоследок сам рынок пришел к своему оптимальному уютному формату, когда было несколько общенациональных стендов плюс отдельные стенды компаний, которые захотели выставляться самостоятельно. Но в таком виде и масштабе он оказался мало кому нужен. Хотя было определенное удобство: и маленькие независимые компании, и некоторые крупные игроки размещались на одном национальном стенде, и можно было, при желании, встретиться и пообщаться с любой компанией-участницей. Да и запланировать дружеский деловой обед или ужин было проще, чем обычно.

Общие впечатления — ожидаемый финал — MIPTV как рынок давно начал сокращаться, но очень жаль, что теперь не будет рабочей необходимости приезжать весной в Канны — раньше можно было запланировать MIPTV + MIPCOM и решить большинство текущих программных вопросов на год вперед.

Если рынки закрывают — значит — это кому-нибудь нужно. Коронавирус научил нас обсуждать и решать многие вопросы дистанционно, рынок избавляется от ненужных мероприятий. Естественный процесс развития. Показалось, что не так много было заявлено новых качественных/масштабных анимационных сериалов на 2025-2026 и что-то явно поставили на паузу. Хотя в данном вопросе лучше ориентироваться на осенние Канны. В любом случае ввиду общемировой экономической ситуации рынок бережет силы и не спешит вкладываться в обновление контентной библиотеки", — прокомментировал представитель компании CLS MEDIA Алексей Бурзянцев. 

Кстати, по информации "Кабельщика", MIPTV был закрыт для регистрации российским игрокам рынка, поэтому им приходилось искать обходные пути, чтобы попасть на мероприятие. Например, некоторые регистрировались через своих партнеров в Казахстане, Киргизии, Молдовы и других. 

Деловая часть

MIPTV предшествовали выходные с мероприятиями MIPDOC и MIPFORMATS, в рамках которых проходят презентации проектов, питчинги и показы документального контента и форматов. Также параллельно проходила выставка ожидаемых драматических сериалов MIPDRAMA. 

В этом году сессии и доклады деловой части были посвящены таким темам, как отношение аудитории к реалити-шоу и их влияние на общество, роль документального фильма в борьбе за правду и дезинформацию, формирование телевизионного ландшафта завтрашнего дня, лицензирование и распространение контента с рекламой, разработка, продвижение и управление проектами для стримеров, брендированные развлечения, монетизация интеллектуальной собственности, стратегии контент-бизнеса в сфере развлечений с использованием искусственного интеллекта и данных и другие.

На конференции участники уделили большое внимание тому, что делают вещатели для обновления бизнеса. Так, игроки рынка отметили, что количество рекламы на бесплатном телевидении сократилось, при этом глобальные расходы на рекламу выросли. Сейчас крупные бренды предпочитают вкладываться в продвижение на платформах потокового вещания в прямом эфире (live streaming TV — доставка телевизионного контента через интернет в режиме реального времени, что позволяет зрителям смотреть телеканалы на своих устройствах без необходимости традиционных подписок на кабельное или спутниковое ТВ). Эксперты объясняют это тем, что рекламодателям нравится детальная сегментация, полные отчеты об отзывах и ориентация на молодую аудиторию.

Помимо этого, на мероприятии отметили новый тренд — BVOD, подразумевающий создание ведущими вещателями собственных OTT-сервисов, обеспечивающих тем самым бесплатный переход с телевидения на OTT.

Еще одна новая тенденция — крупные телеканалы и производители и дистрибьюторы контента начинают управлять глобальным бюджетом производства, распределяя части между регионами. Тогда как ранее каждый регион самостоятельно контролировал собственные средства. Отмечается, что такой принцип призван ужесточить контроль над расходами. То есть теперь регионы могут запросить увеличение бюджета, но с вескими основаниями. 

Кроме того, как заметили эксперты, вещатели, чтобы конкурировать с получившими большую популярность в соцсетях короткими роликами, приглашают известных людей, а также выпускают сокращенные версии своих классических произведений.

Вместе с тем эксперты считают, что отрасль телевещания, вероятно, вступает в новую эру. По их мнению, первая эра потокового вещания была связана с ростом, привлечением клиентов и географическим расширением, а также с реорганизацией модели платного телевидения. Однако сейчас индустрия находится в самом начале реорганизации бизнеса бесплатного телевидения, анализируя, как старые бизнес-модели (бесплатное телевидение и реклама) вписываются в среду прямого обращения к потребителю. По прогнозам игроков рынка, практически через год отрасль ждет еще один период перемен, когда начнется своего рода восстановление и частичное улучшение финансового положения.

Также говоря о перспективах индустрии, спикеры выразили надежду, что возвращение к лицензированию может дать больше возможностей для изучения партнерских отношений и совместного производства контента между общественными вещателями, стримерами и крупными продюсерами.

Ну и нельзя обойти стороной искусственный интеллект. Здесь эксперты, наоборот, дали неутешительные прогнозы: ИИ отнимет у людей рабочие места и, в целом, окажет разрушительный эффект для творческих индустрий.

Обновление MIPTV в MIP London

Первый MIP London, который заменит весенний MIPTV в Каннах, пройдет с 24 по 27 февраля 2025 года одновременно с лондонскими показами London TV Screenings. Организаторы отметили, что MIP London будет дополнять, а не конкурировать с показами, которые привлекают практически все основные европейские и американские прокаты. 

"MIP London не только сократит нагрузку на календарь мероприятий, но и предоставит
международным компаниям дополнительную возможность собраться в Лондоне в одно и то же время"
, — добавили организаторы.

Главным отличием от предыдущего формата станет смещение фокуса с выставки. На новом мероприятии основное внимание будет уделяться показам, встречам и налаживанию связей. MIP London ориентирован на дистрибьюторов, которые хотят работать в Лондоне, но не имеют там базы. 

Сейчас также ведутся разговоры о будущем MIPDOC. При этом известно, что Canneseries останется самостоятельным мероприятием от MIPTV. В следующий раз он пройдет в Каннах с 22 по 27 апреля 2025 года. Организаторы рассматривали вариант перенести мероприятие на октябрь, параллельно MIPCOM. Однако оба события в следующем году планируют значительно расширить и использовать одни и те же площадки во Дворце фестивалей, поэтому такой вариант оказался невозможным.