О привязке лицензионных платежей к валюте

15.12.2014 16:54
В начале ноября 2014 года ассоциация "Уралтелесеть" подготовила обращение к основным представителям иностранных телекомпаний, которые присутствуют на российском рынке: Viasat, Discovery Network, Viacom, Eurosport, Телко Медиа, NBC Universal, Turner Broadcasting, Media Broadcasting Group (MBG), Sony Pictures Television, Thema, AMC Networks International (бывш. Chello Zone), Universal Distribution. Поводом для обращения стало стремительное падение курса рубля и соответственно резко возросшие лицензионные платежи в адрес телеканалов, цены на которые привязаны к иностранной валюте – доллару или евро.
 
Предложения Ассоциации были согласованы с ее членами и изначально сводились к трём вариантам определения расчётного курса: 
  1.  Фиксирование курса в рублях;
  2. Среднеарифметическое значение между текущим курсов и курсом на момент заключения договора, т.е. при текущем курсе USD 50, получается формула 50 + 32 = 82 / 2 = 41;
  3. 3. Коридор, когда прописывается конкретное значение в заданном коридоре значений текущего курса, например, при курсе USD между 38-40 курс X, при курсе 40-44 курс Y и т.д. 
 
В итоге все же приняли решение выходить со вторым вариантом, т.е. среднеарифметическое значение, при котором риски и нагрузка делится пополам между оператором и телеканалом - операторы посчитали, что это наиболее компромиссный и универсальный вариант расчёта. 
 
После обобщения всех ответов от телеканалов, можно подвести следующий итог.
 
Во-первых, мы "вспомнили", что с некоторыми игроками Ассоциация подписывала рамочные договоры в рублях, например с NBC Universal рублёвые договоры – это радует и добавляет им привлекательности в наших глазах.
 
Во-вторых, часть участников проигнорировали письмо, формально сославшись на то, что договорных отношений с Ассоциацией у них нет – и это их право.
 
Но оставшиеся компании хорошо понимают озабоченность операторов, и наши письма послужили дополнительным официальным аргументом в переговорах с зарубежными партнерами.
 
Большинство телеканалов готово идти на диалог, но в силу претензий по отчетности или по оплате к разным игрокам, готовы вести эти переговоры индивидуально. При этом Ассоциация рекомендует форму запроса и будет комплексно координировать взаимодействие своих участников.
 
Сейчас период разрушения иллюзий. Многие операторы в своих комментариях говорили о том, что вопрос поднят вовремя, так как. рассматривали вопрос расторжения договоров, привязанных к валюте. 
 
При текущей экономической ситуации валютные контракты являются большим риском для операторов, период, когда операторы боялись отключить какой-либо канал уже прошёл, практики много, и операторы смогут найти аргументы для абонентов. 
 
Поэтому, те кто планируют долго работать на рынке должны учитывать интересы операторов, необходимо искать компромисс – и операторы готовы к диалогу и ждут адекватного отношения. 
 
 
Надо заметить, что первой на ситуацию отреагировала компания Телко Медиа (представитель Fox International Channels Russia) – причем еще до обращения ассоциации "Уралтелесеть" к операторам. Компания разослала всем своим партнерам письмо о том, что вводит временные меры для поддержки своих партнеров, предложив изменение коммерческих условий в сторону уменьшения, в зависимости от курса доллара (там предполагается скидка до 12,5%, если цена доллара достигнет 49 рублей и более).  По собственному признанию сотрудников Телко Медиа, ни один из партнеров не отказался от этого предложения, что, безусловно наилучшим образом сказалось как на репутации дистрибутора, так и на его показателях.
 
"Кабельщик" обратился к остальным телеканалам и правообладателям с предложением рассказать своем видении создавшейся ситуации и о планах компаний по выходу из кризиса. Подавляющее большинство вещателей, к сожалению, связано корпоративными правилами, не позволяющими им публично обсуждать финансовую политику своих компаний. Однако не было практически никого, кто не выказывал бы беспокойства по поводу сложившейся ситуации и своей готовности искать выходы из нее.
 
"Понятно, что все закупки контента осуществляются только в иностранной валюте, и плюс еще затраты на плей-аут, озвучку, подъем на спутники и спутниковую ёмкость… Все это долгосрочные договоры на 3-5 лет, и привязать их к курсу рубля невозможно. Но мы все же надеемся, что курс рубля в скором времени стабилизируется, и перед нами не встанет вопроса о закрытии проекта и уходе из России", - сказал один из наших собеседников.
 
 
Екатерина Переверзева, генеральный директор Media Broadcasting Group
"Думаю, объяснять, почему у иностранных каналов все расходы в долларах, не нужно. Единственное, что у них может быть в рублях (и то, думаю, не у всех) – это зарплаты сотрудников и аренда офисов в России. Так что то, что операторы стараются переложить все бремя падения рубля на каналы путем перехода на рублевые платежи, не совсем справедливо. С другой стороны, понятна логика операторов, которые вдруг начали платить за контент на 40 процентов больше, при этом их доход с абонента не увеличился. Мы пока решаем, что можно сделать в данной ситуации, чтобы получить приемлемый выход их данной ситуации для обеих сторон". 
 
Алексей Петров, генеральный директор ООО "ВОДТВ"
"Нам кажется, что цены контрактов на каналы должны указываться в рублях. Абоненты получают свои зарплаты в рублях, операторам они платят в рублях, бюджеты операторов формируются в рублях. Так причем здесь доллар? Мало ли, какие есть внешние макроэкономические процессы - колебания биржевых индексов, цен на нефть, доллар, золото... Они вовсе не обязательно проецируются автоматически на все страны и все сферы жизни. Цена нефти упала, а зарплаты в Уфе не повысились. Привязка цены к курсу доллара – это смелый переговорный ход, который, конечно, улучшает жизнь правообладателя, но и приближает контракт к пределу возможного. Вот сейчас, с обвалом курса, такие контракты и шагнули сразу за этот предел.
Допускаю, что некоторые дистрибьюторы привязали цены к курсу не от хорошей жизни, а из-за позиции западных правообладателей. Некоторые из западных партнеров, бывает, жестко контролируют ценообразование у дистрибьюторов: устанавливают минимальные планки, систему скидок. Отсюда и привязка всех цифр к мировым валютам. Такой контроль цен дает западным товарищам ощущение большего управления ситуацией. Но это иллюзия. Все равно российский дистрибьютор, который общается с российскими операторами каждый день, лучше знает, какая цена реальна. Все равно нужно доверять мнению российского партнера. Нужно успокоиться, признать, что он с Вами в одной лодке и ему тоже выгодно получить максимум возможного. В конце концов, у западного правообладателя всегда остается право аудита. А можно иной раз и приехать в Россию самостоятельно, чтобы познакомиться с операторами и поучаствовать в переговорах. Кристоф Куасс, например, (владелец каналов Frenchlover и Hunting-Action, с которыми мы работаем) даже приезжал на форум Multicervice в Екатеринбург. 
Диктовать из Нью-Йорка цену продажи в России все равно бесперспективно. Разные рынки, разные цены. Скажем, стоимость проезда на такси в Москве и в регионах тоже ведь разная, хотя и бензин везде примерно одинаковый. Никто же не пытается требовать в регионах за проезд столько же, сколько в Москве, ссылаясь на "глобальную ценовую политику компании". 
Западному правообладателю нужно объяснять эти вещи. Нам это сделать удалось, поэтому у нас по всем каналам цены в рублях. Более того, цены фиксируются на срок действия контракта вне зависимости от изменения курса рубля. В текущей ситуации для операторов это удобно."
 
Елена Гудович, генеральный директор группы компаний Pleiades
"У нас ситуация патовая, так как мы зависимы от валюты не меньше, чем наши партнеры, а, может, даже и больше– все взаиморасчеты с партнерами во Франции ведутся в долларах и евро, кроме всего, мы так же платим им минимальные гарантии, и это куда больше, чем сотня-две долларов. Мы вынуждены покупать валюту, и в данной ситуации просто физически не можем себе позволить фиксировать курс до начала падения рубля, как предлагают некоторые наши партнеры. При всем моем понимании и уважении. 
Но принимать меры придется в любом случае. На данный момент мы предлагаем фиксировать внутренний курс валюты по отношению к рублю с "плавающей" дельтой, в зависимости от его изменения. Хотя для нас это, мягко говоря, не очень выгодно, а в некоторых случаях – убыточно". 
 

Об авторе

Олег Грищенко
президент Ассоциации "Ростелесеть"
Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"