А.Сосновский: мы запускаем новую ТВ-платформу TeRus

02.10.2015 16:34
В октябре 2015 года в регионе MENA (в него входят страны Юго-Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки) заработает новая спутниковая ТВ-платформа — TeRus (Television in Russian). Проект реализуется люксембургской компанией Continental Multimedia S.A. совместно с Asia Broadcast Satellite, при технической поддержке российского оператора связи "ГеоТелекоммуникации". Об идее данного проекта, его перспективах и трудностях мы поговорили с Анатолием Сосновским, членом совета директоров Continental Multimedia S.A.
 
Кабельщик: Недавно на рынке появилась информация о том, что "ГеоТелекоммуникации" запускают новую спутниковую платформу, но вещать она будет не в России, а за рубежом. Расскажите, пожалуйста, подробней об этом проекте.
 
Анатолий Сосновский: Для начала давайте уточним, что проект запускает не компания"ГеоТелекоммуникации" (GT), а люксембургская Continental Multimedia S.A. совместно со спутниковым оператором ABS. GT в данном случае выполняет роль технического партнера. А продажи, заключение договоров с контрагентами на местах и правообладателями, — это Continental Multimedia S.A. 
 
Наша платформа — это очень приземленный, без каких-то невероятных амбиций проект, основанный на простом взгляде на вещи. Мы давно работаем с оператором Asia Broadcast Satellite- ABS (как вы знаете, у него несколько спутников, которые покрывают самые различные регионы мира), и в какой-то момент у ABS появилась ёмкость, которую он решил использовать для запуска нового русскоязычного проекта в регионе MENA. Представители ABS предложили нам поучаствовать в этом проекте на условиях revenue sharing (разделение доходов), и мы согласились. 
 
Собственно, ABS предоставляет емкость, а мы делаем всё остальное: собираем пакет российских телеканалов, занимаемся маркетингом и продвижением платформы, работаем с агентами. В общем, делаем то же, что любой DTH-оператор.
 
К.: А какой спутник используется для проекта?
 
А. Сосновский: ABS-2, его MENA-луч.Мы начнем работать в странах Персидского залива, Египте, Греции, на Кипре, Балканах и в Турции.
Если проект окажется успешным, возможно, мы расширим территорию его присутствия. Как варианты, мы рассматривали рынки Узбекистана, Израиля, некоторых других стран. Но в Узбекистане пока не понятно, как монетизировать нашу историю, а в Израиле нам нет смысла запускать платформу до тех пор, пока крупные русские вещатели эксклюзивно сотрудничают с операторами YES и HOT.
 
 
К.: Под каким брендом вы будете оказывать услуги спутникового телевидения?
 
А. Сосновский: TeRus.
 
К.: Планируете ли вы на местах как-то "прикармливать" установщиков?
 
А. Сосновский: Мы работаем в рамках базового договора с ABS, в котором обозначены все пороговые параметры, за которые мы не можем выйти. Нет, конечно, нам разрешено понести определенные расходы, но остальное делится в четкой пропорции между нами и ABS. В частности, в документе определено, какую долю дохода мы платим за услуги спутникового оператора, какой максимальный процент от выручки может быть заплачен в качестве "роялти" вещателю, а какой — в качестве комиссии агенту за распространение в гостиницах и т.п.
 
К.: А разве гостиницы не должны сами вам платить за распространение спутникового ТВ?
 
А. Сосновский: Да. Но люди, которые от имени нашего проекта будут ходить по гостиницам и договариваться о распространении, должны же что-то заработать. И, очевидно, это будет процент от того, что платит гостиница. А какой именно этот процент — прописано в договоре с ABS. Контракт с ABS вообще достаточно подробный.
 
К.: Получается, вы планируете взять на работу какое-то количество агентов в регионе?
 
А. Сосновский: Да. Я думаю, мы пойдем по пути субрегиональных агентов, поскольку это удобно с точки зрения логистики. Как вы понимаете, централизованно заниматься рассылкой тех же смарт-карт в такое количество стран просто неэффективно. Поэтому мы будем привлекать агентов. По странам Персидского залива у нас такой уже есть, сейчас формируем базу остальных партнеров. Главный критерий — чтобы у них были налажены контакты в русской диаспоре. По опыту могу сказать, что самая действенная и эффективная реклама — из уст в уста, сарафанное радио. 
 
К.: Давайте поговорим о контенте. Какие каналы будет предлагать TeRus?
 
А. Сосновский: На текущий момент у нас есть договоренность по трансляции 21 телеканала. Но в конечном счете их, скорее всего, будет 23-24. Больше пакет расширяться вряд ли будет ввиду ограниченности спутникового ресурса — под Terus выделен всего один транспондер, 54 МГц. В режиме DVB-S2 MPEG4 это даст поток чуть больше 70 Мбит/сек.
 
К.: Предусмотрены ли в пакете HD-каналы?
 
А. Сосновский: Да. Это RT Documentary HD, IQ HD, RTG HD, и, возможно, КХЛ еще будет в HD (у нас пока SD-версия).
 
К.: Будет ли по части контента еще что-то интересное, возможно, уникальное для русскоязычной аудитории региона MENA?
 
А. Сосновский: Прежде всего, большая часть вошедших в пакет телеканалов сегодня ни технически, ни лицензионно недоступна зрителям в странах региона. А из новых продуктов -компания "Клуб 100″ создает общеразвлекательный телеканал на основе "Русского Иллюзиона" и канала "Детский". Предварительно проект получил название "Русский Иллюзион +". Помимо контента упомянутых каналов, в его сетке планируется задействовать программы собственного производства телеканалов "Зоопарк" и "Авто24″. Планируется к запуску и новый документальный телеканал с очищенными мировыми правами.. 
 
К.: Из тех телеканалов, которые будут в пакете, какая часть чётко платная, с лицензионными отчислениями?
 
А. Сосновский: Для индивидуальных пользователей, то есть для b2c-аудитории — они все платные. А вот для гостиниц есть исключения. К примеру, политика Первого канала — не брать денег с отелей, но с учетом того, что в TeRus мы предлагаем для гостиниц целый ПКВС’овский пакет, платить все же придется — за тематические каналы пакета.
 
Мы предложим гостиницам 2-3 мини-пакета на выбор. Один из них совершенно точно будет построен на базе продуктов Первого канала, потому что на этом настаивает сам Первый канал. Помимо него, мы планируем еще один или два пакета, которые будут сформированы из 3-4 каналов каждый. Но если возникнет удивительный случай, когда гостиницы захотят получить больше каналов, мы будем решать это в индивидуальном порядке.
 
 
К.: Планируете ли вы использовать какие-то наработки "Радуги" для TeRus? К примеру, электронный программный гид или иные оболочки?
 
А. Сосновский: Поскольку для "Радуги" многое делалось в родственных компаниях , с ее закрытием ничто не мешает нам использовать существующие IT-шные наработки в новых проектах. И вполне возможно, что часть из них мы задействуем в TeRus. 
 
К.: Как организован аплинк пакета TeRus?
 
А. Сосновский: Он происходит в два этапа. Объясню почему. Теоретически мы могли бы "поднять" напрямую сигнал из Москвы в Ku-диапазоне на Ближний Восток, но при этом возникли бы проблемы с кросс-поляризацией и помехи для транспондеров MENA-вского луча самого же ABS. Чтобы этого избежать, ABS нам выделил для транспорта ёмкость в С-диапазоне.
 
В итоге, мы поднимаем сигнал из Москвы единым потоком в кодированном виде в C-диапазоне, а на Ближнем Востоке производим переприем и подъем сигнала уже в Ku-диапазоне.
 
К.: Это удорожает процесс?
 
А. Сосновский: Удорожает. В принципе, в нашем договоре с ABS существует опция, по которой мы вправе начать доставлять сигнал, скажем, по оптике, если посчитаем это целесообразным. Но на сегодняшний день сторонам быстрее, дешевле и удобнее делать это так, как есть, поскольку аплинк у нас есть, антенны, передатчики тоже есть, а у ABS есть свободная спутниковая ёмкость в C-диапазоне, которая может либо простаивать, либо использоваться для подачи сигнала.
 
К.: Спутниковые тарелки какого размера рекомендованы для приема сигнала TeRus, и какую систему условного доступа вы используете в своем проекте?
 
А. Сосновский: Для стабильного и качественного приема пакета рекомендуется использовать, в зависимости от конкретной страны, антенну диаметром 60-75 см. Что касается условного доступа, то мы традиционно используем Irdeto. 
 
Я недавно пообщался с экспертами на тему систем условного доступа. Они говорят, что сейчас все системы, включая Irdeto, расширяют свои возможности в области трекинга. Поэтому вопрос отслеживания нелегального использования карточек находится, по большому счету, в области желания и потребности конкретного оператора поймать пиратов.
 
К.: А как же отсутствие обратного канала связи? Как без него можно определить, где находится карта?И как бороться с пиратством?
 
А. Сосновский: Местоположение карты определяется с помощью того же географического трекинга, который позволяет, пусть и приблизительно, определить местонахождение карточки.
 
А проблема пиратства, хотя и не имеет окончательного решения, может быть поставлена в определенные рамки.К примеру, в среднем нормальный DTH-клиент переключает каналы определенное количество раз в день, в рамках нормы допустим находятся от 5 до 500 переключений. Если же фиксируется, допустим, 1000 переключений за сутки, мы понимаем, что этой карточкой пользуется не один человек и мы имеем дело с card-sharing’ом. И тут в качестве превентивных мер оператор может начать отключать карточку через день или выключить ее в потенциально самый пиковый по просмотрам момент, например, во время трансляции футбола. Все эти методы уже давно отработаны.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Яна Бельская