Диалог с регулятором, важные встречи и увлекательная экскурсия в киномир – как прошли Pay TV Форум и экспозиция MEDIA FORT

05.09.2024 16:05

С 26 по 28 августа в рамках Московского международного медиафорума "Кабельщик" собрал операторов, представителей платных телеканалов, ОТТ-кинотеатров, компаний, оказывающих технические услуги и регуляторов на трех мероприятиях – экспозиции MEDIA FORT,  Pay TV Форуме и экскурсии в кинопарк "Москино". "Кабельщик" выделил самые яркие моменты форума и узнал мнения участников.  

Pay TV Форум

КИИ – категорирование объектов инфраструктуры

Pay TV Форум, модератором которого была Дарья Бояринова, эксперт "Кабельщика", стартовал с секции "КИИ – категорирование объектов инфраструктуры", в ходе которой  врио директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Евгений Хасин рассказал о работе министерства по вопросам обеспечения информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры и ответил на вопросы операторов. 

Евгений Хасин: "Вопрос перехода на отечественные ПО и ПАК на объектах КИИ — один из самых актуальных. Все отрасли активно ведут работу в этом направлении. 

Так, например, есть четкие сроки по переходу на отечественное ПО на объектах КИИ для госорганов и госкомпаний, которые прописаны в Указе №166 — это 1 января 2025 года. 

Также, согласно Постановлению Правительства №1912 от 14 ноября 2023 года, владельцы КИИ должны перейти на отечественные программно-аппаратные комплексы до 2030 года. Большинство операторов связи уже перешли на российские ПАКи". 

Комментируя вопрос найма специалистов по информационной безопасности, который на сегодняшний день является самым острым для операторов,  Евгений Хасин пояснил, что сейчас существуют учебные программы по переподготовке специалистов по информационной безопасности объемом 512 часов. "Эту программу сможет пройти любой человек с техническим образованием - в этом у отрасли связи определенно есть преимущество.  И на этих курсах правовые вопросы обсуждаются в первую очередь", – рассказал Хасин.

Олег Грищенко, президент ассоциации "Ростелесеть: "Мы впервые смогли открыто задать вопросы министерству касательно КИИ и  получили на них ответы, за что большое спасибо Евгению Владимировичу. Я не со всеми трактовками согласен, но это как раз начало диалога. Если министерство хочет, чтобы операторы более эффективно реализовывали требования по КИИ, то необходимо совместно вырабатывать подходы, чтобы министерство более активно вело разъяснительную работу, слышало мнение операторов. Потому что подходы к КИИ неоднозначны, там очень много вопросов у операторов, на которые не могут ответить даже специалисты по информационной безопасности. Есть разное отношение инспекторов ФСТЭКа в регионах и необходимо разбираться, рассматривать примеры и частности. Хочется большего толкования, потому что даже типовые объекты описаны достаточно абстрактно. Операторам не так просто разобраться в этих деталях, особенно когда нет должных специалистов.

Это очень правильно, что вопросу информационной безопасности уделяется большое внимание со стороны государства. Но при этом надо и с пониманием относиться к тем, кто требования на бумаге должен исполнять.

Алексей Стуров, президент Ассоциации компаний связи: "На Pay TV Форуме самой важной для меня была секция с Евгением Хасиным, врио директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры. У меня сложилось очень положительное впечатление от этой встречи. Были даны ответы на наши вопросы, мы поняли, что с нами готовы вести диалог, и это не будет одностороннее общение. Мы, со своей стороны, всегда готовы сотрудничать. У нас есть чат с министерством и, надеюсь, все вопросы мы сможем решать там. Но личное общение все равно необходимо". 

Андрей Карташев, директор по развитию "ЮпитерТелеком": "Круглый стол по КИИ неожиданно оказался очень полезным и уже ради одного этого стоило ехать"


Телепросмотр 2024: роль тематического ТВ

В докладе "Телепросмотр 2024: роль тематического ТВ" руководитель сектора поддержки клиентов сегмента ТВ Mediascope Надежда Котова рассказала, что охват ТВ в месяц  составляет 97% зрителей в возрасте от 4 лет, в сутки – 63%. Больше всего времени за просмотром ТВ проводит аудитория старше 55 лет. При этом аудитория тематических каналов намного моложе, чем аудитория федеральных: тематическое ТВ больше интересно возрастной категории от 4 до 17 лет. Если рассматривать каналы по жанрам, то киносериальные по просмотрам занимают большую долю, их больше и по количеству на рынке. На втором месте по просмотрам — познавательные, на третьем — детские, хотя их на рынке почти меньше всех.


Возможности ИИ для телеканалов и платформ

Евгений Ильюшин, CTO Viasat Tech, Григорий Кузин, директор проекта "Медиалогистика" MSK-IX, Владислав Дубров, генеральный директор 24ТВ обсудили возможности искусственного интеллекта в круглом столе "ИИ — не генерацией единой. Возможности ИИ для телеканалов и платформ". Спикеры рассказали что с помощью ИИ можно выявлять ненадлежащие сцены в контенте, можно использовать ИИ для транскрибирования и перевода, для нейромаркетинга. Но были названы также и недостатки ИИ. Владислав дубров сообщил, что компания использует локальные модели ИИ для транскрибирования и перевода, но "это достаточно тяжелая схема, так как если в кадре люди перебивают друг друга, то сложно будет определить речь и перевести". Григорий Кузин считает, что полностью доверять ИИ не стоит: "Он не даст 100%-ый результат, который мы ожидаем. Так как, научившись на множестве данных, он видит и делает все по-своему". К сложностям, возникающим в процессе разработки и применении ИИ, спикеры также отнесли кадровый вопрос и юридические неопределенности. "Сейчас правоприменительная практика не сформирована. Мы точно должны следовать закону о персональных данных, а в остальном  вопросов много", – сказал Евгений Ильюшин.


Рынок платного ТВ России. Абоненты, выручка, модели монетизации

В докладе "Рынок платного ТВ России. Абоненты, выручка, модели монетизации", Дмитрий Колесов, директор департамента новых технологий J’son & Partners, рассказал, что, согласно исследованиям компании, 44% аудитории смотрят телепередачи на Smart TV, 42% - на смартфоне. По словам Дмитрия, абонентская база платного ТВ по результатам 2023 года выросла, проникновение платного ТВ составило 68%. При этом в аналоговом и цифровом ТВ происходит отток, а отрасль растет за счет ОТТ и IPTV. Так, на сегодняшний день ОТТ является игроком №1 по количеству абонентов в стране. При этом, несмотря на то, что доходы от подписки и рекламы на платных каналах будут расти, по отношению к инфляции рынок не растет, а начиная с 2024 года количество подписок платного ТВ будет уменьшаться. IPTV и ОТТ будет расти, но не смогут компенсировать падение.


Диверсификация бизнеса телеканалов и холдинговых структур – какие есть возможности?

В круглом столе "Диверсификация бизнеса телеканалов и холдинговых структур – какие есть возможности?" приняли участие директор по взаимодействию с индустрией холдинга "МТС Медиа" Игорь Хомский, генеральный директор "Первого ТВЧ" Максим Полухин и генеральный директор "Тайм Медиа Групп" Степан Ковалев. Спикеры согласились, что выручка телеканалов будет увеличиваться, но инфляция, затраты на контент и оборудование будут ее съедать, поэтому  маржинальность будет невысока. Степан Ковалев отметил, что затраты на каналы увеличились еще и из-за новых законов. 

Говоря о диверсификации бизнеса, Игорь Хомский рассказал, что Холдинг "МТС Медиа" был создан для того, чтобы уже существующие продукты работали в синергии друг с другом. Например, телеканал Kion Хит продвигает контент онлайн-сервиса. Также компания планирует продажу продуктов экосистемы МТС - билеты на концерты, книги и так далее. Степан Ковалев сообщил, что "Тайм медиа групп" давно развивает разные направления, чтобы не зависеть только от телевизионного. Это и продажа лицензий, и студии озвучки и аренда оборудования. Максим Полухин привел в пример, что если компания самостоятельно обеспечивает себе плейаут и сборку телеканалов, то может предлагать это другим.  


Лицензирование контента – от традиционных футболок до собственных виноделен

Завершился форум круглым столом "Лицензирование контента - от традиционных футболок до собственных виноделен. Отечественные и зарубежные кейсы онлайн-кинотеатров", в котором приняли участие руководитель по развитию контентных брендов "Плюс Студии" Анна Советникова, директор департамента управлениям франшизами и лицензированием "СТС Медиа" Сергей Пичугин, генеральный директор Megalicense Захар Назаренко. В частности, спикеры пришли к выводу, что лицензирование очень хорошо вписывается в медиахолдинги и экосистемы,  в краткосрочной перспективе лицензирование больше помогает продвижению контента, а когда контент становится франшизой – на лицензировании уже можно зарабатывать, причем зачастую больше, чем на самом контенте. 

Игорь Хомский, директор по взаимодействию с индустрией холдинга "МТС Медиа": "Мы как партнеры довольны сотрудничеством с форумом. Отличная современная площадка, интересная деловая программа и спикеры. Событие, безусловно, стало важным мероприятием в бизнес-календаре индустрии. Надеемся, что форум будет развиваться и в следующем году станет еще масштабней и насыщенней". 

Алексей Стуров, президент Ассоциации компаний связи: "Хочу отметить интересные доклады по телесмотрению. Очень много полезной  информации удалось получить".

Степан Ковалев, генеральный директор "Тайм Медиа Групп": "На площадке МИМФ собрались игроки разных сегментов индустрии и высказывались мнения по самому широкому кругу вопросов. На деловой программе Pay TV Форума можно было напрямую пообщаться с регулятором, узнать об опыте коллег по рынку, подискутировать с ними, познакомиться с новыми отраслевыми решениями. Нам удалось многое обсудить с партнёрами на сессиях и в неформальной обстановке. Здорово, что форум прошел перед стартом нового сезона. Мы понимаем, что у нас общие задачи, поэтому важно искать возможности для дальнейшего развития".

MEDIA FORT

Все три дня гости Московского международного медиафорума могли посетить выставочную площадку рынка платного телевидения MEDIA FORT, где были организованы стенды и рабочие места для представителей отрасли. Общее количество тематических телеканалов, представленных на площадке, составило 90, также в экспозиции участвовали и другие представители индустрии.

Татьяна Ковальчук, генеральный директор "Сигнал Медиа": "В рамках прошедшего 26-28 августа 2024 года Московского Индустриального Медиафорума представители Сигнал Медиа приняли участие в Форуме Pay TV. 
Радушно встретили партнеров, с кем за долгие годы сотрудничества выстроились теплые отношения. Продуктивно прошли и знакомства с новыми участниками. 
С удовольствием угощали всех желающих вкусным кофе на стенде.
В течение трех дней представители медиарынка обсудили ряд важных вопросов, углубились в современную проблематику в сфере платного ТВ и разобрали новые пути развития. Наметились новые решения, новые планы. 
Благодаря участию в форуме мы не только получили свежую пищу для размышления, но и убедились в том, что выбранный путь нашего развития - верный. А самым ценным, пожалуй, на Форуме стали кулуарные встречи с доверительным общением, закрытые круглые столы, действительно дающие ответы на вопросы и помогающие найти решения задач.
Ждем приглашения в следующем году и с удовольствием будем участвовать".

Вячеслав Сачков, Заместитель руководителя отдела продаж ООО "ТПО Ред Медиа": "Были рады принять участие в Московском индустриальном медиафоруме, экспозиции рынка платного телевидения Media FORT и Pay TV Forum. Впечатления от участия остались исключительно положительные. Мероприятие собрало вместе профессионалов медиаиндустрии: представителей телеканалов, операторов платного телевидения, сервисов доставки телевизионных сигналов, разработчиков ПО, интеграторов и многих других участников рынка. Для компании "Ред Медиа" участие в МИМФ стало отличной возможностью встретиться с действующими и потенциальными партнерами, укрепить деловые связи, обсудить текущие тенденции и перспективы развития в текущих реалиях рынка. Выражаем благодарность информационному порталу "Кабельщик" за организацию выставочной зоны в такие сжатые сроки и надеемся, что это новое отраслевое мероприятие перерастет в традиционное и ежегодное. Безусловно, планируем принять участие в следующем году, так как считаем, что подобные мероприятия способствуют развитию отрасли и обмену опытом между участниками рынка".

Компания ООО "ЛайфСтрим" - Интерактивное телевидение "Смотрёшка": "Первый форум запомнился тёплыми встречами, познавательными выступлениями и жаркими обсуждениями актуальных для индустрии тем. Участие в подобном мероприятии позволяет укрепить сложившиеся партнерские отношения, завести новые, а также оставаться в курсе отраслевых изменений.Мы рады, что появилось новое мероприятие, объединяющее в себе всех представителей отрасли, и надеемся посетить его снова! Благодарим коллектив "Кабельщика" за организацию!"

Григорий Кузин, директор проекта Медиалогистика MSK-IX: "Для меня главным открытием на Pay TV Форуме стало то, что в российской медиаиндустрии использование искусственного интеллекта перешло из теоретической плоскости в практическую. Партнеры "Медиалогистики" из числа российских медиакомпаний уже реализовали несколько собственных проектов на базе машинного обучения, предназначенных для осуществления перевода контента с одного языка на другой, а также для развития рекомендательных сервисов. 
Объединение под одной крышей кластера "Ломоносов" Pay TV Форума и Конгресса НАТ, на мой взгляд, было удачным решением, так как благодаря этому я успел посетить как деловую, так и выставочную часть обоих мероприятий. Такое объединение будет способствовать сближению компаний, занимающихся видеопроизводством и вещанием. 
С радостью приму участие в вашем мероприятии и в следующем году".


Кинопарк "Москино"

Завершающим аккордом для гостей форума стала поездка в Кинопарк "Москино". Кинопарк – это более 300 гектар различных декораций под открытым небом (в перспективе планируется более 1000 гектар). Гости кинопарка увидели Древнюю Москву и столицу 40-х годов, улицу Дикого Запада, Современный Санкт-Петербург, Берлинскую стену, настоящий самолет и самый большой в Европе угловой хромакей. Окончилась экскурсия традиционным для киношников разбиванием тарелки – в данном случае фильма "Кабельщик на выезде". 

Андрей Карташев, директор по развитию "ЮпитерТелеком": "Экскурсия была замечательной, отдельное спасибо за нее, рекомендую взять это на заметку. Надо вывозить кабельщиков к киноделам и правообладателям, чтобы мы понимали эти процессы. А для меня лично очень полезно было конечно общения с любимыми партнерами, теплота и радушие"


На Media FORT и PAY TV Форум суммарно зарегистрировалась более 250 человек. Мы благодарим всех, кто поверил в нас и принял участие в наших мероприятиях – спикеров, экспонентов, посетителей. Рады всем и каждому! До встречи на новых активностях "Кабельщика"!