Десять лет спустя: КТВ в Троицке

28.06.2016 15:38
Продолжаем наше виртуальное путешествие по российским городам, с кабельщиками которых мы беседовали 10 лет назад. Сегодня наш рассказ о наукограде Троицке, расположенном в 20 км к юго-западу от столицы. С июля 2012 года он вошел в состав Москвы. Население, по сведениям на 2010 год, — 37,6 тысяч человек, 5 тысяч из которых работают в научных организациях города (в советский период к науке имели отношение 12 тысяч). Через 10 лет после первой нашей публикации о кабельщиках Троицка в городе по-прежнему лишь один классический оператор кабельного телевидения — компания "Цифра Один".
 
Что было тогда
В конце 2005 года в Троицке работал один оператор КТВ — компания "Троицк-Телеком", конкурентов у нее не было. Сеть была построена по гибридной технологии: сигнал от головной станции по волоконно-оптическому кабелю передавался к 8 оптическим узлам в микрорайонах города, а далее распределялся по коаксиальному кабелю с топологией "звезда". Кроме того, короткие оптоволоконные линии были проложены к нескольким коттеджным поселкам. Абонентам предоставляли 30 аналоговых каналов при стоимости подключения 500 рублей и абонентской плате 75 рублей в месяц. Сеть продолжала строиться, у компании было около 8 тысяч абонентов при потенциально возможном их количестве около 14 тысяч.
 
К осени 2008 года в компании дважды сменились владельцы и генеральные директора, но "Троицк-Телеком" по-прежнему оставалась единственным оператором КТВ в городе. Количество каналов КТВ увеличилось с 30 до 42, улучшилось качество сигнала. Появились ТВ-каналы, принимаемые по ВОЛС "Акадо-Телеком" (ранее "Комкор"). Кроме КТВ, компания предоставляла услуги доступа в интернет и телефонии (традиционной и IP). Абонентская база насчитывала 10 тысяч абонентов широкополосного кабельного ТВ, более 5 тысяч пользователей интернета и 5 тысяч телефонных абонентов. Кроме того, компания обслуживала еще и парк коллективных телевизионных антенн (ТАКП) социальной ТВ-сети (9 каналов), уже изношенных и к тому же находящихся в зоне неуверенного приема из-за многоэтажной застройки. Из-за этого в большинстве домов компании приходилось "социальный пакет" программ вырезать из своей коммерческой сети и подавать в "социальную", в которой было около 5 тысяч абонентов. По существу, "Троицк-Телеком" предоставляла два пакета программ: в одном 42 канала, в другом — 12. Абонентская плата, соответственно, 105 рублей и 27 рублей. Цифровое ТВ было представлено в сети компании 17-ю цифровыми пакетами ТВ-каналов ЗАО "Акадо-Столица".
 
КТВ Троицка в 2016 году
О том, как живут сегодня кабельщики Троицка, мы побеседовали с коммерческим директором компании "Цифра Один" Андреем Шадровым.
 
Как выглядит кабельное телевидение "Цифра Один" в Троицке сегодня?
Исторически в Троицке сложились по сути две кабельные телевизионные сети, сигнал в которые поставляет наша компания. В современной сети "Цифра Один" абонентам доступно более 40 телевизионных каналов в аналоговом формате и свыше 110 в цифровом. Параллельно с этой сетью существуют так называемые "старые вертикали": ранее они были подключены к эфирным антеннам, установленным на крышах домов, однако со временем это антенное хозяйство покосилось, пришло в негодность, и по просьбе ряда управляющих компаний эти вертикали были подключены к нашему источнику сигнала
 
Много ли абонентов в каждой из этих двух сетей?
В нашей сети порядка 14 тысяч абонентов. Как я говорил ранее, аналоговыми телеканалами мы не ограничиваемся: около двух лет назад компания начала программу развития цифрового ТВ. Мы используем в качестве головного оборудования шасси Teleste Luminato, система условного доступа у нас — Griffin CAS. На базе этих технических решений мы предлагаем абонентам цифровое ТВ — более 110 каналов, объединенных в пять пакетов: два из них исключительно телевизионные, а еще три комбинированные — цифровое ТВ плюс высокоскоростной доступ в интернет. Дополнительно по подписке доступны футбольный и фильмовый каналы, а также канал для взрослых.
 
В процессе подготовки к запуску в нашей кабельной сети пакетов цифровых телеканалов, мы столкнулись с тем, что частотный диапазон оказался очень загружен. Нам пришлось отказаться от распространения в нашей сети сигнала других операторов кабельного телевидения и полностью сосредоточиться на развитии собственных услуг. Параллельно была серьезно модернизирована и система приема нами сигнала от телеканалов: фактически мы построили новое антенное поле, что позволило существенно повысить качество ретранслируемого сигнала.
 
Под другими операторами, работавшими в вашей сети, вы подразумеваете "Акадо"? Как восприняли решение о прекращении этого сервиса подключенные к нему абоненты?
Количество таких абонентов было невелико. По сути мы предложили им аналогичное по наполнению телевидение, удобство оплаты через один лицевой счет и возможность экономить, так что проблем не возникло. При переводе этих абонентов на наш сервис мы сохранили подавляющее большинство из них. И по мере того как мы продолжаем подключать новые каналы в пакеты, их привлекательность для абонентов только растет.
 
Андрей Шадров, "Цифра Один"
 
Вы не пробовали в своей сети давать параллельно с аналоговыми хотя бы несколько открытых цифровых каналов, которые есть в мультиплексе, как это делает "Акадо"? Чтобы владельцы телевизоров с DVB-C входом могли оценить цифровое качество и, может быть, захотели бы перейти на цифровой пакет?
Подобная практика существует у нас в сети кабельного телевидения в Домодедове, но в несколько ином разрезе. Основная технология распространения сигнала в Домодедове — это "цифра". В открытом цифровом формате идут 2 "федеральных" мультиплекса, которые дублируются в аналоговом формате. По нашему опыту, нет связи между наличием в сети открытых цифровых каналов и количеством подключающих кодированный цифровой пакет абонентов.
 
В какой степени вы охватили своей сетью домохозяйства в Троицке?
На сегодняшний день сеть кабельного телевидения "Цифра Один" охватывает город и ближайшие коттеджные поселки.
 
Но конкуренты у вас все же есть. Чем вы привлекаете пользователей, чем их удерживаете?
К основным преимуществам нашего сервиса, помимо высокой надежности доставки телевизионного сигнала по кабельной сети, я могу отнести быстроту реагирования на все пожелания и обращения наших абонентов, удобство оплаты и наличие пакетных предложений. Отдельно хочу отметить, что доступность нашей службы поддержки по телефону составляет 99% — это значит, что из 100 поступивших звонков мы ответим на 99. Все поступившие обращения заносятся в специальную систему, исключающую их потерю. Кроме того, наличие территориальных офисов обслуживания позволяет нашим абонентам и просто зайти к нам и пообщаться "лицом к лицу".
 
Чувствуете ли вы какое-то давление со стороны конкурентов, внедряющих IPTV?
Доставка ТВ сигнала абонентам по IP-технологии принципиально отличается от технологии КТВ, так что влияние операторов IPTV на кабельное телевещание незначительно. Более того, наша компания и сама являетcя оператором IPTV, и при подключении абонента ему предоставляется выбор, какую из технологий использовать. Пока безусловным лидером является КТВ.
 
Как повлиял на ваш бизнес запуск цифровых эфирных мультиплексов?
Развитию эфирного цифрового телевидения в районах многоквартирной застройки мешают отсутствие общедомовых эфирных антенн и необходимость покупки приставок к каждому телевизору, не имеющему DVB-T входа. Абоненты не готовы нести дополнительные расходы, так что высокой конкуренции со стороны эфирных мультиплексов мы не отметили.
 
А влияние экономического кризиса вы ощутили?
Конечно, из-за изменившего курса национальной валюты стоимость обслуживания сети выросла, серьезно возросли затраты на контент; теперь нам приходится более взвешенно подходить к приобретению оборудования для развития и поддержания работоспособности сети КТВ. Тем не менее, мы стремимся не переносить полностью эти расходы на абонентов и сохраняем абонентские платежи на минимально возможном уровне.
 
Какие трудности есть у вас сейчас, что вам жизнь осложняет?
Если говорить про обслуживание сети, то на данный момент самая большая неприятность — это возросший размер задолженности абонентов КТВ. К сожалению, абоненты несерьезно относятся к платежам за обслуживание телевизионной сети и нередко накапливают задолженность за несколько месяцев. Соответственно, мы вынуждены тратить достаточно серьезные ресурсы на борьбу с этим явлением.
 
А какие у вас планы по привлечению пользователей цифрового ТВ?
Одним из наиболее перспективных направлений развития, которое позволит увеличить приток новых абонентов, мы считаем внедрение платформы IPTV OTT — это позволит нам не ограничиваться только нашей сетью, а предоставлять услуги пользователям сетей доступа в интернет других операторов.
 
Что касается непосредственно цифрового ТВ, то планируем увеличивать количество HD-каналов.
 
Разговор с конкурентом
Конечно, оператор ШПД, предоставляющий на своей сети услугу IPTV, не может считаться прямым конкурентом оператора КТВ. Однако человеку, который смотрит на экран телевизора, по большому счету все равно, по какой технологии подается на этот экран изображение — ему важно получить качественную картинку именно того телеканала, который его интересует, и все. Поэтому мы решили поинтересоваться, как работает в Троицке компания "Спиди-Лайн" — сильный IPTV оператор в Троицке. Нашли телефоны, созвонились с руководителем Троицкого филиала компании Дмитрием Климовым, и он без бюрократической волокиты согласился тут же поговорить со мной по Скайпу.
 
 
Дмитрий, как развивалась ваша сеть в Троицке?
Мы зашли в Троицк в 2009 году. На тот момент наша компания была практически никому не известна, а сегодня мы ведущий оператор широкополосного доступа в интернет в Троицке, нам принадлежит большая часть рынка. Наша сеть полностью охватывает город, мы предлагаем клиентам ШПД и кабельное IPTV. А количество абонентов у нас не раскрывается — это коммерческая информация.
 
Ощущаете ли вы конкуренцию в области цифрового ТВ со стороны компании "Цифра Один"?
На сегодняшний день все подключения происходят в рамках здоровой конкуренции, а было время, когда и мы, и "Цифра Один" достаточно агрессивно вели себя на рынке. Сейчас все более или менее спокойно, никаких ярких всплесков нет, рынок вполне насыщен. Есть, конечно, переподключения: когда какая-нибудь акция интересная проходит у нас или у них, абоненты перепрыгивают. Но массового перетока абонентов нет.
 
Дмитрий Климов, "Спиди Лайн"
 
Как думаете развивать сеть? Планируете ли покупать мелкие компании?
У нас сеть полностью охватывает город, поэтому покупать какие-то компании в Троицке нам, наверное, не имеет смысла. Впрочем, это не моя компетенция, этими вопросами занимаются в нашем центральном офисе. Технический ресурс у нас достаточный для того, чтобы подключить всех.
 
Повлиял ли на ваш IPTV-бизнес запуск эфирных мультиплексов?
Никак не повлиял. Эфирные мультиплексы больше интересны частному сектору — коттеджным поселкам вокруг города, где стоимость подключения к нашей сети достаточно высока. Если живущему там абоненту не нужен интернет, то там ему проще подключить эфирное цифровое ТВ. Кстати, есть еще абоненты, которым для доступа в интернет достаточно мобильного сервиса — им не нужны проводные услуги.
 
А как обстоит дело с пакетом социальных телеканалов у ваших ШПД-абонентов?
Если они подключены по ШПД, то независимо от тарифа (кроме самого дешевого) они получают бесплатно доступ к сорока цифровым телеканалам. Только надо учитывать, что это не кабельное ТВ, а возможность смотреть телеканалы социального пакета на компьютере после установки соответствующей программы, которая декодирует наш мультикаст. Можно смотреть и на телевизоре, если у него есть функция Smart TV.
 
С какими трудностями сталкивается ваша компания в области цифрового ТВ?
Каких-то серьезных проблем нет. Есть требования со стороны вещателей по шифрованию телевизионного трафика в сетях передачи данных — доступ к нему должен обязательно предоставляться по ключу. Но это нормально, наверное.
 
Что вы можете сказать о планах развития на ближайшее будущее? Понятно, что вы будете работать над улучшением контента, а что в отношении оборудования?
Конечно, нам и по технической части есть куда развиваться: появляется новое оборудование, новые технологии... Но это дело не сегодняшнего дня, в срочной модернизации сеть не нуждается. Сегодня мы планомерно приводим в порядок наши кабельные сети, потому что в период бурного роста не всегда находилось время аккуратно все проложить и аккуратно все кабели завести. Наводим порядок, чтобы с точки зрения качества монтажа наша сеть не оказывала влияния на качество услуг, не ухудшала их.
 
Планируете ли внедрять какие-либо новые сервисы, такие как ОТТ?
Это вопрос к головному офису. Но в Троицке мы никакого другого цифрового ТВ, кроме IPTV, предоставлять пока не планируем, потому что это связано с дополнительными затратами. Есть кабельная сеть с подключенными абонентами, которым мы можем доставить контент. Какой смысл вкладываться в прокладку дополнительных сетей, если на качество контента и на качество самого сервиса это никаким образом не повлияет? Будет удорожание стоимости услуг без дополнительного повышения их качества — кому это нужно?..
 
-------------------------------
Подводя итог, можно отметить, что и оператор классического КТВ, и оператор ШПД и IPTV пока чувствуют себя достаточно спокойно и уверенно, рынок платного ТВ в Троицке находится в состоянии равновесия. Нарушат ли его другие игроки? Как справятся операторы с текущими и новыми проблемами? Лет через пять, надо надеяться, снова побываем в Троицке и расскажем обо всем нашим читателям.

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"