06.02.2015 14:07
В то время как в Америке "OTT-лихорадка" уже успела добраться до спутниковых операторов (в декабре 2014 года DirecTV презентовал OTT-платформу Yaveo, а в январе 2015-го Dish запустил OTT-сервис Sling TV), в России она только начала распространяться среди кабельных и интернет-провайдеров, о чем говорят "свежие" запуски таких OTT-платформ как WiFireTV (проект NetByNet) и "СмотрЁшка" (продукт компании LifeStream, реализуется как в b2c, так и в b2o-сегменте).
На этот год намечен запуск еще как минимум одного операторского OTT видеосервиса. Речь идет о московском операторе "Акадо", который работает над данным продуктом с начала 2013 года и, похоже, наконец приблизился к финишной черте. В пресс-службе "Акадо Телеком" "Кабельщику" рассказали, что в настоящее время идет работа над техническим решением для цифровой телевизионной платформы, которая будет включать в себя сервис ОТТ. "Мы уже подвели итоги тендера и определили победителя — поставщика оборудования, однако до подписания контракта раскрывать название компании не будем. Мы планируем, что в первую очередь сервис ОТТ будет доступен московским абонентам, но не исключено, что в дальнейшем проект реализуют и в регионах присутствия группы компаний — в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. По этому вопросу решение будет приниматься отдельно", — пояснили представители оператора.
Не только операторы активничают в отношении OTT-сектора, на рынке наблюдается и встречное движение — "чистые" OTT-игроки постепенно заступают на операторское поле. В прошлом году, например, сразу два онлайн-кинотеатра — Play и Megogo — анонсировали запуск онлайн-вещания телеканалов. Play начинал с трансляции 30 каналов с лишним, включая пакеты Viacom, Viasat, Sony Entertainment Television и Amedia, и под этот проект даже создал отдельный бренд — Okko ТВ (под него Okko компания в итоге перевела и свою VOD-платформу, которая теперь именуется "Okko Фильмы"). По планам, к концу 2014 года у Okko должно было насчитываться порядка 100 телеканалов, но удалось ли платформе выйти на эту цифру, пресс-служба сервиса на момент подготовки печатной версии "Кабельщика" ответить не смогла.
У Megogo пока масштабы поскромнее — на середину января 2015 года сервис предоставлял доступ всего к 17 каналам, однако скоро телеканальное предложение на платформе должно расшириться. Соответствующие планы заявлялись у Megogo еще в прошлом году: "Сейчас видеосервис ретранслирует телеканалы с привязкой линейного контента к текущей сетке телепрограмм, но в дальнейшем будут добавлены интерактивные опции, такие как возможность записи, напоминание о запланированных к просмотру шоу, доступ к архивным телепередачам. В 2015 году Megogo планирует запуск услуги линейного телевидения в полном объеме, максимально расширив пакет доступных телеканалов на территории России, среди которых первый и второй мультиплексы".
Контентным расширением в 2014 году активно занимался и ivi. Онлайн-кинотеатр решил дифференцироваться за счет уникального контента, в частности новинок европейского и американского кино, не попавших в официальный российский кинопрокат, а заодно и UHD-продукции. Кстати, как и Okko, который первым среди российских OTT-игроков предложил контент ультравысокого разрешения, ivi пока распространяет его исключительно через приложения на 4K Smart TV.
Если верить зарубежным экспертам, в частности старшему вице-президенту по новым технологиям компании Fox Клайду Смиту, OTT-площадки вообще должны быстрее освоиться и преуспеть в распространении 4K-контента, в отличие от операторов кабельного и спутникового ТВ, которым приходится сталкиваться с инфраструктурными и технологическими препятствиями.
Еще один крупный игрок российского OTT-рынка — Tvigle, хотя в 2014 году и не пошел по 4K-стопам коллег по цеху, зато отличился эксклюзивным онлайн-показом последнего, пятого сезона "Ходячих мертвецов". Этот суперпопулярный сериал сервис предложил своим пользователям бесплатно, равно как и любой другой контент (напомним, Tvigle работает по рекламной модели), причем сразу после его премьеры на телеканале Fox, что стало возможным благодаря наличию у ОТТ-платформы эксклюзивных прав на показ "Ходячих мертвецов" в российском интернете.
Помимо иностранного эксклюзива Tvigle делает ставку и на пользовательский контент, для чего запустил библиотеку "Блогеры Рунета", собравшую в себе более 1200 видео от 20 разных блогеров.
Но, пожалуй, главными достижениями Tvigle за минувший год можно считать выход на игровую консоль Sony PS4 (на текущий момент это единственный российский онлайн-кинотеатр, чье приложение присутствует на данной приставке) и разработку социально-демографической панели по Smart TV.
Кстати, исследованиями в области OTT увлекся не только Tvigle. Их активно проводит тот же ivi, а недавно в дело "втянулся" и Tvzavr. Совместно с Synovate Comcon сервис провел исследование предпочтений пользователей рунета. В результате совместной работы компании выяснили, что самым популярным жанром среди российских интернет-пользователей являются сериалы — их смотрит в сети 62% аудитории. Следом идут комедийные фильмы (60%) и мультфильмы (59%). Однако, несмотря на всю свою популярность, сериалы по большому счету не тот вид контента, за который готовы платить наши "юзеры". Из тех, кто в принципе готов платить за онлайн видеоконтент, а таких, по подсчетам Tvzavr и Synovate Comcon, всего 9%, меньше четверти (20%) отдают деньги за просмотр сериалов, в массе же своей (74%) интернет-пользователи раскошеливаются за просмотр художественных фильмов.
Отложим статистику видеопотребления и вернемся к тенденциям и направлениям, набирающим обороты на отечественном OTT-рынке. Наверное, не стоит в сотый раз говорить о том, что большая часть OTT-сервисов стремится попасть в SmartTV, считая "умные" телевизоры одной из самых перспективных сред по доставке контента. Зато можно сказать, что уже не первый российский онлайн-кинотеатр расширяет территорию своего присутствия за пределы родины. Упомянутый выше Tvzavr, к примеру, уже работает на Украине и в Белоруссии, а в 2015 году планирует выход на рынки Эстонии, Латвии и Литвы. Zoomby в этом году намерен запуститься на рынке Белоруссии, а Okko — в Западной Европе.
Из других значимых явлений особого внимания заслуживает процесс слияния и поглощения OTT-платформ, а также интернет-сервисов, так или иначе связанных с видеоконтентом. Если 2013 год в M&A-плане запомнился для отрасли по покупке Яндексом интернет-ресурса "КиноПоиск", то 2014-й определенно отложился в памяти сделкой "Газпром-Медиа" по приобретению через аффилированную кипрскую компанию Ecofran российского ООО "Апрель" (входит в состав интернет-холдинга WebMediaGroup), являющегося учредителем онлайн-кинотеатра Zoomby, и договоренностью того же медиахолдинга продать Ростелекому свои OTT-активы Now. ru и RuTube, а заодно и новоприобретенный Zoomby.
И тут особенно интересно: перечеркнут ли договоренность между РТК и "Газпром-Медиа" события января 2015 года? (Речь идет об отказе Ростелекома и ВГТРК покупать Red Media у "Газмпром-Медиа", а также отмене планов по созданию объединенного медиаселлера на базе Vi — и то, и другое прямо или косвенно связывают с уходом Михаила Лесина с поста председателя правления ОАО "Газпром Медиа-Холдинг" и назначением на эту должность Дмитрия Чернышенко). Ведь сделка, о которой объявили в октябре 2014 года, не была закрыта. Для начала "Газпром-Медиа" должен был объединить свои активы в одну компанию, а уж потом отдать 74% этой компании Ростелекому, оставив за собой блок-пакет.
Произойдет это или нет — об этом, как обычно, оперативно напишет "Кабельщик".
P.s.: Материал готовился для печатного номера Кабельщика", который распространялся на CSTB'2015. Но события последних дней показали, что предположения автора по поводу сделки между "Ростелекомом" и "Газпром-Медиа" были верны - на текущий момент она заморожена и не исключено, что и вовсе будет отменена. И пока Чернышенко обдумывает эффективность слияния OTT-активов, "Ростелеком" уже "прощупывает почву" на предмет других возможных слияний или приобретений в данной среде.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии