HDMI и оптика - новые горизонты для установщиков

14.02.2014 13:01
Сергей Огурцов, генеральный директор компании SAT.COM.RU:
 
"Хорошо находиться на рынке, который быстро растет, и не требует от вас каких-то специальных подходов и усилий. Таким был российский рынок цифрового телевидения в восприятии установщиков телевизионного оборудования, да и в реальности, до недавнего времени. Этот новый рынок возник в конце 1990 годов, с началом эпохи цифровизации, и именно возможность быстрого роста привлекла сюда множество компаний и людей, в том числе в регионах. До 2009 года мы могли говорить не только о геометрическом росте клиентской базы, но и о стабильном росте прибыли установщиков, чего в последнем случае теперь уже не наблюдается.
 
Посмотрим на динамику изменений положения и настроений установщиков в последние годы. Еще недавно и в небольших населенных пунктах, и в более крупных региональных центрах (даже если не брать здесь примеры столиц), предприниматели, работающие в бизнесе по подключению цифрового телевидения, всегда с легкостью могли найти себе место. При этом для установщиков было очень выгодно, когда на определенном этапе на российском рынке непосредственного спутникового вещания как из "рога изобилия" стали появляться новые платформы. Вспомним, что если в течении почти десяти лет здесь единолично присутствовал "НТВ-Плюс", то с середины 2000-х годов свои проекты установщикам предложили "Триколор ТВ", "Орион Экспресс", а несколько позднее "Радуга ТВ" и "Рикор ТВ". И это не окончательный список, т.к. продолжают муссироваться слухи о запуске на российском рынке и других спутниковых платформ непосредственного телерадиовещания.
 
Бурное развитие спутниковых платформ все последние годы давало возможность компаниям и людям, находящимся в бизнесе по установке цифрового телевидения, очень успешно маневрировать. Многие из них работают еще со "времен" "НТВ-Плюс", хотя по-настоящему массовый приход сюда множества новых компаний и людей начался с запуском проекта "Триколор ТВ" в 2005-2006 гг., т. к. именно последний смог обеспечить поистине гигантский рост спутникового телевидения в России. Можно сказать, что многие люди и компании, работающие в установочном бизнесе сегодня, пришли "на волне" "Триколор ТВ". Как мы помним, большое количество тогдашних новичков установочного бизнеса мало что понимали в цифровом телевидении, но все они, без исключения, были привлечены возможностью быстрого и высокого заработка. 
 
Но рынок быстро заполнился. И если сегодня мы пообщаемся с региональными клиентами, то обнаружим, что они не настолько довольны своим положением в установочном бизнесе, как это было три или пять лет назад. И это связано не столько с мировым экономическим кризом, затронувшем и Россию, сколько с тем, что определяющие ситуацию на российском рынке спутникового ТВ корпорации и платформы зарегулировали рынок (похожее положение наблюдается и на рынке кабельного телевидения, но имеет свою специфику). Такая зарегулированность была осуществлена базовыми платформами по вполне понятной причине: ввиду желания установить контроль на рынке в свою пользу, и она привела к существенному снижению нормы прибыли для многих компаний-установщиков и просто перекупщиков. 
 
При этом, например, спутниковые платформы осуществили нормализацию рынка различными способами: установили нормы прибыли, которую получает продавец или установщик с каждого комплекта оборудования при продаже конечным клиентам; нормализовали данный бизнес и в том роде, что стали требовать от продавцов и установщиков исчерпывающую информацию о конечных клиентах, и таким образом для платформ стала совершенно неважна компания или предприниматель, осуществившие первоначальную установку. Спутниковые платформы получили возможность широко общаться непосредственно со своими конечными подписчиками, без участия региональных партнеров. Пострадали не только перепродавцы, но те, кто работал, что называется, руками: кто в тяжелых условиях — и в мороз, и в жару устанавливал спутниковые "тарелки". После нормализации рынка и ввиду острой конкуренции теперь уже никто из установщиков не может произвольно поднимать цену выше той, что сложилась в том или ином регионе, да и в Москве тоже. Иначе услуга по подключению просто оказывается невостребованной.
 
Каким может быть выход для компаний-установщиков, чтобы приостановить падение прибыльности их бизнеса? Таких решений не так уж много.
 
В сложившихся условиях многие установщики решили диверсифицировать свой бизнес, начав продвигать дополнительные услуги, схожие по технологиям. Например, если клиент ставит себе в загородном доме спутниковому антенну, то грех не предложить ему установить систему видеонаблюдения, работающую по тем же коаксиальным кабелям. 
 
Некоторые компании, специализирующиеся на установке спутникового оборудования, причем известных компаний, двинулись на рынок установки домофонов. При установке спутниковых антенн в многоквартирных домах львиную долю процесса занимает не установка собственно антенны, а протяжка кабеля между этажами, и поэтому тянуть домофонные кабели для спутниковых компаний может быть абсолютно знакомым делом. 
 
Однако оказалось, что упомянутые две ниши — установка систем видеонаблюдения, и установка домофонов очень хорошо заполнены и без спутниковых компаний. На рынке домофонов, например, работает множество компаний, тесно связанных с ЖКХ (устанавливавших до того, например, кодовые замки), или строительных компаний, занимавшихся установкой металлических дверей. На рынке установки систем видеонаблюдения схожая ситуация. Таким образом, для спутниковых установщиков движение в эти две стороны — на рынок установки систем видеонаблюдения или установки домофонов возможно, но оно в силу острой конкуренции с компаниями-старожилами, не дает нужного эффекта, не является спасательным кругом.
 
Если мы не можем двигаться влево или вправо, то нужно двигаться вверх или вниз. Вниз, а именно по пути снижения цен на свои основные услуги, двигаться особенно некуда — это возможно только при "затягивании поясов" и лишении себя основной части прибыли. Последний вывод означает, что установщики должны обратить свой взор вверх, к высоким технологиям. При этом некоторые темы "развития вверх" лежат на поверхности, но почему то продолжают оставаться незамеченными установщиками. 
 
Одна из двух тем, на которую стоит обратить внимание в целях повышения прибыльности бизнеса компаниям, занимающимся установкой спутникового и кабельного ТВ, это сопутствующее предложение по видеокоммутации и HDMI оборудованию. Другая — оптические системы. 
 
Понятно, что рынок оборудования для спутникового и кабельного телевидения в чем-то пересекается с услугами по установке оборудования для домашних кинотеатров. Иначе говоря, те зрители, желающие смотреть телевизионные программы в высоком качестве заинтересованы в том, чтобы получать их из хороших источников. Варианты: устанавливается домашний театр с DVD и Blu-ray, либо цифровой телевизор. Не случайно, что многие спутниковые кабельные установщики также занялись темой установки оборудования для домашних кинотеатров. Но здесь профессионалам спутникового и кабельного ТВ не просто работать ввиду технических сложностей при установке систем (например, при организации многоканального звука) и большой конкуренции в сегменте продаж домашних кинотеатров. Однако здесь же находится еще одна возможность для развития бизнеса установщиков, которую почему-то никто не замечает — HDMI-коммутация оборудования. Поговорим подробнее о некоторых технологических решениях для установщиков в этой сфере.
 
У современных аппаратов для приема спутникового телевидения, естественно, имеется цифровой выход, по которому в цифре транслируется как картинка, так и звук. Раньше для подключения такого ресивера к телевизору нужно было много кабелей, теперь же мы справляемся одним, и на первый взгляд кажется, что на этом разрешаются все проблемы. Однако данное решение не покрывает 100% потребностей клиентов. Например, если у клиента имеется система, позволяющая качественно смотреть телеканалы со спутника или диски, то часто возникает потребность смотреть этот сигнал в разных местах дома. На самом деле, решение этой проблемы должно быть нетривиальным, т. к. у всех замечательных современных цифровых ресиверов имеется только один цифровой выход. Или, другая возможная ситуация: клиент имеет систему объемного звука, которой, допустим, лет пять. Если современные системы объемного звука будут иметь HDMI входы и позволять эти сигналы коммутировать, то вполне отлично звучащая домашняя система пяти-, семи-, двадцатиканального звука будет не совместима с HDMI, если даже куплена всего три-пять лет назад. Соответственно, возникает вопрос — как ее сделать совместимой с передачей сигнала HDMI, стандартных решений этой проблемы также не существует. Или, если цифровую картинку необходимо перебросить на расстояние больше 20 метров. При том, что современные кабели по умолчанию проводят сигнал до 20 метров, а дальше возникает много вопросов по качеству. Или, например, если мы хотим транслировать телеканалы через домашнюю или офисную компьютерную сеть, не прокладывая дополнительных кабелей. Или, у клиента проложен кабель витая пара, и заказчик хочет, чтобы по нему "проскочил" видеосигнал.
 
В тоже время оказывается, что для разрешения этих и множества подобных проблем существует целый класс сопутствующих решений и товаров при продажах основного оборудования, который позволяет установщикам систем спутникового, кабельного телевидения нарастить прибыльность и создать таким образом для себя "запасной аэродром". Иначе говоря, установщики всегда могут предложить клиенту сопутствующие решения как по перебросу HDMI-видеосигнала на далекое расстояние, так и по его делению; выделению из этого цифрвого сигнала отдельного звукового сигнала; совместимости с компьютерными сетями. Эти решения работают и в новой 3d технологии. Часто возникает и потребность в разрешении задачи, при которой у клиента слишком много источников сигнала, больше чем входов на телевизоре, и соответственно возникает вопрос, как коммутировать все эти PlayStation, DVD, Blu-ray плюс ресивер цифрового телевидения и т.д.
 
В рамках этого интервью невозможно упомянуть и 10% задач, решаемых с помощью данного сопутствующего оборудования по видеокоммутации и HDMI. При этом при его использовании установщики могут открыть для себя даже и новые рынки. Например, им достаточно посетить любой магазин, торгующий телевизорами, где обычно возникает задача разделить сигнал на 16 или 32, чтобы создать т.н. видеостенку, т.е. множество телевизоров и панелей разных фирм, которые будут показывать один и тот же деморолик или один и тот же телеканал. В этом случае установщики могут поставлять сопутствующее HDMI- оборудование для самих предприятий торговли.
 
На основе вышесказанного нетрудно сделать вывод, что рынок оборудования видеокоммутации и HDMI есть, он востребован, являясь сопутствующим и совместимым для ресиверов спутникового, кабельного и цифрового эфирного телевидения.
 
Одновременно существует еще одно направление для роста прибыльности бизнеса установщиков, и это уже касается спутниковых систем. Мы говорим об оптических технологиях в системах раздачи цифрового телесигнала, о которых у нас в стране не слишком известно. 
 
Из моей практики, могу сказать, что когда начинаешь объяснять эту проблематику, то многие установщики удивляются, спрашивая: а почему мы сами до сих пор этого не знали?
 
На самом деле, уже несколько лет, наверное, как существуют системы оптической разводки сигнала. Что это значит? Посмотрим на конкретных примерах.
 
Например, у нас много абонентов и мы хотим развести сигнал, в этом случае можно установить специальный оптический конвертор, который будет подавать сигнал по оптоволоконной линии вместо коаксиального кабеля. Мы все знаем, что при использовании коаксиального кабеля на спутниковых частотах возникают очень большие потери сигнала на каждый метр (поэтому кабель нужно в этом случае класть очень качественный, что дорого и не на всех расстояниях возможно). Если же вместо кабеля использовать специальный цифровой оптический конвертер, то он не только будет принимать все частоты с данного спутника, но и замечательно их запакует в формат оптического сигнала, донося сигнал по одномодовому или многомодовому оптическому кабелю на значительные расстояния. 
 
Соответственно это может, например, позволить использовать спутниковую "тарелку" там, где это казалось невозможно в принципе: к примеру, посредине леса или, наоборот в условиях плотной городской застройки. Таким образом с помощью оптических решений приемный пункт антенны может быть передвинут на достаточно большое расстояние, а сигнал с него может быть разделен на сколько нужно абонентов: на сто, двести, тысячу точек приема, без всяких ограничений по деградации уровня сигнала. Применение оптических решений открывает для установщиков и новые возможности взаимодействия с компаниями-застройщиками. Уже стало нормой наличие при строительстве жилья высокой ценовой категории сразу же прокладывать цифровые Интернет-линии, аналогичное сотрудничество возможно при использовании оптики и в случаях телевидения. 
 
Начало работ по видеокоммутации, HDMI оборудованию и оптическим системам позволит освоившим эту тематику установщикам систем спутникового, кабельного и эфирного телевидения выйти на рынок, который да этого не существовал, не работать "лоб в лоб" с конкурентами, а встать на ступеньку выше по сравнению с ними, существенно расширив свое портфолию. 
 
В свое время "Саткомру", пожалуй, первой в России смогла предложить цифровые HDMI решения для своих партнеров — установщиков систем телевидения. Недавно, вспоминая историю нашей компании, мы с гордостью и даже некоторым приятным удивлением выяснили, что еще в 2005 году вышли наши презентации с соответствующей тематикой. Это при том, что именно в то время стандарт HDMI в версии 1.1 только-только и появился на рынке в принципе. Таким образом, скоро будет десять лет как компания "Саткомру", занимается этим, и поэтому совсем не удивительно, что в настоящее время у нас одно из самых лучших, если не самое лучшее, предложение для установщиков по цифровым HDMI решениям на рынке России. Мы накопили большой опыт по консультированию клиентов в разработке технических решений в видеокоммутации, HDMI оборудовании и оптических системах, мы можем подсказать нашим партнерам-установщикам, как работая с этим оборудованием достичь целей повышения прибыли и диверсификации их бизнеса. В дни выставки CSTB-2014 мы проводили соответствующую презентацию-семинар, на которой объяснили — что эти новые технологии означают для современных компаний-установщиков и инсталляторов".
 
Записал Максим Истомин