Болтик, гайка, контргайка... Часть II

12.02.2015 16:26
Вторая часть обзора Александра Малышева о законодательных инициативах в области интернет-регулирования, выдвинутых и принятых за последние 2-3 года: как они уже повлияли и как отразятся в дальнейшем на развитии рынка.
 
Пункт 3 пока не реализован, так что на данный момент запретительные меры имеют приоритет над техническими. И это тоже объяснимо, если предположить, что все меры ориентированы на послушное население и прищучивание выскочек, которые не хотят жить, как все, спокойно. А может, просто не хватает политической воли или технических компетенций на продавливание и реализацию нужных системных решений. 
 
И все это направлено на то, чтобы сделать доступный контент в сети столь же управляемым, как контент телеканалов. Уже во многом получилось. Может ли получиться полностью? Может. Но эта ситуация выталкивает из зоны комфорта как раз тех людей, которые имеют способности и силы создавать что-то новое. В частности, произойдет маргинализация части программистов и технических специалистов, которые привыкли к свободе информации, которым информация нужна для работы, которые знают, что они способны обойти запреты и технические блокировки. Тем самым власть оттолкнет крайне необходимых в условиях политики импортозамещения ПО людей. Но и этот вопрос решаемый. Тех немногих, кто необходим, купят или привлекут другими методами. (Работают же классные спецы в ЦИБ...)
 
Самое же главное, по-моему, — эти меры закроют одну из немногих оставшихся отдушин, и атмосфера в стране станет еще более тяжелой и неприятной. Вроде бы лирика, но в тонком понятии "атмосфера" есть и прагматический аспект. От нее зависит качество гуманитарного ресурса. Чем человек свободнее и ярче чувствует себя в повседневной жизни, тем больше он способен создать нового. Чем человек бесстрашнее (то есть, если в него не вбивали разные страхи с малых лет), тем больше он способен совершить. Особенно если ему есть ради чего — в плане не внешних стимулов, а скорее, внутренних. А внешнее не должно эти внутренние стимулы давить и обесценивать.
 
И то общество будет продуктивнее, которое способно создать такую атмосферу. К сожалению, не сразу. Это может выстрелить и в следующем поколении, до которого еще надо продержаться.
 
Жесткая идеология и религиозность, особенно фундаментализм, гасят этот заряд. Государственное давление, ограничения на свободу информации, насаждаемый страх гасят этот заряд.
 
Пропагандируемые одинаковость, беззубость и беспомощность, а также активно рекламируемое потребление одинаковых ценностей и предметов тоже гасят этот заряд. Или уводят его в пустоту статуса либо в маргинальные области.
 
Страна становится гораздо менее привлекательной для самой активной и продуктивной части населения. И будет очередной исход программистов и ученых.
 
Майкрософт переводит местных разработчиков Skype в Прагу. Компании офшорного программирования перемещают разработчиков из России и Украины. Это не говоря о тех, кто под давлением все той же атмосферы сам ищет и находит возможности уехать. 
 
В апреле прокатилась пробным шаром инициатива на сайте КПРФ "О запрете выезда наших ученых за рубеж с целью работы", но была обильно... раскритикована со всех сторон. Да и не очень она на самом деле актуальна.
 
Поскольку в текущей ситуации качество гуманитарного ресурса для России не имеет значения. Точнее, имеет, но совсем не то. Скорее, наоборот. Гуманитарный ресурс нужен послушный, внимающий телеканалам, доносящим единственно верную позицию по важным вопросам современности и имеющий только снисходительно одобренные стремления в своей жизни. 
И эта позиция вполне оправдана, ведь действительно, при современной структуре экономики "ресурсной федерации" людей для обслуживания нефтяных и финансовых потоков и так с избытком (на черную работу наймем гастарбайтеров) и рискованных свершений ни от кого не нужно.
 
ВПК? Да ну. ВПК (даже с выросшей на четверть бюджетной долей военных расходов — с 15,7% в 2013 году до 20,6% в 2015-м) будет по-прежнему копировать и продавать военным по бешеной цене устаревшие, неудобные и не совсем подходящие к нашим автоматам модели коллиматорных прицелов и производить радиоуправляемые модели боевых роботов. Дешевые и эффективные чипы для навигаторов, работающих с российской ГЛОНАСС, будет выпускать почему-то Китай. А всякие сетецентрические информационные системы управления боем с высокой частотой цикла Бойда, автономные беспилотники и сети микродронов — баловство. Бомба есть — ума не надо.
 
И социальные траты урежем. Прежде всего не нужны врачи и учителя. Людей надо немного, и образование им ни к чему.
 
И, что самое интересное, это эффективная политика. Она прекрасно будет работать. В текущих условиях. Высокое качество гуманитарного ресурса (а в это включаются такие параметры как творчество и пассионарность) обеспечивает развитие и гибкость. Но таким контингентом намного сложнее управлять и расходы на его содержание в довольстве гораздо больше. Особенно в отсутствие действительно зажигающей идеологии. Зачем же напрягаться, если цель — консервация прекрасного положения?
 
Сколько было таких великих империй... Которые достигли всего, и изменять было нечего... А потом пришли варвары.
Говорят, мир меняется слишком быстро и вовсю приближается к технологической сингулярности. Предсказать тренды, прорывные открытия и изменения мира нельзя даже на несколько лет вперед. 
 
Как только свершится любой прорыв в энергетике, все изменится в одну ночь. Даже если не вспоминать о мифическом холодном синтезе Росси, есть заявление "Локхид Мартин" о новой концепции компактного термоядерного реактора, и ИТЭР запустят в конце концов с положительным энергобалансом. Да и слухи уже ходят о выводе больших капиталов американских финансовых семей из сферы традиционных энергоносителей. 
 
Те, кто готов к изменениям, выживут. Те же империи, которым не на кого опереться в процессе резких изменений, останутся на темных задворках. 
 
А новые кочевники грядут. В том числе из страшных пучин интернета. Сетевые сообщества, которым больше не нужны государства. Страны, сумеющие с ними договориться, будут в порядке, а вот остальные... Увы...

Об авторе

Александр Малышев
Обозреватель "Кабельщика"