В октябре Государственная дума в первом чтении приняла законопроект о запрете пропаганды отказа от деторождения. Проектом вносятся поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в ряд законодательных актов. В случае окончательного принятия закона, в интернете, средствах массовой информации, кино и рекламе будет запрещено пропагандировать идеологию чайлдфри.
За нарушение предусмотрена административная ответственность. Штраф для физических лиц составит от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; должностные лица будут платить от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, а юридические - от 800 тыс. до 1 млн рублей.
Если же нарушение было совершено с применением СМИ или интернета, то должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 200 тыс. до 400 тыс. рублей, юридическое – от 1 млн до 4 млн рублей. Дороже всего обойдется пропаганда чайлдфри среди несовершеннолетних с применением СМИ – верхний порог штрафа для юрлиц составит 5 млн рублей.
И хотя авторы законопроекта утверждают, что запрещена будет именно пропаганда чайлдфри, а не само решение женщины отказаться от материнства, как всегда встает вопрос правоприменительной практики. Не повторится ли ситуация с ЛГБТ, когда на телеканалы и онлайн-кинотеатры обрушилась лавина штрафов. "Кабельщик" поговорил с представителями рынка и выяснил, что думают участники отрасли про этот законопроект и как готовятся к его окончательному принятию.
Поддержка инициативы
Стоит отметить, что в ряде компаний поддерживают законопроект. "В целом мы поддерживаем инициативу наших депутатов, поскольку считаем закон необходимым для решения проблемы демографии. Дети – не просто наше будущее, но будущее нашей страны", – сказал "Кабельщику" представитель телекомпании "Стрим".
"Я глубоко убежден, что наше общество, и особенно наши дети, должны расти в среде, где семейные ценности и любовь к детям занимают центральное место. В этом смысле закон о запрете на пропаганду движения childfree (сознательного отказа от рождения детей) представляется мне важным и своевременным шагом, который помогает защитить подрастающее поколение от идей, способных подорвать фундаментальные основы общества", – считает Игорь Шибанов, генеральный директор телеканала "СуперГерои".
Вопрос трактовки
Наталья Смирнова, шеф-редактор редакции телеканалов "Тайм Медиа Групп", рассказывает, что в компании следят за всеми законодательными инициативами, имеющими непосредственное отношение к работе телеканалов. Наталья считает, что новый законопроект может затронуть часть контента каналов, в первую очередь речь идет о кино и сериалах.
"Однако текущая редакция вызывает большое количество вопросов и требует существенной доработки. Термины "пропаганда отказа от деторождения" и "демонстрация отказа от деторождения" могут иметь слишком широкое толкование на практике. Поэтому важно прописать их и четкие критерии, которые не позволят распространить действие регулирования на ситуации, в которых деторождение невозможно по медицинским, религиозным или иным обоснованным причинам. В противном случае под действие закона могут попасть любые сцены, в которых демонстрируются семейные пары без детей. И в этом случае отрасли грозит резкое сокращение контентных библиотек и необоснованный рост издержек на отсмотр контента и приведение его в соответствие новым требованиям. Учитывая, что инициатива пока прошла только первое чтение и ко второму готовятся поправки, мы надеемся, что документ будет значительно доработан", - говорит Наталья Смирнова.
Кирилл Махновский, генеральный директор ГК "Орион", считает, что законопроект потребует от телеканалов дополнительных ресурсов для отсмотра контента. Он также напоминает, что готовящийся законодательный акт – лишь очередное звено в цепочке контентных ограничений, принятых в последние годы.
"Под запретом находится пропаганда терроризма и любых запрещенных на территории РФ организаций, а также экстремистских материалов любого характера. Запрещены материалы, которые пропагандируют порнографию и показывают ее в положительном свете. Запрещено навязывание информации о нетрадиционных отношениях и их пропаганда. Одно из самых строгих ограничений касается наркотиков и любых наркотических веществ. Информация, содержащая предложение о продаже розничной продукции содержащей алкоголь, не может быть показана на экране. Под запретом находятся сцены употребления алкоголя и табакокурения", – говорит Махновский.
Отсмотр библиотек
При этом телеканалы пока не торопятся заранее отсматривать контент на предмет поиска пропаганды чайлдфри. Наталья Смирнова рассказывает, что в компании ждут финального проекта, чтобы начать работу. "Конечно, в случае принятия законопроекта эта дополнительная нагрузка потребует определенных ресурсов и мощностей, и мы будем готовы корректировать наши процедуры проверки контента и адаптировать его, ориентируясь на новые законодательные требования", – говорит Наталья.
В компании "Стрим" тоже ожидают финальной версии закона. "Любые нововведения влекут за собой пересмотр подхода к подбору контента. Но пока нет полной ясности по некоторым положениям законопроекта, например, в каких случаях контент достаточно будет снабдить соответствующей возрастной маркировкой, а в каких – прибегать к перемонтажу. Поэтому пока мы не можем оценить масштаб трудозатрат", – комментирует представитель телекомпании.
Антон Мариевич, заместитель генерального директора "Медиамарт", считает, что принятие данного закона может повлиять на выбор закупаемого контента, но при этом в компании также ждут итоговой версии законопроекта, чтобы начать работу.
В юридическом отделе телеканала Travel+Adventure полагают, что каналу не придется вносить глобальные коррективы в редакторскую политику телеканала: "Мы всегда стараемся не использовать в составе программ информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, в том числе отрицающую семейные ценности и дискредитирующую ценность материнства и отцовства", – говорит представитель телеканала.
А вот в компании "Первый ТВЧ" считают, что принятие данного законопроекта никак не повлияет на работу телеканалов. "Добавится установка редакторам отсмотра фиксировать данную тему. Производственные процессы не изменятся. Ранее подобные темы в контенте не встречали", - добавили в пресс-службе.
Стоит отметить, что в начале ноября депутаты фракции "Новые люди" Ксения Горячева и Владимир Плякин предложили ряд поправок в законопроект о запрете чайлдфри. В частности, предлагается не считать пропагандой информацию об отказе от деторождения, если таковой связан с медицинскими показаниями, религиозными убеждениями или материальными трудностями. "Кабельщик" надеется, что в окончательном издании законопроекта будут даны четкие формулировки, избегающие двойных толкований. Будем следить за ситуацией.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии