Ключевые события на мировом рынке SVOD в 2018 году

10.01.2019 14:32

Богатый на события 2018 год продемонстрировал новые достижения ведущей десятки фирм-производителей программ в области предложения контента по требованию (SVOD), в области слияний и поглощений и так же новые назначения капитанов индустрии. В настоящей статье, подготовленной по материалам европейского ресурса TBI, мы расскажем о ключевых событиях ушедшего года на этом рынке.

Netflix оставил всех позади

В 2018 году Netflix достиг цифры в 137 млн подписчиков и заполучил в свою команду такие выдающиеся таланты, как Райан Мерфи (Ryan Murphy) и создательницу "Острых предметов" Марти Ноксон (Marti Noxon). Несмотря на по-прежнему беспрецедентные затраты на контент, которые превысили запланированную цифру в $8 млрд, его акции в декабре выросли более чем на 80%.

Главной игрой этой ОТТ платформы было увеличение инвестиций в международный (не англоязычный) контент. Испанская La Casa de Papel, бразильская "3%" и индийская Sacred Games были, по признанию руководителей компании, наиболее популярными сериалами скачивания среди зарубежной аудитории. Это привело к открытию оборудованного по последнему слову производственного комплекса в Мадриде (Испания) и офиса по закупке контента в Лондоне, в который уже переманил из Sky руководителя департамента драмы Эн Менса (Anne Mensah) и  одного из высших руководителей Canal Plus – Диего Бунюэль (Diego Buñuel).

Компания объявила, что у нее выйдет не менее 70 международных оригинальных сериалов в 2019 году, 12 из которых будут иметь местом действия Индию, признанную территорией дальнейшего бурного роста.

Поскольку 80% новых подписчиков ожидаются от международных рынков, не удивительно, что директор по контенту Тед Сарандос (Ted Sarandos) сказал, что это и будет точкой приложения сил компании в 2019 году.

Кроме того, компания впервые догнала HBO и прервала ее 17-летнее лидерство по числу международных наград, в том числе Emmy. Наибольшую популярность у зрителей и критиков снискали The Crown, Black Mirror и Godless. Так же прибыли и добавили ей славы The Umbrella Academy, The Dark Crystal и Witcher, которые ассоциировались с брендом Netflix в 2019 году.

График с сайта журнала PC Magazine

Хоть Netflix и ожидает серьезную конкуренцию в 2019 году со стороны обновленного Disney, а также AT&T и Apple, тем не менее с уверенностью можно утверждать, что 2018 год остался "годом Netflix".

Disney, AT&T и Apple готовятся к схватке

Disney, AT&T и Apple провели большую часть года по планированию и организации полноценного стриминга, чтобы в 2019 году покончить с доминированием Netflix.

Вероятно, наиболее ожидаемой из трех является платформа Disney+, которая будет запущена в конце 2019 года. Каждая деталь этого проекта, даже самая маленькая, не остается без внимания и руководителей ТВ подразделения и совета акционеров. В 2018 году Disney принял стратегическое решение сосредоточится на контенте для детей, в то время как платформа Hulu будет ориентирована на взрослую аудиторию и будет подпитываться контентом от Fox, права на который были приобретены вместе с покупкой самой компании. Генеральный директор Disney+ Боб Айгер (Bob Iger) также объявил в последнем выступлении перед акционерами, что компания будет локализовать контент для их библиотеки таким образом, что все фильмы, выходящие в прокат, будут также со временем пополнять архив платформы.

Apple

Что касается Apple, то было объявлено, что первый блок оригинальных программ будет включать проекты от Риз Уизерспун (Reese Witherspoon), Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и Дэмьена Шазелла (Damien Chazelle) - первые серии появятся весной-летом 2019 года. В 2017 году Apple привлекал звездных авторов на значительные высокобюджетные проекты, но в 2018 году этот технологический гигант инвестировал преимущественно в контент для детей. В декабре был подписан большой договор с DHX Media на новые серии "Орешков".

Ранее в этом году платформа заключила соглашение с брендом "Улица Сезам" на создание специальных обучающих детских серий. Так же, по данным TBI, в сентябре Apple проявил большую заинтересованность в проектах, которые представлялись на Европейском форуме мультипликации в Тулузе (Франция). Поскольку стриминговые сервисы серьезно борются за доступ к наилучшему контенту, Apple также постарался подписать договоры со звездами, чтобы те производили свои оригинальные программы на эксклюзивной основе. Так был подписан многолетний договор с Опрой Уинфри (Oprah Winfrey), с директором "Быстрых и злых" Джастином Лином (Justin Lin) и с его брендом Perfect Storm Entertainment.

AT&T

Тем временем AT&T после закрытия в июне сделки по приобретению Time Warner  закрыла его сервисы Drama Fever и Filmstruck и планирует запустить три новых сервиса, содержащих, соответственно, контент HBO, Turner и Warner Bros.

Руководители стриминг-платформ - генеральный директор  AT&T Рэнделл Стефенсон (Randall Stephenson) и гендиректор WarnerMedia Джон Станки (John Stankey) - были более открыты на тему своих планов, чем их конкуренты, отметив, что их обновленный сервис будет более дорогим, чем HBO Now, который стоит  $14,99 в месяц. Они также объявили о намереньи извлечь максимальную прибыль из уже имеющегося в распоряжении группы компаний контента, что также поможет им в конкуренции с другими стриммерами, в том числе с Netflix.

Руководители мигрируют из вещания в стриминг

Наиболее востребованные руководители бродкаст сектора переходят в 2018 году на высшие позиции в стриминговых платформах и их влияние на развитие этой индустрии растет.

Один из наиболее заметных — переход Ченнинг Данди (Channing Dungey) в Netflix на должность вице-президента по оригинальному контенту после 14 лет работы в ABC, в том числе в течение последних трех лет на должности президента по развлекательному контенту. Бывший руководитель отдела драмы Sky UK Энн Менза (Anne Mensah) так же перешла в Netflix и будет заниматься закупками английского оригинального драматического контента для платформы. Бывший руководитель развлекательного контента Channel 4 Люси Левегл (Lucy Leveugle) присоединилась к ней в лондонском офисе Netflix и будет отвечать за закупки контента в Европе и на Ближнем востоке. Лондонский офис Netflix по закупкам контента открылся в июне и нанял бывшего руководителя Canal Plus Диего Бунюэля для руководства отделением документалистики. Другие значительные кадровые приобретения Netflix включают Алекси Уиллера (Alexi Wheeler) из Nickelodeon, который теперь отвечает за семейный и детский контент в Европе и на Ближнем Востоке и Бена Кейви (Ben Cavey), который пришел из подразделения Endemol под названием Tiger Aspect и будет отвечать за комедийное направление.

 Ченнинг Данди (Channing Dungey)

Что касается других игроков, Amazon заключил контракт с бывшим президентом NBC Entertainment Дженнифер Салки (Jennifer Salke) на должность руководителя по контенту, вместо Рой Прайса (Roy Price), который вынужден был покинуть компанию в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах в конце 2017 года.

Apple также рассматривает руководителей из числа бродкастеров, в том числе нанял ветерана BBC Films Джо Оппенгеймера (Joe Oppenheimer) в качестве креативного продюсера своей международной команды, которую нынче возглавляет бывший глава креативной группы Channel 4 Джей Хант (Jay Hunt). Этот технологический гигант также сманил Дану Туйнер (Dana Tuinier) из Paramount Networks в качестве руководителя креативной группы по разделу комедийного контента в составе своего глобального видео подразделения. 

Европа: брексит и квоты

Правительство Великобритании весь 2018 год вело переговоры с Евросоюзом, пытаясь найти приемлемое решение по разделению экономик, и это негативно сказалось на бизнесе как внутри страны, так и во вне.

В начале года Ассоциация коммерческих вещателей (Commercial Broadcasters Association - COBA) предупредила правительство Великобритании, что Бресзит может стоить национальному телерынку 1 млрд фунтов стерлингов (примерно $1,4 млрд). Поскольку премьер-министр Тереза Мэй раз за разом проваливала согласование общего договора с Евросоюзом, COBA предупредила правительство, что выход из Евросоюза "без соглашения" будет катастрофическим ударом по вещательному сектору. 

Секретарь правительства по вопросам культуры  Джереми Райт во время проведения Международного эдинбургского кинофестиваля выступил с заверениями, что британские бродкастеры находятся в фокусе переговорного процесса, и что он будет в полном объеме поддерживать специальные условия для поддержания талантливых индивидуумов и возможности их свободного передвижения. Этот момент был особенно заострен представителями Британского союза кинопрокатчиков, которые опасаются, что "постБрексит" иммиграционное законодательство, проект которого был озвучен в декабре, негативно скажется на росте индустрии и добавит ненужных издержек. 

Лимиты европейского контента были предметом горячих дебатов в ушедшем году в Европарламенте, Евроконсулате и Европейской комиссии, по итогам их была принята 30-процентная квота для стриминговых сервисов по запросу. Несмотря на то, что Netflix отрицает, что его недавние инвестиции в Европе являются прямым следствием этого решения по квотам, эта платформа анонсировала увеличение в 2019 году производства своих "европейских проектов" на треть.

Генеральный директор Disney+ Боб Айгер также подтвердил намерения его новой платформы производить контент, специально подготовленный для различных европейских рынков. Более того, сами британские медиакомпании стали глубже смотреть на "регионализацию" своих активов, так, например Channel 4 выбрал в октябре город Лидс в качестве базы для своей новой штаб-квартиры.

Мир смотрит на Китай

В 2018 году Китай стал вторым по величине ТВ-рынком в мире, по затратам на производство программ, которые достигли цифры $10,9 млрд, из которых 46% приходится на закупки контента на внешнем рынке. Соответственно, совершенно не удивительно, что все ведущие производители нацелены на то, чтобы зайти на этот рынок.

Многие из них начали эту экспансию уже в прошлом году, заключив значительные сделки. Так компания Fremantle договорилась об адаптации шоу My Brilliant Friend для iQiyi; Endemol Shine Group адаптировала драму Humans усилиями своего собственного подразделения в Китае; а CBS Studios International подготовила свою программу The Late Late Show с Джеймсом Корденом (James Corden) для iQiyi.

Джеймс Корден (James Corden)

Однако же, несмотря на рост китайского рынка, остается еще много разногласий на тему того, как выходить на эту аудиторию. Государственные регулирующие органы радио и телевидения Китая в сентябре 2018 года ввели новые ограничения: любые иностранные программы и шоу запрещены в прайм-тайм (19-22 часа), а в остальное время введена 30-процентная квота на импортный контент для всех стриминговых платформ, поверх уже существующих довольно жестких ограничений.

Для многих производителей контента это прозвучало отчетливым сигналом к тому, что их продукты не будут встречены здесь с распростертыми объятьями. С некоторым недоумением производители встретили номинацию Китая в качестве Country of Honour (страны высоких достижений) на международном рынке контента MIPCOM 2018. Дело в том, что организация по защите авторских прав на форматы контента FRAPA выразила свое несогласие с данным решением в связи с неоднократными заявлениями известных продюсеров о нелегальном копировании и краже форматов в течение нескольких последних лет. Единственная компания, которая не собирается расширять свой бизнес в Китае - Netflix. В декабре на UBS Media Conference, ее руководитель Тэд Сарандос (Ted Sarandos) сказал, что пока работа на этой территории принесла одни лишь "досадные разочарования". 

Волна слияний и поглощений

Если 2017 год был для медиа гигантов годом начала выработки стратегии консолидации, то 2018 год - годом ее осуществления.

Disney запустил в июле сделку на $71,3 млрд долларов США по приобретению активов 21st Century Fox после долгой битвы за эти активы с Comcast. Это слияние было одобрено акционерами и государственным департаментом юстиции США и теперь дело только за тем, чтобы завершить приобретение региональной спортивной сети. Питер Райс (Peter Rice) - президент 21st Century Fox, заявил, что окончательное слияние произойдет весной-летом 2019 года. По ходу этой сделки, Comcast проявил настойчивость в выкупе основных активов Sky, которые он делил с 21st Century Fox. После серьезной "битвы" с Fox, Comcast поднял цену покупки до $40 млрд и закрыл сделку в октябре.

Другим результатом слияния Disney и Fox стало выставление в июне на торги доли Endemol Shine Group, принадлежащей 21st Century Fox и Apollo Global Management по заявленной цене в $4 млрд. Однако же потенциальные покупатели, в том числе ITV, Fremantle, Banijay Group и RTL не проявили заинтересованности и предложение было отозвано в ноябре совместно Fox и Apollo. 

Тем временем AT&T проделал большой путь от первых попыток добиться от Дональда Трампа разрешения на слияние с Time Warner. Уже в июне они получили разрешение от федерального судьи на сделку поглощения на сумму $85 млрд. И хотя менеджмент AT&T без задержки стал строить планы на разворачивание гигантской стриминговой платформы на базе переименованной WarnerMedia, у них все еще есть необходимость дождаться окончательных результатов апелляции правительства США к решению Федерального Суда, которая будет рассмотрена только в первом квартале 2019 года.

Австралийский медиа-гигант Nine Entertainment также завершил сделку с компанией Fairfax в декабре, что привело к возникновению компании с суммарной стоимостью в $4.2 млрд. Это предприятие теперь полностью владеет австралийской стриминговой платформой Stan, а также несколькими газетами, включая The Sydney Morning Herald и The Age.

 


К слову, прямо сейчас с 8 по 11 января в Лас Вегасе (США, штат Невада) Ассоциация потребительских технологий (CTA) проводит технологическую выставку CES 2019, которая проходит в этом году под девизом "Технологии, которые изменят жизнь".
Накануне открытия выставки производители провели два дня пресс-конференций, включая лекцию президента и технического директора LG Electronics доктора Парка (Dr. I.P. Park). В первый и второй день ключевые лекции дали руководители IBM, Verizon, AMD, AT&T. И уже сейчас можно сказать, что  мобильные 5G технологии находятся в центре внимания, а все остальное будет опираться на новый уровень передачи информации в глобальных системах коммуникаций. Выражение "четвертая индустриальная революция" звучало в большинстве выступлений. Наша редакция внимательно следит за происходящим на выставке и готовит для своих читателей обзоры на самые животрепещущие темы технологических инноваций.
 

Об авторе

Екатерина Петухова
обозреватель