В июне этого года Минцифры предложило поправки в Налоговый кодекс, КоАП России и закон "О связи", согласно которым госпошлина за услуги связи может увеличиться до 1 млн руб., будут введены оборотные штрафы за отсутствие СОРМ и перед получением лицензии оператор должен будет согласовать с ФСБ России схему построения сети. В регулярной рубрике "Интервью по пятницам" мы поговорили с Дмитрием Галушко, генеральным директором "ОрдерКом", о том, как эти инициативы Минцифры повлияют на рынок, поможет ли здесь Минэкономразвития и как оператору не разориться на СОРМ.
К.: Дмитрий, недавно Минэкономразвития дало отрицательные оценки на проекты Минцифры, которые касаются внедрения СОРМ и штрафов за ее отсутствие. Можете прокомментировать, в чем недостатки этих законопроектов?
Д. Галушко: Сегодня оператору связи, получившему новую лицензию, через 1,5 месяца после ее получения нужно подать заявление в ФСБ об определении уполномоченного подразделения.
После определения уполномоченного подразделения оператор получает от него письмо с контактами и информацией о необходимости подписать план СОРМ (систем оперативно-разыскных мероприятий). Формально, после определения уполномоченного подразделения, в течение трех месяцев (в реальности это может длиться долго) подписывается план СОРМ. Если оператор не выполняет это условие, то это уже нарушение действия лицензии.
В типовом плане СОРМ есть этапы, который делятся по кварталам.
Обычно, к концу второго квартала после подписания плана необходимо будет "согласовать схему с ФСБ, выбрать производителя и состав технических средств СОРМ". За полгода с даты подписания Плана, уже должен быть подписан контракт с поставщиком. И чем больше сеть оператора, чем мощнее, тем дороже СОРМ, больше оборудования нужно закупать.
В настоящий момент в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части согласования схемы построения сети связи) Минкомсвязи предлагает заставить оператора перед получением лицензии на оказание услуг связи согласовывать с ФСБ схему построения сети.
Предлагается, что новые операторы будут получать на схему сети визу ФСБ и уже с этой визой, заплатив госпошлину, обращаться в Роскомнадзор за лицензией.
То есть представим, что есть провайдер, который хочет провести в селе интернет или телефонию. Но прежде, чем получить лицензию, он должен узнать, какое ФСБ его курирует, найти этого сотрудника, прийти к нему, нарисовать схему и заставить ФСБшника ее подписать. Информации о том, куда идти, особо нет, только сайт ФСБ России, где есть адреса региональных ФСБ, куда нужно отправлять письмо. Эта служба очень закрыта. Многие предприниматели скорее согласятся работать в "черную", чем идти в ФСБ.
В данный момент Минэкономразвития по итогам оценки регулирующего воздействия (ОРВ) дало отрицательное заключение на этот проект. В ведомстве справедливо считают, что “фактически срок процедуры лицензирования будет увеличен на срок согласования схемы построения сети связи”. В заключении подчеркивается, что необеспечение реализации требований к СОРМ и так влечет за собой приостановление действия лицензии, а также, что Минцифры разработало ряд мер по ужесточению ответственности операторов связи в части СОРМ. “С учетом изложенного проектируемые положения требуют дополнительного обоснования и не могут быть поддержаны”, – сказано в заключении.
К.: А законопроект о штрафах?
Д. Галушко: Что касается ужесточения ответственности операторов связи в части СОРМ, то здесь есть проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 13.46). Минцифры предлагает внедрить оборотный штраф за отсутствие у оператора СОРМ. Размер штрафа, согласно предложению, должен составлять от 0,01 до 0,05% от годовой выручки оператора, полученной от услуг связи, но не более 0,02% годовой выручки от реализации всех работ или услуг и не менее 1 млн рублей. Здесь Минэкономразвития также дало отрицательное заключение, поскольку “не представлена информация о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскной деятельности или обеспечения безопасности Российской Федерации. При этом в число операторов связи входят субъекты малого и среднего предпринимательства, однако разработчиком не представлена информация о возможности уплаты проектируемого размера административного штрафа”. То есть Министерство не указало сколько операторов нарушает требования, а для принятия законопроекта необходима некая массовость, также не указана информация о том, сможет ли малый бизнес вообще платить эти штрафы.
Но вообще я достаточно критично отношусь к заключениям Минэкономразвития. Так называемый "Пакет Яровой" тоже получал отрицательное заключение Минэка, но был принят в кратчайшие сроки. И то, что Минэкономразвития написало отрицательное заключение, не значит, что дальше эти проекты проектов не превратятся уже в проекты законов.
К.: Недавно в своем телеграм-канале вы написали, что операторам нужно готовиться платить по миллиону за каждую лицензию. Вы считаете Минэкономразвития и тут не поможет?
Д. Галушко: Вернемся к нашему деревенскому оператору, с которого мы начали. Если он начинает новый бизнес, прежде чем нанимать сотрудников, покупать оборудование, договариваться с владельцами инфраструктуры, ему придется заплатить миллион за каждую лицензию.
Поскольку, согласно проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", размер госпошлины на 9 видов лицензий по услугам связи должен быть увеличен с 7,5 тысяч до 1 млн рублей. И вот на этот проект, как на предыдущие два, отзыва Минэкономразвития нет. Это видно из карточки на regulation.gov.ru. Я запросил у Минэкономразвития, почему, на что мне ответили, что Оценка регулирующего воздействия не проводится, поэтому и заключения нет. Я спросил, уйдет ли проект дальше. Так что действительно нужно готовиться платить по миллиону за каждую лицензию.
Почему я и называю это "убийством новых детей телекома". Потому что эти законопроекты направлены на сокращение количества операторов.
К.: А зачем это ФСБ? Ведь им же главное, чтобы СОРМ был установлен?
Д. Галушко: ФСБ сегодня слишком много операторов приходится отслеживать (около тысячи). Это не возможно делать в ручном режме… А без ручного- эффективность падает.. Вот большую шестерку операторов от слеживать намного проще... Эти люди у него на контроле.
А с мелкими операторами связи работать сложнее. А сейчас цена создания бизнеса - 10 тыс. руб. И их это не устраивает.
Но до конца года точно есть возможность получить на 5 лет лицензию без госпошлины (в связи с СВО лицензирование госпошлиной не облагается).
К.: А у вас есть оценка, во сколько СОРМ может обойтись оператору?
Д. Галушко: все виды СОРМ (включая хранилище 30 дн содержимого в тч видео), если его ставить по правилам, для интернет провайдера с 10 Гб/с на UpLink (это порядка 5 тыс абонентов) будет стоить в районе 40 млн руб. Это годовая выручка такого оператора. Получается, налоги и зарплату он должен заплатить из своего кармана. А федеральным операторам это обойдется еще дороже - сотни миллиардов для операторов большой шестерки.
Я знаю только один случай, когда СОРМ помог - это была ситуация с похищением человека. Если у оператора связи 500 тыс абонентов, то как ФСБ не может их обработать?
Для увеличения кликните на изображение
К.: Давайте перейдем к прикладной части. На MUSE 2022 вы говорили, что поскольку план СОРМ разрабатывается совместно с операторами, в него реально внести изменения. По вашей практике - по каким пунктам можно договориться?
Д. Галушко: Реально изменить только сроки. Но важно понимать, что поскольку согласование СОРМ происходит на местах, то у каждого региона есть свои тонкости. То есть у нас нет такого, что как в Москве на Лубянке сказали, так абсолютно все регионы и исполняют.
По моему опыту - чем меньше регион, тем проще договориться по срокам исполнения плана. За одним исключением - если регион находится на границе, а особенно с Украиной, то возможности по изменению сроков снижаются. В Ростовской области и Краснодарском крае такой возможности нет вообще - здесь самые строгие кураторы и самые короткие сроки по исполнению плана СОРМ (порядка полугода).
Есть еще несколько регионов, где тоже сложно договориться с ФСБ. Например, Нижегородская область. Это, кстати, родина ГК "Цитадель" - одного из крупнейших поставщиков СОРМ.
Не считая этого, изменить в плане сроки можно. Кто умеет договариваться - договаривается.
К.: Еще вы упоминали лайфхак - платить поставщику СОРМ часть денег после того, как ФСБ подписал протокол испытаний.
Д. Галушко: Да. Но давайте пойдем по порядку. Первое, что нужно делать оператору - это торговаться по стоимости решения в принципе.
Список сертифицированных производителей СОРМ известен - он есть на сайте Минцифры, мы его публиковали и у себя в телеграм-канале - вы просто заходите на сайт каждого из них, находите контакты, собираете коммерческие предложения и дальше торгуетесь.
При стоимости СОРМ для региональных операторов составляет порядка 50 млн рублей, но я знаю случаи, когда легко удавалось договориться о скидке и купить за 30-40 млн.
Второй момент: когда вы договоритесь по цене и выберете определенного производителя - согласуйте его письменно с ФСБ. Если этого не сделать, вам будут ставить палки в колеса. Обычная практика столкнуться с отказом сотрудника ФСБ что-либо подписывать - это нормально, когда с оператора требуют все, а сами они ничего не хотят делать. А если куратор пролоббирован каким-то определенным производителем СОРМ, он может пойти на конфликт. В этом случае надо идти к начальнику куратора, и причем не бояться этого делать, а идти и отстаивать свои права. С этими людьми тоже надо общаться. По моему опыту - они любят, когда человек не скрывается, не бегает от установки СОРМ, а ведет адекватные переговоры.
А когда вам, наконец, подпишут производителя СОРМ, тут мы переходим к тому самому лайфхаку. Я советую выбирать те компании, которые согласятся прописать в договоре, что часть денег они получат только после того, как сотрудник ФСБ подпишет протокол испытаний с минимальными замечаниями и выдаст вам соответствующий временный акт на их устранение. С первого раза протоколы практически никто не подписывает. Это нормально. Другой вопрос - сколько замечаний в него внесли по итогам испытаний. 3-4 замечания реально устранить за тот срок, который дают оператору (как правило, это от 6 месяцев до года), а вот 1 свыше 10 - сомнительно. В этом случае скорее всего с вашим решением СОРМ реальные проблемы...
Важно понимать, что если вы не устраните замечания в указанные сроки, Вам могут подать на приостановление действие лицензии и тогда возможно придется купить другой СОРМ. А деньги за прошлый СОРМ вернуть скорее всего не удастся.
К.: И много поставщиков готовы прописать в договоре, что часть суммы они получат после подписания протокола испытаний?
Д. Галушко: Мало. Только те, кто уверен в своем решении. Если поставщик отказывается прописывать такие условия - лучше ищите другого, потому что для вас это реальные финансовые риски.
Кстати, еще один немаловажный фактор - обязательно прописывайте в договоре, что за решение и для каких целей вы его приобретаете. То есть это должен быть не просто лицензионный договор на ПО или на покупку некоего сервера.
Сервер отгрузили, оборудование поставлено? Да. А что оно не работает для каких-то ваших определенных целей - это не проблема поставщика.
В договоре надо прописать, что данный аппаратно- программный комплекс по сертификату N необходим для реализации плана СОРМ № такой-то и даты такой-то. Иначе, если вдруг решение не пройдет испытания, вы не сможете вернуть деньги и в суде не докажете, что вам продали что-то не то.
К.: Да, важное замечание. Но вернемся к лайфхакам. Среди прочего вы предлагаете перевыпускать лицензии и получать новые на другие конторы - это помогает выиграть время. Но ведь это довольно рискованная история и проследить взаимосвязь между новой конторой и старой не так сложно.
Д.Галушко: Конечно, связь прослеживается и риски есть. И пользоваться этим лайфхаком я советую только когда оператор получает конкретное предупреждение, что если в установленные сроки он не реализует СОРМ, действие его лицензии приостановят. Если за указанное время действительно никак не уложиться, то эта схема может спасти бизнес.
Для увеличения кликните на изображение
К.: Еще вы советуете заводить ИП, поскольку там минимальные штрафы.
Д.Галушко: Да. Для индивидуальных предпринимателей штраф всегда меньше, чем для юридического лица. Но тут важно оговориться, что в отношении СОРМ это решение актуально на сегодняшний день. В последнем законопроекте нет разделения на юриков и ИП. И как ситуация изменится даже в ближайший месяц - непонятно. Пока схема рабочая.
Однако с ИП есть свои риски: по отсрочке в официальных указаниях Генштаба Росси написано: "Работники организаций, являющихся российскими Операторами связи". А по Статье 2 ФЗ "О связи": 14) организация связи - юридическое лицо
К.: Спасибо!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии