Уход крупнейших зарубежных вещателей, разумеется, отразился на пуле тематических каналов, доступных на нашем рынке. Освободившиеся ниши оперативно заняли новые проекты, хотя далеко не все направления успели закрыть. Например, HGTV пока не получил полноценной замены, несмотря на наличие отечественных каналов схожей тематики. Также эксперты отмечают нехватку качественного познавательного контента, ранее представленного теми же Discovery, NatGeo и History.
Тем не менее в 2022-м рынок пополнился более чем 20 новыми каналами. В этом году уже стартовало вещание «Индия» и Curiosity Stream, и в ближайшие пару месяцев готовятся к запуску еще по меньшей мере пять телеканалов. Предлагаю пробежаться по новичкам в каждой из тематик.
Детские
«Супергерои»
Этот канал пришел 1 апреля на смену проекту «Малыш ТВ». Он рассчитан на аудиторию от 4 до 12 лет. В век супергероев, когда из комиксов делают не только фильмы, но и сериалы, весьма практичной представляется идея запуска канала с таким названием. Тут сразу есть потенциал и для развития собственных анимационных проектов, и для создания персонажей, и для лицензионной деятельности. Собственно, все это постепенно появляется на канале.
Но если вы ожидаете, что 100% эфира занято контентом с персонажами, наделенными необычными способностями и суперсилами, – отнюдь. Будем объективны, тяжело (особенно сейчас) набрать в необходимом объеме супергеройский контент на круглосуточное вещание. Поэтому телеканал переосмыслил идею супергероев и предлагает находить их среди обычных людей, раскрывать их характеры и яркие личности. Супергероем здесь могут быть папа, мама, учитель, врач, уборщик – кто угодно. В общем, все те, кто делает мир лучше или решает проблемы на ежедневной основе. Ярким примером этой идеи можно назвать анимационный проект «Папа Супергерой». Главный персонаж здесь, возвращаясь домой с работы, воссоздает образ супергероя для своей трехлетней дочкой Миао за счет подручных средств – синей маски, скатерти, резиновых перчаток и сапог. На собственном примере папа учит девочку справляться с повседневными задачами и вопросами, с которыми обычно сталкиваются маленькие дети.
Ну а если говорить о традиционном прочтении тематики, оно представлено такими сериалами как «Минифорс Х», «Хэйли и Волшебное сердце», «ДжиФайтерс. Город супергероев» и другими. Также у канала есть собственный персонаж – СуперПиксель. Его интегрировали в логотип, в межпрограммки, а также в сувенирную продукцию.
«Тип-Топ»
В конце апреля категорию детских телеканалов пополнил и «Триколор». «Тип-Топ» стал для оператора первым детским продуктом в линейке каналов собственного производства. Он рассчитан не только на весьма широкую аудиторию – здесь с бессловесной малышковой «Овощной вечеринкой» (0+), где пять хулиганистых свекл от скуки устраивают зажигательные вечеринки с другими продуктами в холодильнике, соседствует мультик про «Тарзана» (12+), где присутствует вполне однозначная любовная линия, а отрицательные персонажи ходят с оружием наперевес. Приключения бегемотика и слоненка в «Тиме и Томе» (0+) идут в эфире наряду с мультсериалом «Шахерезада. Нерассказанные истории» (16+). Также на канале можно встретить не только анимационные картины и сериалы, но и игровые. Весь этот контент, по задумке, объединен тематикой путешествий и приключений.
Из других особенностей – эфир «Тип-Топа» разделен по времени вещания. Утром и днем на канале идут многосерийные мультипликационные проекты, а в районе восьми вечера показывают полнометражный проект с его повтором в ночное время.
В заставках и межпрограммках юных зрителей приветствуют анимированные буквы-персонажи, а роль информеров выполняют рисованные червячки и гусеницы.
«Лёва»
Впервые услышав название «Лёва», я подумала, что телеканал непременно связан со львами, но к царям природы проект, запустившийся в мае 2022 года, не имеет никакого отношения. Телеканал вырос из развивающего YouTube-мультсериала про грузовичок Лёву, а также других проектов, которыми занимается компания Project First, таких как «Смарта и чудо-сумка», «Совенок ХопХоп», «Машинки Мокас».
Канал рассчитан на малышковую аудиторию – он учит считать, читать, правильно определять формы, цвета, а также приходить на помощь своим друзьям. И поскольку главный герой телеканала – грузовичок, то и основной контент завязан на автомобильной тематике. Если ребятишкам показывают, как складывать, то делают это на шинах, если рассказывают об устройстве мира, то через истории с тракторами, бензовозами, экскаваторами и прочим транспортом, если поют песенки, то всенепременно в кабриолете или с участием машинок.
Нет, есть и другие персонажи – совенок, котенок, девочка Смарта, периодически в гостях у канала появляются барби, щенячий патруль и другие герои. Но как правило, и эти вкрапления обыгрываются соответствующе.
Помимо рисованных персонажей на канале есть программы и с реальными людьми – это «Кафе на дереве», «МимиЛэнд» и другие.
Резюмируя, «Лёва» занял нишу ушедшего Baby TV. На рынке есть еще DuckTV, но там все-таки более спокойный контент, гораздо меньше голосового сопровождения, а здесь с юным зрителем уже активно общаются.
«Чижик»
Это второй детский проект «Триколора», он был запущен в июне. Здесь оператор сделал ставку на старый добрый советский контент – в программной сетке значатся мультфильмы «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Ежик в тумане», «Чебурашка», «Котенок по имени Гав», «Каникулы в Простоквашино», «Чиполлино», «Умка», «Сказка о царе Салтане», а также художественные фильмы «Новые похождения Кота в сапогах», «Иван да Марья», «После дождичка в четверг», «Детство Бемби», «Двенадцать месяцев» и другие. Ну а большую часть эфира занимают эпизоды киножурнала «Ералаш». К слову, у «Триколора» есть отдельный канал под названием «Ералаш», который круглосуточно показывает юмористические зарисовки киножурнала.
Несмотря на отечественное название и отечественный же контент, логотип «Чижика» и его анимация в заставках немного напоминают персонажей Angry Birds. В целом же – добрый ностальгический семейный канал.
Baby Time
1 октября Bridge Media запустила музыкальный телеканал для детишек в возрасте от 2 до 8 лет Baby Time. Название было позаимствовано у одноименной детской передачи, выходившей на телеканале Bridge TV с 2006 по 2020 год. Это был 4-часовой блок с анимационными клипами для детей. Идея сделать канал на базе этого формата появилась еще в 2008 году, но ее реализация неоднократно откладывалась, и в итоге запуск состоялся только в 2022-м.
Программная сетка Baby Time строится на музыкальных и художественных блоках. К первым относятся «Маленькие песни» с развивающими советскими, российскими и зарубежными песенками для малышей и «Мини-диско» с танцевальными композициями для детей постарше (надо сказать, что большинство из них – «олдскульные», например, вы здесь встретите клипы с синим лягушонком Crazy Frog из ранних 2000-х).
А художественная часть состоит из блоков «Развивашки», «Мультфильм на Baby Time» и регулярных показов мультсериала «Белка и Стрелка».
Напомню, что схожий формат имеет канал «Мультимузыка», выпускаемый «Цифровым телевидением» с 2017 года.
FamilyJam
В ноябре линейка каналов собственного производства МТС пополнилась проектом FamilyJam. Контент рассчитан как на самых маленьких зрителей, так и на подростков. Большую часть программинга занимают анимационные сериалы, например «Нильс», «Шехерезада. Нерассказанные истории», «Салон дядюшки Брэда», «Люк – путешественник во времени», «Хэйли и волшебное сердце» и другие. Полнометражную часть представляет трилогия Люка Бессона об Артуре и минипутах, отечественная франшиза о богатырях и история Эрнеста и Селестины.
Заставка телеканала каждый раз напоминает юным зрителям, что family – это семья. Интересно, придется ли слоган адаптировать в связи с новым законодательством?
Anime Kids
В декабре стало известно о появлении сразу двух телеканалов с аниме (напомню, что до этого на тематике аниме специализировался только один канал – Ani). Оба канала запустила компания HD Media. Нигде, кроме как на собственной платформе Vintera TV, а также на сайте Lime HD эти каналы мне найти не удалось.
Anime Kids, по словам производителя, рассчитан на совсем юную аудитории в возрасте от 2 до 6 лет. Его программинг строится буквально на двух сериальных проектах – «Приключения дигимонов» и «Щелкунчик Китаро», а также на полнометражных картинках, которые занимают 10–15% эфира – это линейка фильмов про Покемона, «Стимбой», «Профессор Лейтон и Бессмертная дива», «Путешествие на запад» и другие.
Anime TV
Этот канал HD Media рассчитан уже на зрителей постарше – подростков от 16 лет, и его программная сетка выстроена аналогично. Аудитории предлагают смотреть два сериала – «Чобиты» и «Эльфийская песнь», а также фильмы «Акира», «Космические приключения Кобры», «Призрак в доспехах», «Яйцо ангела» и другие. Объем библиотеки фильмов здесь чуть больше, чем на Anime Kids.
«Солнце»
Телеканал Disney долго держался и не уходил с российского рынка, однако в декабре все же свернул вещание. Разумеется, на его место должен был выйти новый проект. В итоге ГК «Медиа1», под чьим управлением все это время находился канал Disney в России, объявил о запуске «Солнца». Создавать с нуля новый канал вверили хорошо известному на рынке Рубену Оганесяну (он занимался перезапуском «Ю», возглавлял канал «Перец»). В кулуарах Рубен рассказывал, что звонок с просьбой заняться новым каналом поступил ему, когда он был в Армении. В итоге минимальной командой в крайне сжатые сроки они собрали «Солнце».
В телевизионной сетке нового канала присутствуют и анимация, и семейные сериалы, и фильмы, и киножурнал «Ералаш» (куда же без него). Плюс на эксклюзиве здесь идет сериал «Манюня», рассказывающий о приключениях младшеклассниц Наринэ и Манюни. Уточню, что эксклюзив именно телевизионный. Сам проект снят по заказу платформы Okko и так же эксклюзивно, но в цифровой среде доступен именно в Okko.
Из других примечательных особенностей можно отметить логотип – здесь солнце вписано в букву «О» и анимировано. В зависимости от времени суток солнышко меняет цвет и интенсивность свечения – утром оно яркое, светло-желтое, а вечером становится закатно-красным.
Киносериальные
Start Air
Старт вещания этого канала пришелся на 29 декабря 2021 года, но я все равно решила взять его в обзор, поскольку это важная веха. Стриминговый сервис Start был одним из первых, кто запустил производство «ориджиналсов», и стал реально первым, кто предложил рынку целый телеканал с собственными проектами. До этого сервисы, как правило, либо делали каналы для внутреннего пользования (во многом это проще, поскольку не требует получения свидетельства о регистрации СМИ и лицензии, а если хочешь показывать продукт вне своей платформы, тут уже надо проходить все по классике и получать все необходимые права; еще один повод держать все внутри – выделяться собственным контентом на фоне конкурентов), либо собирали каналы по большей части из закупного контента.
На мой персональный взгляд, выход Start Air на телевизионный рынок стал более чем своевременным. Во-первых, многие проекты платформы уже себя зарекомендовали и собрали приличную аудиторию – те же «Бывшие», «ИП Пирогова», «Вампиры средней полосы», «Два холма», во-вторых, именно сейчас российский рынок, в том числе телевизионный, особо нуждается в свежем контенте, ну и в-третьих, чем не прекрасная дополнительная возможность отбивать средства, вложенные в производство «ориджиналсов». Тем более Start озаботился и дистрибуцией за рубежом.
Несмотря на все позитивные стороны, есть и вопросы к каналу. Например, помимо своих сериалов Start Air периодически показывает и проекты типа "Фитнес", "Гранд", которые ну никак нельзя назвать ориджиналсами сервиса, хотя и выпускались при участии материнской студии Yellow, Black & White. Если уж позиционируете себя как канал ориджиналс, будьте добры соответствовать заявленному, а не присваивать старому контенту звание оригинального проекта.
В этом плане к обозначавшимся в свое время 5% эфира, который отдается под полнометражные картины (типа «Гуляй, Вася!», «Холоп», «Отель “Белград”»), вопросов нет.
Start World
Ну а это уже классическая закупная история. Это второй канал Start, начавший вещание чуть позже – 17 января 2022 года. Start World запускали совместно с платформой Walter Presents – она принадлежит британскому каналу Channel 4 и специализируется на неанглоязычных сериалах со всего мира. Собственно, на Start World крутят именно такой контент – это многосерийные проекты из Германии, Швеции, Норвегии, Чили, Бельгии, Франции и других стран, в частности нидерландские драмы «Соседи» и «Обет на крови», французские «Контакты» и «Конец людей» и другие.
Добавлю, что в ближайший год Start намерен усиливать телевизионное направление, для чего в феврале открыл отдельное ТВ-направление, которое возглавила Гульнара Умряева (уверена, с Гульнарой многие знакомы по ее работе в Fox/NatGeo, а затем в MBG). В задачи данного подразделения входят запуск новых каналов, увеличение охватов и смотрения собственных каналов с помощью инструментов эфирного и внеэфирного маркетинга, PR, контента, а также развитие ТВ-продукта на платформе Start за счет редакционных инструментов, аналитики и маркетинга.
Kinoliving
Данный канал вывел на рынок «Тайм Медиа Групп» в конце марта и тоже сосредоточился на заполнении его зарубежным контентом. Здесь можно увидеть как сериалы, так и фильмы разных лет – от черно-белых картин «Музыка в темноте» (1948) и «Лицо» (1958) Ингмара Бергмана до современных фильмов, сериалов и даже документалок. Большинство проектов – обладатели наград или Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, «Оскара» и Европейской киноакадемии.
Это не означает, что эфир наполнен исключительно серьезными драмами типа скандинавской «Вторая жизнь Увэ» или «Неизвестная» от дуэта братьев-бельгийцев Дарденн. На Kinoliving есть место и юмору – черной комедии «Вы умрете или мы вернем вам деньги» (2017) и британско-американскому сериалу «Эпизоды» про столкновение сценаристов из Великобритании с голливудским актером Мэттом ЛеБланом, исполнителем роли Джоуи в «Друзьях».
DetectiveJam
Как вы наверняка уже догадались по названию, это еще один канал семейства МТС. DetectiveJam заполнил свой эфир расследованиями громких убийств, биографиями известных маньяков, программами, посвященными работе сыщиков и реконструкциям преступлений, а также отечественными и зарубежными детективными сериалами.
Среди нон-фикшн тайтлов – серия документалок «Почерк убийцы», «Игра на поражение» про банду GTA, орудовавшую в Москве и Подмосковье в 2012–2014 годах, или «Краснодарский спрут» про исчезновение главы геленджикского горкома. Среди громких художественных тайтлов – сериалы «Мост», «Загадочные убийства Агаты Кристи», «Мегрэ», «Ганнибал» и другие.
«Кинеко»
Появление этого канала на рынке вызвало много дискуссий, поскольку пришло на смену телеканалам семейства Fox. «Медиа-Телеком» постарался сохранить целевую аудиторию, которой предназначался контент американского мейджора, но не стал для этих целей подыскивать альтернативный западный или американский контент, а вышел на рынок с проектом из восточного наполнения. Прямо скажем, вряд ли такой замене обрадовались любители сериалов «Кости», «Ходячие мертвецы», «Сосны», «Люцифер», но, с другой стороны, мир активно открывает для себя восточную киносериальную продукцию. Взять хотя бы Netflix, который в 2023 году выведет на рынок свыше 30 проектов корейского производства.
По задумке, на «Кинеко» должны быть собраны фильмы и сериалы из Южной Кореи, Китая и Японии, но по факту пока на нем идет только корейский контент. Зато присутствует жанровое разнообразие, и проекты не позднее 2014 года. Есть романтическая комедия «Когда я тебя любил» (2015), медицинская драма «Кардиохирурги» (2018) и спортивная «Лига печи» (2019), сай-фай «Алиса» (2020) и оскароносный фильм «Паразиты» (2019).
Отдельно хочется выделить яркое эфирное оформление канала – логотип, складывающийся в слово «Кинеко» из иероглифов, анимированную заставку в виде чешуи.
«Сапфир»
Еще одним восточным проектом в портфеле «Медиа-Телекома» стал канал «Сапфир». Он рассчитан на любителей современного турецкого кинематографа. Масштабных костюмированных проектов типа «Великолепного века», покорившего российскую аудиторию лет десять назад, здесь не замечено, зато много драм («Чудо-доктор» – турецкий аналог «Хорошего доктора», «Ворон», детективных сериалов («Столкновение», «Большая маленькая ложь» – не путать с одноименным сериалом с Риз Уизерспун и Николь Кидман в главных ролях), мелодрам («Стеклянные потолки», «Любовь заставит плакать») и даже мистических проектов («Лгуньи со свечами»).
В общем, много любви, страсти, дружбы, предательств, вражды – сплошь яркие эмоции.
Scream
В зарубежный октябрьский праздник, который, судя по тенденциям, скоро нельзя будет называть в России, «Триколор» запустил еще один канал – Scream. У оператора уже есть несколько каналов ужасов – «Шокирующее» и «Остросюжетное», но в отличие от них Scream предлагается для дистрибуции через «Первый ТВЧ».
Основной контент нового телеканала составляют американские, европейские и азиатские фильмы, выпущенные в прокат в период с 2018 по 2022 год, – «Страшные истории для рассказа в темноте», «Вельзевул», «Астрал-4: Последний ключ», «Остров фантазий», «Кукла-клоун», «Маршрут психопата», «Проклятие деревни Инунаки» Некоторые картины будут впервые показаны на российском телевидении.
Horror TV
Если вас не напугал перечень картин, доступных на канале Scream, можете попробовать пощекотать нервы, просматривая эфир HorrorTV. Это еще один новый проект HD Media, только выбор контента здесь значительно меньше. По идее, за сутки можно оценить всю его хоррор-библиотеку и даже начать смотреть по второму кругу, потому что за неделю вещания я насчитала здесь всего лишь с десяток тайтлов. Если вы фанат таких картин, как «Ты, должно быть, убийца», «Адский дом», «10 на 10», «Детская комната», «Хрупкость», «Последнее желание», «Фатальное насилие», вам сюда.
NovellaTV
Ну и, наконец, четвертая новинка в портфолио HD Media собрала в себе библиотеку латиноамериканских сериалов («Белая рабыня», «Черно-белая любовь», «Моя левая сторона» и другие) и ряд американских и европейских фильмов.
VHS-ка
Рассказывать об этом канале словами на бумаге тяжело, здесь требуется аудиосопровождение, ведь концепция VHS строится на показе фильмов со старой озвучкой. Да-да, те самые переводы из 1980-х и 1990-х, на которых выросло не одно поколение, и гундосые голоса Леонида Володарского, Алексея Михалева и Андрея Гаврилова – все здесь. Ну и контент соответствующий – «Такси», «Васаби», «Шоугерлз» «Пятый элемент», «На гребне волны» и другие.
«Индия»
Появление этого канала сопровождалось целой волной недовольства зрителей. Вначале они негодовали, что без какого-либо предупреждения или анонсирования закрылся канал Zee TV Russia и пользователи потеряли возможность смотреть любимый контент не только в эфире, но и в VoD-библиотеке (особо активные зрители сами находили в сети крупицы информации, делились на страницах групп в ВК новостями о том, что уход Zee с российского рынка был обусловлен покупкой и последующим переходом контроля над Zee Entertainment Enterprises корпорации Sony). Ну а затем стали жаловаться на то, что в эфире канала «Индия» крутятся всего два сериала – «Священные узы» и «Агент Рагхав».
По состоянию на февраль ситуация не изменилась. На канале до сих пор идут «Священные узы» – все-таки почти 1,5 тыс. эпизодов. А вот «Агент Рагхав» уступил место проекту «Любовь подобна Богу». Хотя периодически в сетке «Индии» появляются еще и шоу про индийскую кухню и путешествия по стране. А по состоянию на март сериал «Любовь подобна Богу» сменил более свежий проект «Такая свадьба».
«Ред Медиа», запустившая канал «Индия» на место ушедшего Zee TV, обещает, что в скором времени ситуация изменится и сетка нового проекта вновь запестрит разнообразным контентом. Будем надеяться, что это произойдет в самое ближайшее время.
Я же напомню, что в портфолио «Ред Медиа» уже есть канал, посвященный индийскому кинематографу, – «Индийское кино».
Познавательные
Big Planet
«Тайм Медиа Групп» оперативно среагировала на уход целого пула зарубежных познавательных каналов с российского рынка и уже в июне представила собственный телеканал Big Planet. Редакция наполнила его программами о науке, истории, природе, путешествиях и открытиях. В частности, циклами «Техноигрушки» (в основном там рассказывают про моторы и машины, но находится место и телескопам и другим интересным технологическим продуктам), «Путь к звездам» (про космические открытия, запуски спутников и пилотируемых аппаратов, программы по колонизации соседних планет и космические мифы), «Наука выживания» (реальные истории людей, которым пришлось столкнуться с ситуацией выживания), «Вертикальный мир» (про самые знаменитые башни в мире).
Целевая аудитория канала – мужчины от 25 до 54 лет, хотя в портфеле Big Planet есть передачи для всей семьи и тематический контент для женщин, например программы про путешествия и гастрономию.
Women's Magazine
Еще один проект ТМГ, уже для женской аудитории. Это познавательно-развлекательный канал. На мой взгляд, здесь получилась своего рода смесь TLC и HGTV, поскольку в эфирной сетке присутствуют как традиционные женские передачи про готовку, похудение, здоровье, гастропутешествия, так и шоу о том, как преобразовать отель своими руками, выбрать домик у моря или устроить масштабную переделку своего городского жилища. Разумеется, гланвыми героинями практически во всех передачах являются женщины. Например, переделками в шоу "По кирпичику за раз" занимается жена, мать троих детей – Дэниэль Брик, а поисками интересных рецептов и блюд по всему миру – сестры-повара Карена и Кейси. В отличие от Big Planet, где весь контент – зарубежный, WM разбавляет западный контент российским. Его не так много, но он есть. Например, проекты "Я худею" и "Живая еда с Сергеем Малоземовым".
Terra
Этот телеканал «Медиа-Телеком» запустил наряду с «Сапфиром» и «Кинеко», но именно здесь компании удалось произвести, по сути, полноценную тематическую замену ушедшему NatGeo. Надо сказать, что на старте эфирная сетка Terra была преимущественно наполнена гастрономическим контентом и программами о путешествиях с легкими вкраплениями передач о животных и шоу-выживанием «Дикие приключения Ника». Но по состоянию на февраль телеканал сбалансировал свой программинг, и теперь здесь есть место и историческим циклам, и контенту про поиски золота, и разнообразной тревел-тематике, в частности шоу-соревнованию «Чей отдых круче». Также весьма интересный проект – «Асы Аляски», повествующий о команде пилотов, которые, несмотря на суровые и экстремальные условия Аляски, помогают в сложных ситуациях охотникам и путешественникам.
Ocean HD
Без шума и пафоса в конце прошлого года запустился канал Ocean HD. Помните, в свое время у «Первого ТВЧ» были каналы «Охотник и рыболов» и «Охотник и рыболов HD», которые при одинаковом названии имели частично разный контент? Так вот, история повторилась.
Как и в случае с «Охотником и рыболовом HD», Ocean HD отличается от своего SD-собрата примерно 30% контента. Как мне пояснили представители канала, проекты отличаются друг от друга тем, что на Ocean-TV в большей степени присутствуют фильмы о кораблестроении, путешествиях и рыбалке в России, а сетка Ocean HD сфокусирована на передачах об океане, о воде и подводном мире.
Если уж совсем конкретизировать, то новые серии проекта «Вокруг света пешком», документальный фильм «Голоса погибших кораблей» о разведывательно-поисковой экспедиции затонувших на Ладоге кораблей, шесть серий проекта «Великие реки России. Дон», документалки о подводной охоте «Шантары. К себе на край земли» и «Монерон – сказка на Дальнем Востоке» – все это можно увидеть только в эфире Ocean HD. Канал и дальше планируют трансформировать, а как – увидим в 2023 году.
Curiosity Stream
Этот канал – запуск уже 2023 года, но, поскольку он заменил в портфеле Media Broadcasting Group линейку ушедших каналов History, я не могла не упомянуть его. Тем более что на Curiosity Stream – это бренд, созданный основателем Discovery Джоном Хендриксом.
Собственно, от просмотра Curiosity Stream у меня сложилось впечатление, словно я смотрю симбиоз Discovery и History. Эфир телеканала состоит из научно-популярных фильмов и сериалов, охватывающих тематики космоса, необычных природных явлений, исторических событий, технологий, жизни микроорганизмов, и не только.
Зрителю предлагаются документальные фильмы, удостоенные международных наград, — «Свет земли», «Любимые места Стивена Хокинга», «Цифровой мир», «Грамматика счастья» и многие другие.
Вечерняя сетка Curiosity Stream тематическая. Так, понедельники посвящены исследованиям, вторники – истории, среды – природе, четверги – развлечениям, а пятницы – путешествиям.
Добавлю, что бренд Curiosity и ранее присутствовал на российском рынке, но только в качестве VoD-библиотеки. Например, его документалки можно было посмотреть в Okko.
Рестарт
В тематике «Хобби и досуг» новичков в 2022 году не оказалось, зато серьезному ребрендингу подвергся телеканал «Еда Премиум». Его переименовали в Food Time, дополнили новым зарубежным контентом и представили новый логотип. Только ленивый не отметил, насколько и новое лого, и название напоминают ушедший с рынка телеканал Food Network. Содной стороны, можно погрозить пальчиком и сказать «как же так, зачем так внаглую тырить идеи и образы», а с другой – можно похвалить, поскольку именно за счет схожести нейминга и лого к каналу очевидно стало больше внимания. Как с сетью Stars Coffee, открывшейся взамен ушедшего из России Starbucks, у российского аналога и название созвучно, и лого похоже до степени смешения.
Музыкальные
ММТВ
Этот проект родился, можно сказать, из увлечения одного из основателей проекта – Александра Скрипа. Если на ММТВ он себя реализует как генерального продюсера, то в творческой жизни – как поп-исполнителя и автора песен.
Но не музыкой единой. Если вы до сих пор гадаете, какой смысл зашит во вторую букву М в названии телеканала, то это «мода». Ее в эфире не так много, но она есть.
На канале реализована блочная структура, и в основном в эфире идут топ-чарты, музыкальные клипы, новости, показывают концерты и репортажи и передачи о моде. Имена большинства исполнителей, равно как и дизайнеров, вряд ли о чем-то вам скажут, поскольку задача ММТВ – открывать новые имена и таланты, раскручивать молодых и независимых артистов. Тем не менее в музыкальном эфире порой можно встретить и Федора Шаляпина, и Марию Зайцеву из распавшегося дуэта #2Маши.
Спорт
«Старт Триумф»
Это второй канал в линейке ТРК «Старт». «Старт Триумф» появился в сентябре и подготовил к показу трансляции российских и международных соревнований как в традиционных видах спорта, так и в новых, таких как хоккей и баскетбол 3×3, гонки на электрических внедорожниках и даже нарды.
Среди заявленных в сетке соревнований – кубок Португалии, кубок Азии, бундеслига (Австрия), волейбольная суперлига «Париматч», пляжный волейбол – чемпионат и кубок России, гандбол, спортивная гимнастика, триатлон, киберспорт и другие. Ну и примерно 10% эфира отведено под тематические программы.
Добавлю, что многие соревнования пересекаются с теми, что идут в эфире «Старта», но при этом вещатель разносит разные трансляции с одних и тех же чемпионатов по двум каналам.
«Okko Спорт»
Okko и раньше развивал спортивное направление – все помнят как в 2019 году он на эксклюзиве забрал трансляции матчей английской премьер-лиги. Это были совершенно безумные финансовые вложения, проблемы с первыми трансляциями, жалобы пользователей. Со временем Okko удалось разобраться с техническими сложностями и привлечь платящую аудиторию на спортивную подписку. Объем платящей базы Okko не раскрывает, но в 2020 году в СМИ мелькали цифры в 25–30 тыс. человек, купивших подписку за полную стоимость и 240 тыс. активных пользователей спортивного раздела.
В общем, в спортивное направление продолжили вливать деньги, ну а в прошлом году сервис созрел до создания собственного телеканала и вывода его на рынок дистрибуции. Сам «Okko Спорт» был запущен в июне, а о планах по выводу его за пределы платформы стало известно в декабре.
На канале собраны все ключевые события, доступные в Okko, – от ла лиги и матчей Лиги наций УЕФА до Кубка Дэвиса, боев Brave, чемпионата мира по биатлону и турниров по фигурному катанию, а также собственные программы «Okko Спорт», посвященные этим соревнованиям.
На текущий момент канал доступен на «Кинопоиске», и «Кабельщик» с нетерпением ждет информации о его появлении у телеком-операторов.
На низком старте
В заключение хочу сказать пару слов о предстоящих запусках и состоявшихся буквально за февраль-март 2023 года.
В конце февраля пул детских каналов пополнился Kids TV от MBG. Он предназначен детям от 3 до 12 лет, с особым упором на ядро аудитории от 3 до 7 лет. В его эфире собраны мультфильмы мировых студий анимации, а также познавательные программы.
А 14 марта начал вещать музыкальный канал Bridge Rock. По заявлению представителей Bridge Media эфирная сетка на 88% состоит из зарубежных хитов 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х годов (речь об AC/DC, Aerosmith, Garbage, Metallica, Roxette и других), а также композиций современных рок-исполнителей (30 seconds to Mars, SOAD, Placebo). Ну и 12% отведено под отечественные рок-легенды типа Гарика Сукачева, «ДДТ», «Сплин», «Чайф», «Смысловые галлюцинации». Проверять процентовку пока рановато, так что поверим на слово вещателю. Канал придет на замену Bridge TV Fresh, запущенному в декабре 2021 года. Недолго свежая молодежная музыка играла... Чуть больше года. А жаль. ведь по данным MediaHills, озвученным на CSTB 2023, этот канал продемонстрировал хороший рост среди музыкальных, если сравнивать показатели октября 2022 года и февраля 2023.
НТВ дополнит портфолио своих тематических каналов проектом «Неизвестная Россия». Это будет канал в стиле «документари», и его эфир наполнят рассказы о России, ее жителях, традициях, культуре и исторических событиях. «Тайм Медиа Групп» совместно с дистрибуторской компанией Russian World Vision запустит телеканал «Кино без границ». Основу его эфира составят библиотека RWV и кинопрокатные новинки.
Есть надежда, что на наш рынок все же выйдет познавательный канал The Explorers от Sky Media, который компания анонсировала еще на прошлом CSTB. Также к запуску планируются проект о моде от «Красного квадрата» и новые телеканалы от Start.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии