5 мая 2015 министр труда и социальной защиты РФ издал письмо № 14-4/10/В-3127 "Работодателям организаций связи и информационных технологий Российской Федерации", в котором предлагается присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2015-2017 годы. Письмо было официально опубликовано в Российской газете 19 мая 2015 г.
С 19 июня 2015 г. все организации связи и организации, работающие в сфере информационных технологий заочно "подписали" данное соглашение: те, кто не успел отписаться.
Процедура присоединения к Федеральному соглашению настолько не соответствует общепринятой практике, что многие не верят, что такое возможно: "Мы ж ничего не подписывали, ничего не обсуждали, как это мы вдруг оказались присоединёнными?"
Однако, это вполне законно: таков у нас Трудовой кодекс. Свобода договора в данном случае вдрызг разбивается о положения закона, а как известно, норма специальная отменяет норму общую.
В переводе законодательства на общедоступный язык ситуация состоит в следующем.
Согласно главе 7 ТК РФ на различных уровнях могут быть заключены различные типы соглашений между работодателями и работниками в области оплаты, охраны и условий труда. Такие соглашения, кроме общих фраз, подтверждающих приверженность сторон исполнять трудовое законодательство, могут содержать дополнительные обременения работодателей – обязанности предоставлять больше прав работникам (отпуск, оплата, гарантии при увольнении, дополнительные действия в области охраны труда и т. д.), дополнительные гарантии членам руководящих органов профсоюзов (больше оплачиваемого за счёт работодателя времени для выполнения профсоюзных обязанностей, гарантии предоставления отпусков для участия в конференциях профсоюзов, повышенные гарантии при увольнении и т.д.), повышенные обязательства работодателя в области охраны труда и т. п.
В данном случае речь идёт об отраслевом соглашении. Такие соглашения заключаются между работниками отрасли, которых представляет отраслевой профсоюз или профсоюзы (в нашем случае — Профсоюз работников связи России), и работодателями. Если с представителями работников - профсоюзами более-менее понятно, то вот с представителями работодателей отрасли как-то не очень, потому что очень часто их представляют министерства и ведомства, и только они. В Федеральном соглашении по организациям связи в качестве стороны работодателей участвуют представители Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федерального агентства связи. Лично у меня есть серьёзные сомнения, что эти организации могут представлять работодателей в области связи, потому что специфика их работы — бюрократия (здесь я употребляю это понятие без негативного подтекста), а не деятельность в области связи. Как бы то ни было с правами на участие в соглашении государственных органов, к соглашению должны быть привлечены реальные работодатели и их объединения. Мне не удалось установить, привлекались ли отраслевые ассоциации и объединения работодателей к работе в подготовке и подписании соглашения, но в самом соглашении о них нет ни слова.
Далее, согласно ч. 7 ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель Минтруда имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. После официального опубликования письма у работодателей есть 30 календарных дней на отказ от присоединения. В противном случае, они считаются присоединившимися по умолчанию. Да, это именно тот случай, когда "молчание — знак согласия". Теперь, надеюсь, понятно, почему реальных работодателей к соглашению можно и не привлекать — большинство и так "попадают", потому что за появлением соответствующего письма надо следить специально, чтобы не пропустить срок для написания отказа.
С отказом, а точнее со сроком его представления, тоже не всё так просто. Это, так сказать, чудо номер 2 по данному делу. В соответствие с ч. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Это правило применимо в любом случае. Но 9-й арбитражный апелляционный суд в постановлении А40-7443/2009 по делу №А40-1554/09-119-3 от 26 мая 2009 г., посчитал, что слова "Если работодатели... в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили ..." в тексте части 8 ст. 48 ТК РФ означают, что письменный отказ не только должен быть отправлен до истечения 30 дней со дня опубликования письма, но и получен Минтрудом. Учитывая размер нашей страны, качество работы Почты РФ и невозможность представить отказ электронным способом, такое трактование закона является по сути издевательством не только над работодателями, но и над правом. Хотя вероятно с применением цифровой подписи представить письмо можно, однако у вас не остаётся доказательства получения такого письма Минтрудом. Мы уже на практике сталкивались с проблемами доказательства отправки уведомлений в Роскомнадзор через портал Госуслуги.
Так что для гарантии признания вашего отказа от присоединения к Федеральному соглашению надо или посылать курьера, или посылать письмо с отказом сразу же, как соответствующее письмо о присоединении публикуется.
Кстати, не надо забывать, что отказ должен быть мотивированным, и, по-видимому, ваша мотивация отказа тоже может быть не принята — если уж над сроками поиздевались, так над мотивацией и подавно можно.
Ну, и в довершение согласно ч. 9 ст. 49 ТК РФ вас ещё могут и вызвать "на ковёр" в Минтруд, якобы для проведения консультаций. Хорошо, хоть более серьёзной ответственности за отказ не предусмотрено.
Наверное, нужно сразу оговорится, что ничто в этой статье не направлено на принижение прав работников, которыми мы практически все являемся, хотя она и написана с точки зрения работодателя, однако заложенный в ТК РФ подход к принятию таких соглашений и сложившаяся судебная практика никак не способствуют повышению социального партнерства между работодателями и работниками.
И по лично моему мнению, законодательство о труде в РФ предоставляет достаточно много прав работникам, но сильно ограничивает права работодателей по воздействию на нерадивых сотрудников, что никак не способствует так необходимому нам повышению производительности труда. Большинство профсоюзов при этом остаются фиктивными организациями (из действительно независимых и реально действующих профсоюзов могу вспомнить разве что Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности), а качество защиты трудовых прав работников очень хорошо видно, например, в области строительства, хотя Федеральное соглашение там жёстче, чем в нашей связной отрасли. Непроработанное законодательство с перекосами в области защиты одной из сторон отношений не может привести ни к чему хорошему: правовой нигилизм процветает.
Так чем же так плохо это самое Федеральное соглашение? На самом деле, можно сказать, что нам ещё повезло: в ряде других отраслей такие соглашения сильно ограничивают право работодателя на увольнение некоторых категорий работников, а бывает к примеру, предписывают работодателям выплачивать непонятно чем обоснованные определённые суммы к юбилею работника.
Соглашение в отрасли связи более чем наполовину состоит из общих фраз, многие из которых просто повторяют положения Трудового кодекса РФ, но ряд пунктов вызывает сомнения. Отмечу некоторые из них:
Пункт 2.6 обязывает работодателя осуществлять работы по организации производственных соревнований. Мероприятия по повышению профессионального мастерства работников отрасли, культуры производства и качества предоставляемых услуг могут стать для вас обязательными. А пункт 4.24 предписывает работодателю совместно с соответствующими выборными органами Профсоюза обеспечивать проведение целевых совещаний, семинаров, смотров-конкурсов по охране труда и дней охраны труда.
Пункт 4.11 Соглашения вводит отсутствующего в законодательстве некоего "уполномоченного по охране труда Профсоюза" и обязывает работодателя предоставлять ему 2 часа в неделю на исполнение его функций.
Глава 7 Соглашения определяет, что молодёжью в отрасли считаются люди до 35 лет, и обязывает работодателя содействовать молодежным инициативам на производстве, а также всячески поддерживать молодых специалистов.
Само по себе всё это неплохо, но вот всегда ли все эти мероприятия стоят денег, которые на них будут потрачены? Я, например, никак не могу себе представить, каким образом "смотр-конкурс" может повысить безопасность труда на предприятии…
А если инспекция по труду проверит вас на это и при проверке предъявит вам "неисполнение обязанностей, возложенных на вас Федеральным соглашением"? Может быть, это и маловероятно, однако, обжегшись на молоке, приходится дуть и на воду – видели и не такое, а выше я уже написал, как в данном случае суд подошёл к исчислению сроков.
Ну и на закуску: глава 10 обязывает работодателей содействовать деятельности Профсоюзов, причем такая поддержка весьма обширна: бесплатное предоставление необходимых помещений (видимо, вообще любых) , транспортных средств, спортивных и туристических комплексов, объектов культурного назначения, находящихся в собственности либо арендованных, со всем оборудованием, средствами связи, множительной техникой, отоплением, освещением, уборкой и охраной – для осуществления уставной деятельности, проведения оздоровительных, культурно-массовых и спортивных мероприятий с работниками и членами их семей.
А п. 10.2.8 обязывает работодателя отчислять не менее 0.3% от фонда оплаты труда для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей: то есть сначала всё предоставь бесплатно, а потом ещё и денег на это выдели. При этом непонятно, "выборные органы Профсоюза" – это те, которые на производстве, или это ещё и тот самый Профсоюз работников связи России?
В общем сначала женят, а потом ещё и ненашего ребёнка на нас запишут. Как-то так.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии