К.Дроздова: мы наблюдаем профицит емкости на рынке

08.02.2016 11:39
Кабельщик: Спутниковое вещание по всему миру набирает обороты. Верное ли создается впечатление, что количество спутников вокруг Земли активно растёт?
 
Ксения Дроздова: Хороший вопрос! Количество новых спутников действительно растет, но если верить аналитикам, суммарное количество присутствующих на разных орбитах аппаратов (а их насчитывается порядка 1400) не меняется. По большей части мы сейчас наблюдаем смену поколений спутников. Так, SES за последние три года много заказал и поменял космических аппаратов, достаточно большая работа в этом плане идёт и у Eutelsat. Ну и мы не отстаём, равно как и "Газпром Космические системы". Это из тех, кто работает в нашем регионе, я не говорю о прочих операторах.
 
Плюс, сейчас мы видим тренд расширения клуба космических держав за счет региональных рынков. Так, Азербайджан и Туркменистан запускают каждый свою платформу, заказывают собственные спутники. Правда, насколько им необходим такой огромный ресурс, для меня — загадка. 
 
Тем не менее, это приводит к тому, что глобальные игроки, так называемая "большая четверка", лишается своей доли рынка, потому что начинает испытывать серьезный профицит ёмкости. Раньше они много зарабатывали в кооперации с "региональщиками", сейчас же потихоньку идёт вытеснение их в домашние регионы. 
 
К.: То есть идёт обратный процесс — не укрупнение, а измельчение рынка?
 
К.Дроздова: Последние лет пять идёт кризисно-революционный процесс, т.е. идет смена технологий, сопровождающаяся определённой стагнацией рынка телевизионной связи. А за счет прихода новых игроков и технологий, позволяющих сжимать контент, появляется профицит ресурса.
 
К.: Но при этом появился Ultra HD-формат, который не окупается, но требует больше ресурса.
 
К.Дроздова: Да, но пока Ultra HD из сегмента "премиум" перейдёт в массовый, пройдёт еще как минимум пять лет. На текущий момент рынок Ultra HD еще абсолютно "сырой". А то, что мы видим сейчас — это, по большому счету, маркетинг, рекламная история, которая "продвигает" в первую очередь производителей телевизоров.
 
К.: А не логично было бы "продвигать" ее и спутниковым операторам.
 
К.Дроздова: Нет, поскольку Ultra HD-формату еще только предстоит перейти из стандарта де-юро в де-факто. А произойти это должно где-то в 2020-х годах. То, что собой сейчас представляет UHD — это просто увеличенная пиксельность, но есть ещё ряд технологических моментов, которые нужно "подтянуть". Это и глубина изображения, и динамический диапазон, и цветовые истории. Плюс, огромную работу еще необходимо проделать производителям компрессии, и только после этого спутниковым операторам можно думать о внедрении данного формата на свои платформы. 
 
Помимо нормальной компрессии пока нет и достаточного количества сет-топ-боксов, способных воспринимать UHD. В общем, рынка еще нет.
 
К.: А насколько потребитель готов к этому формату?
 
К.Дроздова: В этом плане ситуация неоднородная. Потребитель в массе своей всегда меньше готов к новациям, нежели потребитель из крупных городов. У любой новой услуги всегда есть 3-5% авангарда, это те люди, которые хотят лучшее, премиальное и максимально быстро, во что бы то ни стало. Но речи об окупаемости здесь не идет. 
 
Сейчас мы видим, что в мире уже везде продаются UHD-телевизоры, но контента для них нет, есть только промоушн, ролики, которые показывают возможности техники. Плюс, сама техника ещё очень дорога и покупательский спрос не может обеспечить её широкого распространения. С учётом кризиса этот сегмент будет довольно медленно развиваться. 
 
К.: Давайте вернёмся к спутниковому бизнесу и к разговору о том, что малые страны стали запускать собственные борта. У этих стран нет ресурсов, чтобы выстраивать контроль своих бортов. Каким тогда образом они это делают — строят собственные центры управления полетами или заказывают услугу на стороне?
 
К.Дроздова: Как правило, строят собственные, и обязательно делают запасной ЦУП у любого оператора на случай какой-то экстренной ситуации. Обычно поддержку бортов обеспечивает компания-производитель, плюс, есть ещё некие возможности.
 
Но вообще, операторский бизнес — это бизнес ещё и на масштабе. У тебя должны быть резервные позиции для того, чтобы в случае часа "X" ты всегда мог перекинуть контент с одного луча на другой. А твоему клиенту интересен охват большой территории — это справедливо как для страны с нашими просторами, так и для небольших государств. 
Поэтому, когда мы подходим к планированию наших бортов, то прежде, чем их заказать, мы много спорим между собой и с технарями. Обсуждения могут длиться целый год, за это время мы выверяем баланс между техническими возможностями и рыночными потребностями и востребованностью. Это очень сложный процесс. 
 
Региональщикам в этом плане сложнее, потому что если у тебя борт только в одной позиции, в случае чего ты либо должен иметь партнёрские отношения с другим оператором, либо обречён потерять свой бизнес. Тогда в игру вступают уже другие инструментарии, к примеру, страхование. Это если мы рассматриваем развитие спутникового бизнеса как сегмента рынка. Но иногда создание собственных спутников и спутниковых платформ к бизнесу не имеет никакого отношения и касается исключительно амбиций отдельно взятых лидеров или стран.
 
К.: Чистая политика. Мало таких бизнесов, в которых столько же политики, сколько в космосе.
 
К.Дроздова: И да, и нет.
 
К.: Бряцание оружием всегда в первую очередь было на военном поприще и в космосе.
 
К.Дроздова: Космос — это всегда идеология, а телевидение — это идеология вдвойне.
 
К.: Да, демонстрация силы и мощи страны с помощью космических технологий была всегда. Но вернемся к земному. Та реорганизация, которая сейчас проходит в целом по российской космической отрасли, насколько сильно затронула ГПКС?
 
К.Дроздова: В 2015 году мы финализировали исполнение федеральную целевую программу, осуществив запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8″ в позицию 14 гр. з.д. Как вы знаете, ФЦП по развитию телерадиовещания продлили до 2018 года, но ГПКС свои обязательства по программе уже выполнило в полном объёме
 
К.: Какие территории "АМ8″ охватывает своим вещанием?
 
К.Дроздова: Это борт производства ИСС им.Решетнёва, универсальный спутник, и охватывает сигналом как Россию, так и страны Европы, Африки, Южной и Северной Америки.
 
К.: А Россию он будет захватывать в части Дальнего Востока?
 
К.Дроздова: Нет, "АМ8″ вообще её не захватывает.
 
К.: Почему тогда этот борт имеет значение для России?
 
К.Дроздова: Потому что с точки зрения телевещания этим бортом фактически можно организовать покрытие на всю Атлантику. Это любые коммерческие пакеты, федеральные, а в случае необходимости и международное вещание. Более того, это доведение сигнала до Вашингтона.
 
Что касается Дальнего Востока, то там у нас тоже организовано и коммерческое вещание СНТВ, и федеральное вещание со всеми мультиплексами. Объективно, сейчас для зрителя возможности получить ТВ-вещание что на западе, что на востоке — одинаковые. Из спутниковых операторов там вещает, к примеру, "Орион Экспресс".
 
К.: При этом "НТВ-Плюс" и "Триколор ТВ" туда не добивают. Но важную роль на Дальнем Востоке играет еще и финансовая составляющая: туда просто не резон гнать вещание.
 
К.Дроздова: Там просто не сопоставимая аудитория. Тем не менее, во Владивостоке присутствуют 200 российских телевизионных каналов, причем по каким-то совершенно смешным ценам — где-то 200 рублей за пакет "ТВ + интернет". 
 
Но для нас, как для оператора важно, чтобы спутники были загружены. Мы, по сути, в той или иной степени являемся соучастниками не очень нам свойственного рынка вещания, но при всех кризисных явлениях, могу сказать, что за последний год на нас вышло больше на 20% каналов. В целом их стало меньше, но больше пришли к нам на спутник.
 
К.: Региональные каналы стали чаще выходить на спутник. В этой связи тот же "Орион" запустил свой региональный мультиплекс, сейчас этим занимается "Триколор".
 
К.Дроздова: Региональные каналы, о которых я говорю, выходят на нас сами. Они не хотят входить в чью-то платформу и предпочитают строить свою сетку самостоятельно. Все предложения, которые мы для них делаем, им нравятся, поскольку мы присутствуем во всех сегментах вещания.
 
К.: Как они вам платят, в долларах?
 
К.Дроздова: Контракты в рублях. При этом мы для них можем сделать и компрессию, и всё что угодно. Они приходят и практически получают всё под ключ. Кстати, многие телеканалы изумляются, когда узнают, что у них есть альтернативная возможность, не входя в платформу, попасть на борт.
 
Вообще, изначально, когда мы только запускали спутники серии "АТ", ощущения по их возможной загрузке были очень пессимистичные. Мы не ожидали, что наши клиенты со временем будут так расширять пакеты на этой платформе. В общем-то, свободного ресурса на них осталось не так много. 140-ая позиция восточной долготы хотя и тяжело, но постепенно заполняется, интерес есть, и я думаю, что основная загрузка на нее придется к лету 2016 года.
 
В отношении региональных телеканалов еще хотелось бы сказать (это то, что мы считаем важным, и то, чего регионалы ещё не понимают), что мы предоставляем возможность сделать интерактивное телевещание. Это стало возможно с запуском Ка-диапазона. Крупные каналы уже используют эти возможности. Так, все наши федеральные каналы рассматривают Кa-диапазон для перегонов, контроля и так далее.
 
Это отсыл к началу нашего разговора о смене поколений спутников. Если раньше космические аппараты могли дать исключительно однонаправленные каналы (разнонаправленные каналы связи, конечно, можно было делать, но в каких-то сложных конфигурациях), то сейчас, с разработкой новых диапазонов и появлением новых технологий, появляются новые возможности с точки зрения бизнеса.
 
Помимо обратного канала, это даёт возможность делать очень дешёвые VSAT-решения с маленькими антеннами, что отлично коррелируется с точки зрения непосредственного приёма спутникового вещания (DTH).
 
И еще важный момент — это даёт возможность так называемой многоэкранности, т.е. ты можешь принимать сигнал и на iPad, и на телефон и т.п. Это может быть комплексным решением.
 
Правда, здесь есть проблема: когда мы говорим о многоэкранности в любом виде, будь то IPTV или ОТТ, с точки зрения спутниковой ёмкости это требует очень большое количество ресурса. Но есть технологическое решение, которое позволяет избежать такой загрузки магистрального канала, коим является спутниковый канал, и идёт распределение на уровне земли. А с точки зрения покрытия мы получаем колоссальное количество плюсов: спутник закрывает огромную территорию и у него есть канал последней мили, т.е. не нужно делать последнюю милю к каждому конкретному абоненту.
 
К.: Что тогда мешает вам запустить собственную коммерческую интерактивную платформу?
 
К.Дроздова: Это не наш бизнес. Мы просчитывали возможные модели выхода на массовый рынок, но затраты на формирование компетенции по отношению к нашему основному бизнесу слишком велики. Плюс, это значительно утяжеляет структуру. Поэтому мы активно создаём рынок и стимулируем его, предоставляя возможности, но остальное даем на откуп платформам.
 
К.: Маленький частный вопрос, который мне часто задают: есть ли у вас в Европе или на территории Атлантики какие-то платформы, как туда доставить русское телевидение с интерактивом?
 
К.Дроздова: Речь об интерактивной или простой платформе?
 
К.: И то, и другое.
 
К.Дроздова: Просто платформу мы начали предоставлять с 14 сентября, с запуском "Экспресс-АМ8″.
 
К.: То есть это чисто "транспорт"?
 
К.Дроздова: Да, причём "транспорт" в национальной валюте, что особенно приятно. Поскольку наша задача не погубить рынок, а его поддержать, мы зафиксировали цены на уровне 2014 года. Мы хотим развития, мы хотим работать с оборотом, чтобы компании имели возможность зарабатывать деньги, были стабильны. Мы за долгосрочные контракты.
 
К.: Спасибо!
 
 
Беседовала Яна Бельская