Мировые медиагиганты: Telstra

25.03.2016 09:30
Бренды, работающие на австралийском рынке, пожалуй, менее всего известны широкому потребителю. Прежде всего это обусловлено географическими особенностями региона — слишком уж он удален и от Европы, и от Азии. А уж об Африке и Америке говорить не приходится. Тем не менее, внутренний валовый продукт на душу населения в Австралийской Федерации больше, чем в Соединенном Королевстве. В связи с чем Австралия является отличной средой для создания и развития бизнеса. В том числе и телекоммуникационного.
 
Наиболее крупной телекоммуникационной компанией этого "островного" государства является Telstra Corporation Limited, так же известная как Telstra, предоставляющая своим подписчикам такие услуги как ШПД, мобильная телефония и телевидение.
 
Telstra существует не только в Австралии. Она представлена в восьми странах мира, среди которых страны азиатского региона (Индия, Гонконг, Индонезия, Сингапур, Китай), а также западного мира (США и страны Объединенной Европы). При этом нужно отметить, что практически во всех азиатских странах (где представлен оператор), "Телстра" имеет 51% акций и менее.
 
Это обстоятельство никоим образом не помешало поселиться компании в собственном небоскребе Telstra Corporate Centre в Мельбурне, насчитывающем сорок семь этажей. Кроме того, общее количество сотрудников "Телстры" на 2014 год насчитывало более 31 тысяч. А наши постоянные читатели знают, что без собственного небоскреба и нескольких десятков тысяч работников мегабренду никуда.
 
История
Оператор имеет долгую историю, уходящую корнями в появление почты на материке. "Телстра" вышла из правительственной службы Postmaster-General’s Department. Сегодня эта служба полностью приватизирована, что слегка отличает Австралию от стран "большой семерки", где государство продолжает владеть частью крупнейших телекоммуникационных брендов.
 
Postmaster-General’s Department (Главный почтовый департамент) Австралии был создан в 1901 году в результате образования Австралийского Союза. До этого момента почтовые службы были разрознены — в каждой колонии работала собственная.
 
 
В 1975 году Департамент был разделен на три части: Australian Postal Commission (Australia Post) стала отвечать за почтовые отправления, The Australian Telecommunications Commission (ATC) взяла на себя развитие телекоммуникаций, а Telecom Australia стала продвигать телекоммуникации на рынке. 
Позднее, в 1989 году The Australian Telecommunications Commission была трансформирована в госкорпорацию Australian Telecommunications Corporation. А спустя еще четыре года, в результате объединения этой службы с Overseas Telecommunications Commission, была образована Telstra.
 
"Телстра" была приватизирована в три этапа, названными Т1, Т2 и Т3, соответственно — в 1997, 1999 и 2006 годах. Изначально правительство Австралии оставило за собой 17% акции оператора, которые были помещены в так называемый Фонд Будущего, отвечавший за обеспечение вышедших на пенсию госслужащих. Однако в результате еще двух продаж государственной части акций компании, последняя из которых прошла в 2011 году, государство полностью потеряло долю Telstra.
 
Мобильное телевидение
В середине 00-х "Телстра", также как и многие телевизионные компании обратила внимание на всеобщий интерес к мобильному телевидению. После долгого лоббирования собственных интересов на самом высоком уровне, оператору все же удалось выбить для себя частоты. Тем не менее, первый запуск мобильного телевидения от Telstra был довольно неудачным.
 
В 2007 году компания вывела на рынок новый продукт — BigPond TV. Это второй сервис Telstra, позволяющий просматривать мобильное телевидение. По словам представителей компании, в этот раз они постарались учесть предыдущий опыт и предложить клиентам что-то действительно стоящее.
 
 
Этим "действительно стоящим" оказались 25 телеканалов, просматривать которые могли абоненты мобильных сетей третьего поколения. Отличительной фишкой BigPond TV стала возможность скачивания фрагмента интересующей пользователя программы. То есть, если абонент пропустил часть любимого сериала, он заходил в BigPond TV и качал именно ее.
 
В контентной политике сотрудники "Телстра" постарались никого не обидеть. Но все же, учитывая годы (2007) и платформу (мобильный телефон), контент был ориентирован на "кидалтов". Поэтому кроме новостных выпусков, спортивных и телешоу, абонентам были доступны такие программы как "South Park" ("Южный парк"), "The Chaser’s War on Everything", "Jackass" ("Придурки") и "SpongeBob Squarepants" ("Губка Боб квадратные штаны").
 
Если говорить о стоимости, то она различна для каждого телешоу. На момент запуска минимальная стоимость одной программы составляла 50 центов, максимальная — $4,95. Кроме того, существовала два варианта абонентской платы — $9,95 и $19,95, которые отличались количеством доступных программ.
 
Спустя некоторое время BigPond TV превратился в ОТТ-сервис. В связи с этим, сегодня цены иные. К примеру, фильм "Агенты АНКЛ" в BigPond TV можно посмотреть за $5,99. Эта стоимость справедлива для фильмов, вышедших во второй половине 2015 года. Минимальная стоимость фильма сегодня составляет $3,99.
 
Foxtel
Основной сервис Telstra для доставки платного телевидения называется Foxtel. Для его реализации оператор использует гибридный волоконно-коаксиальный кабель (Hybrid fibre-coaxial). Сейчас этим уже никого не удивишь, но в середине 00-х, это было круто.
 
Однако "Теслтра" владеет Foxtel лишь наполовину. Остальные 50% принадлежат News Corporation Руперта Мердока, наиболее известному как владельцу 21st Century Fox. Для многих будет открытием, но Мердок австралиец. И свою карьеру начал именно там. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Мердок пытается контролировать телекоммуникационный и медиабизнес на родине.
 
Foxtel сегодня существует как в мобильной версии, так и "кабельной". Минимальный пакет мобильного Foxtel включает в себя 15 телеканалов и обходится в $8 в месяц. Максимальный пакет с 34 каналами стоит $20.
 
 
Что касается кабельного телевидения, то средний пакет состоит из 50 телеканалов (в которые, кстати говоря, входит Russia Today), обходится австралийскому налогоплательщику в $45. Самый дешевый пакет, также состоящий из примерно того же числа каналов — в $25. Разница в пакетах Foxtel заключается не в количестве каналов, по принципу чем больше, тем дороже. Вся разница заключается в жанровом разнообразии. Пакет за $25 включает лишь развлекательные каналы. Затем подключаются теле-кинотеатры и спортивные каналы. Это очень интересный подход к составлению пакетов. Можно даже назвать его новаторским. 
 
Интернет из США
В 2007 году австралийские эксперты подсчитали, что 70% обращений австралийских пользователей приходится на американские сервисы (это в первую очередь касается музыки и фильмов). На тот момент прямое соединение между Австралией и Штатами уже существовало. Southern Cross Cable связывал материки на скорости 240Гбит/с. Однако, среди его пользователей не было абонентов Telstra. Зато были абоненты прямых конкурентов — Telecom New Zealand, Optus и MCI.
Telstra справедливо рассудило — конкурентов необходимо лишить такого преимущества. Тем более, что цена вопроса всего лишь $300 млн. Такая ли это большая цена за удовлетворение потребностей клиентов и выход на конкурентоспособные цены? Кстати, еще один соперник "Телстры" — Pipe Networks, также планирует постройку прямого подводного соединения с США. Правда, им оно обойдется чуть дешевле, в $200 млн. С чем связан такой разброс цен, аналитики не уточняют. Впрочем, как и прокуратура. В тоже время правительство страны вовсю вело стройку национальной магистрали. 
 
 
В австралийском сенате предложение о постройке сверхскоростной общенациональной интернет-магистрали было принято со скрипом, но все же принято. На проект было выделено $35 млн. Однако к его реализации не были допущены крупнейшие телекоммуникационные компании. В том числе было отвергнуто предложение Telstra. Официальной причиной отказа было отсутствие субконтрактов с представителями малого бизнеса. Однако эксперты назвали другую причину. Она заключалась в том, что крупнейшие провайдеры не поддержали государственную инициативу о создании национального интернет-файерволла. 
3D-телевидение к 2020 году
 
Австралийцы правы. Полный переход телевидения на вещание в 3D не за горами. Это вопрос времени. Глава правления Cisco Джон Чемберс однажды заявил: "Для меня не является вопросом, можно ли считать 3D следующим этапом развития рынка видеоизображения. Это логичный этап технологической эволюции. Я также считаю, что лет через 10 мы станем свидетелями появления по-настоящему трехмерных изображений, которые будут использоваться как средство коммуникации в бизнесе, а также в других областях. Представьте только, на что будет способна медицина".
 
Представители Telstra подхватили инициативу и подготовили презентацию, в рамках которой продемонстрировала объемные проекции людей. Участники презентации, находящиеся на удалении друг от друга, общались так, как будто находились в одной комнате.
 
Оператор заявил, что это направление будет активно разрабатываться и в скором времени появится в свободном доступе для b2b-сектора, так как именно в нем велика потребность в подобных технологиях. Надо полагать, что дело также и в цене, которую на первых порах смогут "поднять" лишь представители крупных корпораций.
 
Если для корпоративных клиентов Telstra обещает предоставить услугу уже в середине 10-х, то есть с минуты на минуту, то для массового потребителя ее стоит ожидать значительно позднее указанного Чемберсом срока. Технологии, конечно, развиваются дикими темпами, но не настолько, чтобы к 2020 году вывести эту услугу в сферу товаров широкого потребления. Наверняка и производители телеприемников постараются максимально затормозить этот проект, пока не выжмут все соки из того 3D, что есть на данный момент. И тем не менее, такой оптимизм со стороны провайдеров не может не радовать.

Об авторе

Кирилл Иваничкин
Обозреватель "Кабельщика"