Отраслевые ассоциации и их задачи. Часть I - НАТ и другие

31.08.2020 15:33

Не знаю, как в других отраслях, а в медиа есть не меньше десятка отраслевых/профессиональных объединений. Спроси любого оператора или вещателя – минимум пяток назовут с ходу. При этом, если спросить поподробнее, чем конкретно занимается большинство ассоциаций, мало кто припомнит что-то более информативное, чем "НАТ проводит выставку на ВДНХ", "АКТР конференцию в Крыму", "Ростелесеть что-то мутит с телеканалами", а Бырдин бегает с огнеметом за пиратами.

(Если я и утрирую, то совсем немного – можете проверить).

Но мы в редакции точно знаем, что ассоциации (по крайней мере, некоторые) довольно активно и иногда даже небезуспешно защищают права отраслевого сообщества, отбивают атаки [некоторых] сумасшедших депутатов и жадных коммунальщиков, даже помогают в судах. Поэтому и возникла такая идея – собрать информации об отраслевых ассоциациях и их успехах, и оформить собранное в небольшой путеводитель.

____________________________________
Сразу оговорюсь: в обзор не попали профессиональные объединения индивидуальных профессионалов, такие как многоуважаемый Союз журналистов России и фонд Академия российского телевидения. При сборе информации исходили из того, что мы пишем о телевизионном и телекоммуникационном бизнесе – стало быть, в обзор необходимо включить объединения, защищающие интересы медийного бизнеса. По той же причине мы отказались от включения в обзор объединений рекламщиков и других смежных отраслей, а также производителей оборудования – эти компании, как правило, не занимаются медийным бизнесом, как таковым.
____________________________________

Несколько общих слов об истории вопроса 

Перед тем как углубиться в жизнеописания общественных объединений, хотелось бы сказать несколько слов о предпосылках их появления и паре не существующих уже проектов. После чего мы перейдем к собственно описанию ассоциаций и их проектов в хронологическом порядке их появления.

Первая волна медийных стартапов – региональных телекомпаний – случилась в нашей стране в начале 90-х годов. В 1991-1992 годах запустилось не меньше сотни региональных телекомпаний, многие из которых живы до сих пор (хотя слово "здравствуют" я бы тут использовать поостереглась). И, хотя в подавляющем большинстве случаев эти телекомпании становились сетевыми партнерами московских телекомпаний, не имевших тогда нормального распространения по стране, все они производили и собственные телепрограммы.

31 августа 1995 года – ровно 25 лет назад большая группа региональных телекомпаний (прежде всего, региональных партнеров ТВ6) собрались в Москве на, кажется, первую большую профессиональную "сходку". Тогда-то и было принято решение о создании первого общественного объединения телекомпаний – Национальной ассоциации телевещателей, впоследствии ставшей Национальной ассоциацией телеРАДИОвещателей или НАТ

    
Цвет российского регионального телевидения образца 1995 года - делегация российских телевизионщиков на европейском телерынке Discop Formats
 
____________________________________
В этом месте нелишне упомянуть международную некоммерческую организацию Интерньюс, формально не являвшуюся ассоциацией, но по сути объединившую множество телевизионщиков в период становления отрасли.
____________________________________
 

Кабельное сообщество формировалось чуть медленнее. Возможно, потому, что у кабельщиков не было такого мощного бизнесово объединяющего начала, как сетевое партнерство. Возможно, поэтому первая кабельная ассоциация – АКТР – появилась только в 1998 году. Правда, некоторые операторы в регионах сотрудничали, даже объединялись для решения каких-то частных задач, но до оформления ассоциаций не доходило. 

В тот период две ассоциации, занимаясь совсем далекими задачами, довольно редко встречались на одной площадке. Даже две отраслевые выставки, проходившие при их непосредственном участии – TRBE (так в первые годы называлась выставка, ставшая потом НАТЭкспо) и CSTB – практически не пересекались участниками и аудиторией.

В 2001 году появился первый "конкурент" – известный медиаменеджер и журналист Александр Любимов с группой единомышленников создал Медиасоюз, который декларировал цели и задачи одновременно и НАТ, и Союза журналистов. В прессе активно обсуждалась идея, что создание союза инициировано Кремлем для решения специфических кремлевских задач, в том числе влияния на медиа, на тот момент слишком раздражающе свободные. "Старички" старались воспринимать активность нового объединения философски, в кулуарах посмеивались над его пресс-релизами и проектами, очень уж похожими на все, что делалось до него. 

Как бы там ни было, Медиасоюз стал организатором профессиональных премий "Радиомания" и "Искра", выступил соорганизатором конкурса "Золотое перо Руси" и других мероприятий (правда, по странному стечению обстоятельств, в интернете публикаций об этих активностях Медиасоюза крайне мало).

Организация просуществовала достаточно долго, в 2008 году Любимов передал бразды правления своему коллеге Валерию Фадееву, а он, в свою очередь, в 2014 передал президентский портфель Елене Зелинской, которая много лет являлась вице-президентом и главным мотором союза. В 2015 году Медиасоюз в последний раз упоминается в прессе в связи с отъездом Елены Зелинской в Белград, где она планировала заниматься медийными проектами и проживает до сих пор. В том же году прекратилась хозяйственная деятельность союза, сайт организации не работает.

            
  Съезд ассоциации "Уралтелесеть", 2002 год
 

Помимо "Медиасоюза" в двухтысячных стартовали кабельные ассоциации – "Уралтелесеть" (впоследствии ставшая "Ростелесетью") и "Макател". И не стартовала еще одна, чисто телевизионная – она должна была объединить вещателей. Об этом хотелось бы специально сказать несколько слов.

О том, как неэфирным вещателям нужна собственная ассоциация, говорено не раз, не два, и даже не двадцать. Совсем очевидной эта необходимость стала в конце нулевых, когда регулятор начал сочинять варианты легализации в РФ западных вещателей (и все обсуждавшиеся способы были один другого хуже). Кроме того, больными вопросами для вещателей были проблемы с рекламой (боже, как же мы все были наивны тогда, считая это проблемами!) и вечные недоотчетность с пиратством. 

В общем, назрело давно, но ни НАТ, ни АКТР не могли бы взять на себя реализацию таких задач. Первая, потому что работала только с эфирными вещателями – неэфирных почти не замечала, проблем их не понимала, да и не очень-то и хотела в них вникать. Вторая, потому что объединяла, что называется, игроков с другой стороны баррикады, и, начни она активно заниматься вещателями, конфликт интересов мог бы просто разорвать ассоциацию изнутри. Да и сами эти объединения не устраивали неэфирных вещателей. Поэтому осенью 2009 года на одной маленькой "домашней" площадке собрались лидеры неэфирного телевидения, чтобы обсудить создание собственной ассоциации…

Это была очень хорошая и теплая встреча, все по делу, хотя и не без сюрпризов. Но, к сожалению, проекта так и не случилось, по ряду причин, главная из которых, конечно, отсутствие авторитетного лидера, который понимал бы специфические проблемы телеканального бизнеса, умел бы говорить с чиновниками на одном языке, пользовался бы доверием сообщества и был бы готов посвятить всего себя этому "неблагодарному делу". 

Больше телеканалы никогда не подходили так близко к вопросу создания собственного профессионального объединения.

____________________________________
Примечание: справедливости ради, впоследствии у АКТР была попытка создать направление для эфирных вещателей, в него даже были привлечены несколько телеканалов-середнячков. Но этот проект так и "не взлетел". 
____________________________________

 

К концу двухтысячных годов государственное регулирование медийной отрасли стало ужесточаться: власти обратили внимание на вещателей, потом на операторов и их "слишком уж свободы". Ну, дальше вы все знаете и без меня – степень несвободы и зарегулированности (зачастую бессмысленной) нашей отрасли сегодня, наверное, одна из высочайших в мире. Где-то на уровне индекса свободы прессы, где мы на 149 месте после Венесуэлы и Гондураса.

В то же время возникло еще несколько медийных ассоциаций, по большей части региональных, которые ставили во главу угла уже именно взаимодействие с властями (как федеральными, так и местными). Увы, количество не переросло в качество: правовое поле вещателей и операторов связи продолжает скукоживаться, а разного рода обязательства и обременения [под страхом смерти] множатся. Разумеется, было бы глупо обвинять в этом общественные объединения, которые "не справились" – это просто реалии, в которых приходится существовать и вещателям, и операторам связи, и их общественным объединениям. 

    

Теперь подробнее про каждую ассоциацию, и первая – уже упомянутая Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) – первое профессиональное объединение эфирных и кабельных вещателей, отмечающее сегодня 25-летний юбилей.

____________________________________
Тут хотелось бы добавить маленькое личное пояснение: буквально через месяц после принятия решения о создании НАТ, еще до ее официальной регистрации в Минюсте я пришла на работу в эту замечательную команду. Так что некоторые детали, которые содержатся в статье, приведены не по официальным данным или публичным источникам, а из личного опыта. При этом я допускаю аберрации памяти, потому, если у вас есть корректировки или дополнения к этому тексту – всегда готова принять.
____________________________________
    
Эдуард Сагалаев.
фото из библиотеки портала RabotnikiTV
 

Как уже было сказано выше, НАТ стала результатом большого съезда вещателей в 1995 году, организованного по инициативе тогдашнего руководителя телекомпании "ТВ6 Москва", мэтра российского телевидения и весьма уважаемого среди профсообщества человека – Эдуарда Сагалаева. 28 вещателей – как федеральных, так и региональных – стали учредителями НАТ, и впоследствии в ассоциацию вошло еще несколько сот теле- и радиокомпаний компаний, благодаря чему НАТ добавила слово "радио" в свое название и стала Национальной ассоциацией телерадиовещателей.

Главная цель и задача, которую НАТ декларировала тогда и которую продолжает декларировать сейчас – развитие отрасли и защита интересов ее игроков. 

    
Первый съезд Национальной ассоциации телерадиовещателей, 2006 год
 

Считается, что любая ассоциация наиболее активно живет первые пять лет – потом она либо меняет курс, либо капитана, иначе бурление стихает вплоть до полного штиля. До полного "штиля" НАТ никогда не стихала, но были в ее истории более и менее активные периоды, и самыми активными были первые пять лет: участие в законотворчестве, налоговые льготы (в том числе освобождение вещателей от НДС на три года!), создание Медиакомитета (занимавшегося вопросами стандартизации медиаизмерений), создание TRBE, впоследствии переродившейся в НАТЭкспо, групповые выезды на крупнейшие мировые выставки, плотная работа с NAB, EBU и другими международными ассоциациями, куча обучающих семинаров и всевозможных мероприятий для вещателей.

  
фото из библиотеки портала RabotnikiTV
 

НАТ организовывала самостоятельно или проводила в партнерствах различные фестивали и конкурсы. Так, первый "ТЭФИ-Регион" проводился при непосредственном участии НАТ, и руководил его мероприятиями член правления НАТ, руководитель красноярской телекомпании "Афонтово" Александр Карпов.

    
Несколько лет успешно существовал по-настоящему международный телефестиваль "Правопорядок и общество", куда съезжались телевизионщики России, Украины, Беларуси, Молдовы, Армении
 

Понятно, что все это было возможно, в том числе, потому что государство декларировало максимум свободы для бизнеса, стремилось взаимодействовать с ним, не пыталось подмять отрасль под себя. Сам бизнес отвечал тем же – я отлично помню шумные заседания правления до глубокой ночи, уже без галстуков и с пиджаками, сваленными где-то в кучу на диване в кабинете СЭМа, как мы за глаза называли Эдуарда Михайловича, лидера и главного стратега НАТ на протяжении всех этих лет :)

Исполнительной дирекцией руководила тогда Елена Злотникова, тактик НАТ и один из крупнейших профессионалов в области построения телесетей. Не могу не упомянуть суперпрофессионала Наталью Селезневу, которая лично придумала много проектов, внесла огромный вклад в продвижение ассоциации и помогла мне стать жутрналистом. Руководство дирекцией НАТ впоследствии перешло Ольге Щербаковой, которая, к сожалению, покинула нас, как и еще один "мотор" НАТ – Владимир Лившиц

  
Ольга Щербакова и Наталья Селезнева
 

К началу, особенно к середине, двухтысячных активность НАТ снизилась (по крайней мере, в публичном пространстве) – ассоциация сконцентрировалась на цифровизации эфирного вещания, в формировании концепции Федеральной целевой программы НАТ принимала самое активное участие. К началу десятых годов на передний план вышла проблема с региональными эфирными вещателями, которые после перехода страны на цифру лишались сетевых партнеров и должны были переходить на самопрограммирование или умирать.

В 2016 году в Национальную ассоциацию телерадиовещателей и НАТ Экспо пришел новый человек, позитивный трудоголик с идеями – Александр Широких. С его появлением у НАТ будто открылось второе дыхание и в ассоциация снова все завертелось.

    
Александр Широких, фото Saratov24
 

В этот период стал зашкаливать градус дискуссий на конференции НАТ, проходящей параллельно с НАТЭкспо и ставшей самой мощной дискуссионной площадкой для эфирных вещателей. Фактически, НАТ, объединяющая федеральных и региональных вещателей, оказалась меж двух огней: богатые федералы заинтересованы в цифровизации, в том числе, чтобы уйти от сетевой схемы, регионалы же фактически теряли бизнес – перейти на самопрограммирование могли единицы. Чем эта история закончилась, мы все знаем

Но были и хорошие новости: при активном участии НАТ были приняты законы о 21-й и 22-й кнопках. Еще НАТ очень активно и, как мы знаем, небезуспешно работала над возвратом рекламы на тематическое ТВ. Из последних достижений ассоциации – внесение СМИ в перечень наиболее пострадавших отраслей от пандемии коронавируса. Более того, ассоциация собирала списки и ходатайствовала в Минсвязи по поводу получения дотаций теми компаниями, которым по какой-то причине отказали в матпомощи. В этих списках было и много неэфирных телеканалов.

Сегодня НАТ активно работает с Союзом журналистов России, рекламными и кабельными ассоциациями и фондами, является соучредителем телевизионной премии ТЭФИ.

Главные мероприятия - Международный конгресс НАТ, фестиваль детского телевидения "Включайся!", фестиваль социальных программ и телефильмов "Герой нашего времени", премия в области неэфирного ТВ "Золотой луч", Премия им. Владимира Зворкина, Академия НАТ.

Отдельно хочется упомянуть проект "НАТ Live" – прямые эфиры с крупнейшими экспертами отрасли, – стартовавший в апреле этого года на фоне всеобщего вынужденного домоседства. На сегодняшний день сделано больше полусотни прямых эфиров, включая сессии вопросов и ответов с представителями Минкомсвязи и Роскомнадзора (их расшифровки впоследствии были опубликованы "Кабельщиком").

Сейчас основные направления работы НАТ:

  • Концепция развития телерадиовещания 2020-2025, в том числе цифровые перспективы региональных каналов,
  • Либерализация рекламного законодательства,
  • Отмена «моратория» на смену концепций вещания телеканалов (смена сетевого партнера, переход на самопрограммирование),
  • Коллективный договор с РАО.

Из вопросов, которые заботят ассоциацию, но пока не вылились в конкретные инициативы: отток аудитории в нелинейные среды (OTT) и невозможность правильно измерять совокупную аудиторию во всех средах и на все платформах, зарегулированность отрасли по сравнению с онлайн-средой и пиратство.

НАТ входит в рабочие группы и комитеты:

  • Член Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания;
  • Член рабочих групп при Правительстве РФ по подготовке Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2020-2025 годы, по рекламе и по СМИ, а также член двух рабочих групп по регуляторной гильотине;
  • Член Комитета ТПП РФ по рекламе и Комитета ОП РФ по социальной рекламе.

Сегодня в НАТ входит около шестисот организаций, в том числе компаний из смежных отраслей – поставщиков контента и оборудования, рекламных агентств и даже операторов связи. Недавно к НАТ присоединились телекомпания из Улан-Удэ "Ариг Ус", оператор связи "Лада Медиа", телеканалы "Липецкое время", "Старт", "Царьград", "Томское время" и другие.

Пользуясь случаем, хочу поздравить с юбилеем Национальную ассоциацию телерадиовещателей, столько значащую для отрасли в целом и для меня лично!

 

Продолжение следует, и следующая остановка – Ассоциация кабельного телевидения России.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"