26.06.2013 11:17
Анатолий Сосновский, член совета директоров спутниковой платформы «Радуга ТВ», рассказал ведущим «ТВ Профи» о своих конкурентах, о собственном производстве, о проблемах с развитием HD-направления и о спутниковых ресурсах на ближайшие годы.
Михаил СИЛИН: Здравствуйте, уважаемые телезрители в эфире очередной выпуск программы «ТВ-профи» и ее ведущие — Михаил Силин и Яна Бельская.
Яна БЕЛЬСКАЯ: Здравствуйте! И сегодня в нашей студии Анатолий Сосновский, член совета директоров спутниковой платформы «Радуга ТВ», председатель совета директоров производящей компании «Контент Юнион». У вас еще много регалий.
Анатолий СОСНОВСКИЙ: Да, мы также великие, и малые, и белые. Здравствуйте!
М.СИЛИН: Ну и сегодня мы будем говорить о спутниковом телевидении, поскольку оно получило очень широкое распространение в нашей стране, очень важно и интересует всех. У нас сегодня в эфире, если я не ошибаюсь, работают 5 спутниковых платформ: НТВ+, «Триколор ТВ», «Орион Экспресс», «Радуга ТВ» и «Рикор ТВ». Очень много операторов работает как будто бы на одном рынке — так ли это? Целевая аудитория одна и та же у всех, вы друг с другом конкурируете или каким-то образом сегментировали рынок и у каждого свой абонент?
А.СОСНОВСКИЙ: Ну, условия, безусловно, сегментированы, потому что доминирует сегодня на рынке по количеству абонентов, безусловно, операторы-дискаунтеры. Это, в первую очередь, «Триколор», и «Телекарта», которая в вашем перечне была частью «Орион Экспресса», но с точки зрения сегментирования рынка — это 2 разных оператора. Они, безусловно, взаимосвязаны, но по сути — это разные вещи.
М.СИЛИН: То есть вы считаете, что одна компания фактически сделала два разных сервиса?
А.СОСНОВСКИЙ: Ну, вы знаете, довольно долго шли разговоры об объединении «Триколора» и НТВ+ под одной крышей, но это не значит, что они бы стали одним оператором. Все равно у них две разные аудитории и они разные операторы. Конечно, это достаточно сегментированная аудитория, это разное предложение контента, разное ARPU с абонента, но, честно говоря, я думаю, что дискаунтерская практика — это некая первая ступенька. Когда человек приходит сегодня в спутниковое телевидение, он чаще всего попадает в ряды абонентов дискаунтерской компании. Через какое-то время он все-таки начинает думать — не всегда, но довольно часто — как получить более качественный, более разнообразный контент. Тем более, что с появлением наземного цифрового телевидения, с появлением других возможностей, базовый набор каналов — и федеральных и эфирных, и других каких-то каналов, которые предлагают «Триколор» и «Телекарта», они доступны из множества источников. Я глубоко уверен, что задача спутникового телевидения, во всяком случае, в будущем, все-таки предлагать более разнообразный, более нишевый продукт. И собственно сами операторы это понимают. Тот же «Триколор» от начального предложения бесплатного или почти бесплатного контента постепенно переходит к сбору денег за какие-то более усовершенствованные продукты.
М.СИЛИН: Мне кажется, у них тариф сейчас и раньше мало чем отличается.
А.СОСНОВСКИЙ: Тариф отличается значительно, потому что то, что берется за новый продукт — оно не является частью первого тарифа, оно суммируется с первым тарифом. Поэтому, в общем-то, отличается в два раза. Это заметно. Это не большие деньги, но, тем не менее, я думаю, что сами операторы прекрасно понимают, с развитием наземного цифрового телевидения тот спрос на услугу по предоставлению просто качественной картинки федеральных каналов, на которой, собственно, и вырос «Триколор» (это была замечательная идея в свое время), естественным образом размоется, потому что платить довольно ощутимые деньги за комплект оборудования спутникового телевидения при возможности получить тот же продукт не платя так много...В общем он убьет его скорее всего.
М.СИЛИН: Это вы имеете ввиду наземное эфирное телевидение, т.е. федеральную целевую программу, которая сейчас реализуется. И она ударит в первую очередь по дискаунтерам, поскольку, по всей видимости, отберет у них абонентов.
А.СОСНОВСКИЙ: Элементарная логика так и показывает, потому что продукт тот же самый.
М.СИЛИН: Хорошо, а «Радуга ТВ». Какое место она занимает на рынке?
А.СОСНОВСКИЙ: «Радуга ТВ». Я бы сказал, что, в моем представлении — это почти НТВ+, только по существенно более низким ценам для потребителя. Потому что у нас существенно более качественный пакет телеканалов, у нас довольно много каналов, которых нет ни у кого больше, либо есть только у НТВ+ и у нас. При этом мы берем с подписчика порядка 300 рублей в месяц, а в ходе акций иногда и меньше. И это существенно меньше, чем за качественные пакеты берет НТВ+.
М.СИЛИН: А является ли вашим прямым конкурентом «Орион Экспресс»? Или у него отличные от ваших предложения?
А.СОСНОВСКИЙ: Ну, я думаю, что «Орион Экспресс» является нашим прямым конкурентом географически, потому что это единственный, на сегодняшний день, кроме «Радуги», оператор, который покрывает сигналом, практически всю территорию РФ.
М.СИЛИН: А ваша платформа покрывает всю Россию?
А.СОСНОВСКИЙ: Наша платформа покрывает всю территорию РФ, кроме Чукотки и Камчатки. При этом мы делаем это с одного спутника, а «Орион Экспресс» это делает с большего количества бортов, но это уже вопросы нашей внутренней организации и бухгалтерии. Т.е. есть нам это обходится несколько дешевле, чем «Орион Экспрессу». Но остальные операторы всю территорию России не покрывают. С точки зрения контентного предложения, я думаю, что пока наши предложения лучше, но, конечно, все подвижно в этом мире и вполне возможно, что пакеты «Орион Экспресса» станут более интересными. Хотя на сегодняшний день мы уступаем тем, что у нас нет HD-каналов. И их нет по той простой причине, что спутник ABS1, на котором мы работаем, заполнен, что называется, под завязку. Вставить там новые каналы ни HD, ни SD, ни другого качества практически некуда. И чтобы кого-то поставить на этот спутник, надо кого-то убрать, что не вызывает энтузиазма у присутствующих на нем каналов, поскольку зона отличная, платформа очень развитая, и собственно все кабельщики с удовольствием берут каналы с ABS1.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Собственно как и у абонентов...
А.СОСНОВСКИЙ: Как и у абонентов тоже, да. Поэтому мы ждем с большим нетерпением запуска спутника ABS2, который позволит нам развивать новые сервисы, новые контентные предложения и т.д.
Я.БЕЛЬСКАЯ: А когда планируется запуск нового спутника?
А.СОСНОВСКИЙ: 4 квартал 2013 года.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Это значит, что практически сразу на нем появятся новые каналы дополнительные к тем, что есть на ABS1.
А.СОСНОВСКИЙ: Там ситуация следующая: каналы, которые стоят на ABS1, будут автоматически переведены на ABS2, поскольку частотный спектр нового спутника поглощает спектр ABS1. Плюс, появится достаточно существенное количество емкости, которое позволит нам поставить большое число новых каналов. И, собственно, уже есть большой список желающих.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Ориентировочную цифру можете сказать? Сколько HD-каналов вы планируете запустить?
А.СОСНОВСКИЙ: Я думаю, что порядка 10 HD-каналов мы готовы сейчас разместить на борту ABS2. А к нашему предложению по SD-каналам мы сможем добавить порядка 20 каналов.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Прекрасно. А скажите вот что. Понятно, что между спутниковыми платформами существует серьёзная конкуренция — ценовые войны, мы все это знаем. А с кабельными операторами? Как выглядит конкуренция спутникового телевидения с кабельными операторами или с эфиром, или с IPTV? Понятно, что у спутниковых операторов нет возможности предоставлять интернет, но есть территория покрытия за пределами города. Значит ли это, что в городах нет спутниковых абонентов? Как вы это видите?
А.СОСНОВСКИЙ: Конкуренция спутниковых и кабельных операторов...
М.СИЛИН: Знаете, как я бы сказал? В городах не только кабель, но еще и эфир, эфирное телевидение развито лучше. Вообще ситуация в городах как?
А.СОСНОВСКИЙ: Конкуренция существует, но это уже макро-конкуренция. Если мы говорим о pay-TV в целом — рынке платного телевидения, то все равно, люди, как правило, чаще его получают из одного источника. И получив его через кабель, они вряд ли будут дополнительно покупать спутниковое оборудование, кроме того случая, если им будет предложен какой-то уникальный контент, который нужен именно им. Поэтому на сегодняшний день, и в этом Яна совершенно права, это в значительной степени географическая история. Скажем, для «Радуги ТВ» крупные города не являются целевой аудиторией, потому что при размере приемной антенны в 90 см (это наш нормативный размер, но в каких-то регионах мы можем работать и на меньшую тарелку, но для того чтобы обеспечить качество везде — по всей территории, мы декларируем 90 см) найти желающих ставить её на многоэтажных домах, скажем, в Москве, практически невозможно. Это надо быть большим энтузиастом спутникового телевидения, чтобы у себя на балконе или еще где-то поставить достаточно большую антенну.
В малых городах, если там нет какого-то очень серьезного кабельного предложения, мы работаем хорошо, там «Радуга ТВ» присутствует нормально. Я думаю, что спутниковое телевидение — это продукт не для крупных городов, потому что там слишком много вариантов: есть широкополосный доступ, который активно развивается, есть традиционный кабель, появится, наверняка, масса всяких других вариантов. В конце концов, есть эфирное телевидение, в той же Москве оно достаточно много всего приносит.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Получается, что конкурентная борьба сейчас разворачивается за второй телевизор, потому что подавляющее большинство людей, принимая в городе какое-то количество каналов, хотели бы видеть это и на даче или в загородном доме, и там уже они ищут спутникового оператора. У подавляющего количества моих знакомых, и у ваших, наверняка, в Москве, скорее всего, какой-то кабельный оператор.
А.СОСНОВСКИЙ: Очень сильно это зависит от качества ретрансляционной сети РТРС в том или ином регионе. Потому что если эта сеть работает нормально, то спутниковому телевидению в крупных городах, по большому счету, делать в массовых масштабах нечего. И тогда это то, что вы сказали: дачи, вторые дома или просто люди, которые живут в загородных домах вокруг Москвы (а существует сотни тысяч людей, которые живут в собственных домах, коттеджных поселках и т.д. вокруг Москвы).
Если же (а это существует, к сожалению, во многих регионах) ретрансляция эфирных каналов идет не шатко не валко — оборудование устаревшее, качество сигнала плохое, то там, конечно, спутниковому телевидению пока есть где развернуться. Плюс, здесь начинает работать фактор предложения каналов. Дело в том, что в Москве, где помимо ретрансляции основного набора каналов, есть и «АКАДО», и многие другие крупные операторы, которые предлагают набор каналов, в общем-то, не уступающий, а иногда и превосходящий по богатству выбора то, что предлагают спутниковые платформы, выбрать спутниковые платформы тяжело. В других городах такого выбора нет. Далеко не везде кабель предлагает что-то сопоставимое с набором каналов той же «Радуги», или НТВ+ или «Орион Экспресса». Поэтому я думаю, что этот рынок далеко не закрыт, но, по мере продвижения наземного цифрового эфирного вещания, конечно, все больше будет сосредотачиваться на загородных, так сказать «негородских» клиентах. Но Россия же ведь не чисто городская страна, у нас все-таки большой процент населения живет вне городов.
М.СИЛИН: Мы начали говорить о конкуренции между операторами, и вы в беседе сравнили вашу платформу по разнообразию контента с НТВ+. Но НТВ+ мы всегда ассоциируем с каналами собственного производства НТВ+, которых много, которые предлагаются абонентам, как правило, за отдельную плату, что, в общем, и формирует определенный уровень выручки, которую оператор получает с каждого абонента, то есть ARPU. Что вы можете сказать? Есть ли у вас такого рода каналы?
А.СОСНОВСКИЙ: Мы нашли некий иной путь. С одной стороны — одним из акционеров платформы «Радуга ТВ» является такая компании как MTG Viasat — это крупный производитель премиального, достаточно качественного контента, который занимает серьезное место на российском рынке с его традиционным пакетом SD-каналов и появившимся сейчас пакетом HD-каналов Viasat, позиционирующийся как премиальный. С другой стороны ещё одна часть наших акционеров сама производит контент. Так, «Контент Юнион» производит пять собственных телевизионных каналов (они, как и Viasat’овские, присутствуют и в кабельных сетях и на «Радуге ТВ»). Собственно, в этом году мы увеличим свое семейство каналов еще на 2 наименования. У нас появится один канал, посвященный, я бы сказал, социальной жизни звезд спорта. Это русская версия канала Trace Sport, и это будет совместным предприятием с французской компанией Trace. И второй канал — Auto 24, HD-канал об автомобилях. Поэтому, я думаю, с точки зрения предложения собственного контента у нас не так уж все плохо. Мы не можем конкурировать (да, собственно, никто не может) с НТВ+ в области производства собственного спортивного контента. Но здесь многое зависит от глубины кармана. И я думаю, что НТВ+ сейчас находится в весьма стесненных обстоятельствах в отношении этого премиального контента, это очень дорого.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Да, спортивный контент — самый дорогой.
А.СОСНОВСКИЙ: А кроме того, когда зарождался спортивный контент на платформе НТВ+, тогда почти не было качественного спортивного контента на эфирных каналах или каких-то других, ну кроме, может быть, Eurosport. А сегодня появились хорошие спортивные каналы, например, у ВГТРК. И их количество, насколько я знаю, увеличится в ближайшее время. Появились спортивные каналы другие, тот же Viasat собирается заметно улучшить качество своего спортивного канала Viasat Sport. Поэтому, я думаю, у нас не такое уж плохое предложение и по спортивной тематике, хотя еще раз повторю, что здесь мы вряд ли конкуренты НТВ+.
М.СИЛИН: Смотрите, развитие сервисов спутникового телевидения связано с тем, что вам нужно все больше и больше увеличивать число каналов. Вы об этом уже говорили. Говорили, что вы ждете появления нового спутника, нового ретранслятора, но на рынке присутствует не только «Радуга ТВ», операторов очень много, и чтобы увеличивать количество сервисов, всем операторам нужен этот ресурс. А существует ли он у нас? Не окажется ли так, что возникнет какой-то коллапс и что такое большое количество операторов не может существовать. Ведь все транслируют, по сути, одни и те же каналы: и каналы бесплатного телевидения и платного телевидения. Нет ли здесь какой-то проблемы?
А.СОСНОВСКИЙ: Вы знаете, упоминая мои разнообразные титулы, вы не упомянули того, чем я в основном занимаюсь. Наверное, 80% времени я занимаюсь загрузкой спутниковой емкости и работой, именно как технический спутниковый оператор. То есть речь о том, что платформа — это все-таки не только медиа и производство ресурса, контента. Также это телеком, и это наше второе направление.
М.СИЛИН: Это GTSS?
А.СОСНОВСКИЙ: Да, GTSS. В нашей группе компаний есть несколько направлений. Медийное, которое структурировано как «Континентал мультимедиа», и в которое входят «Радуга ТВ» и «Контент Юнион», и технологическое, телекомовское направление — GTSS. И, собственно, основная моя работа там и проходит, поскольку это самое старое, наиболее крупное направление нашего бизнеса. И я хочу сказать, что примерно последние 5 лет мы, с одной стороны, жили в трудных условиях, потому что спутниковой емкости не хватало, и мы не могли развить достаточно контента для той же «Радуги ТВ». С другой стороны, как для спутникового оператора, для нас это было время легкое, потому что рынок был чётким, условия ему диктовали спутниковые операторы. К нам стояла очередь желающих встать на спутник. У нас были месяцы, когда при наличии 100 каналов на борту, не было ни одного дня задержки платежей ни от одного из клиентов, потому что все понимали, что спутниковая емкость на спутнике ABS — это дефицитный продукт. Это не для саморекламы, просто реально глядя на вещи, говорю, что ABS — сегодня это лучший телевизионный спутник, покрывающий всю территорию бывших стран СССР.
М.СИЛИН: В связи с его позицией на орбите?
А.СОСНОВСКИЙ: Да, в связи с его позицией на орбите, в связи с его стабильностью — у него не было ни одного сбоя, начиная с сентября 1999 года, когда он был запущен. В связи с имеющимися техническими отчетами.
М.СИЛИН: То есть он работает уже 14 лет?
А.СОСНОВСКИЙ: Да, он работает уже 14-й год, но по существующей отчетной информации (а мы ее получаем ежемесячно), запас его рабочего тела и запас других ресурсов, позволяет ему работать еще лет 5 абсолютно «железно». Спутник прекрасный. Но, тем не менее, каким бы хорошим он ни был, надо развиваться. Поэтому мы надеемся, что появятся новые спутники. Помимо нашего спутника «ABS −2» есть множество других, которые либо уже запущены, либо вот-вот будут запущены. Появились 2 новых спутника «Ямал» газкомовских (ОАО «Газпром космические системы»). С точки зрения телевизионного вещания особенно интересен тот, который находится в позиции 90 градусов. К сожалению, не состоялся в прошлом году запуск сильно ожидавшегося «Экспресс АМ4», но в будущем году должна полететь так называемая «реплика», т.е. точно такой же спутник.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Оплакивали спутник «Экспресс АМ4» все.
А.СОСНОВСКИЙ: Мы тоже оплакивали. У нас там было достаточно много емкости предоплаченной на нем. Сейчас полетит интересный спутник Amos4 в позицию 65 градусов — новая позиция для России.
Я.БЕЛЬСКАЯ: А кто оператор этого спутника?
А.СОСНОВСКИЙ: Это израильский Space Home. Мы думаем, что это интересный спутник, с точки зрения передачи данных.
Я.БЕЛЬСКАЯ: А у них будет телевизионный спутник?
А.СОСНОВСКИЙ: Пока я не знаю. Мне трудно сказать будет ли там что-то телевизионное. Пока это новая позиция, но спутник появится. Что у нас еще ожидается? Новый Intelsat в позиции 75 градусов в.д., по-моему, на подходе у нас. Во всяком случае, коллеги из Intelsat’а активно предлагают емкость.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Еще два спутника приведено, насколько я знаю, другой стороны планеты.
А.СОСНОВСКИЙ: Это практика, которую широко практикует, например, оператор, с которым мы работаем — ABS. Он широко практикует перевод старых спутников в качестве промежуточных решений до запуска новых бортов, в ту же позицию 75 градусов. Я не могу сказать, что я в восторге от этой практики. Она в какой-то степени вынужденная. Не исключено что мы сейчас на ближайшие полгода будем использовать еще один борт в позиции 75 градусов, просто чтобы не терять тех клиентов, которым нужно срочно встать на борт именно в эту позицию. В дальнейшем мы их поставим на борт ABS2. Но вообще, времянки они и есть времянки.
М.СИЛИН: То есть вы считаете, что ресурса хватит для всех, что в ближайшие годы операторы не будут испытывать проблем?
А.СОСНОВСКИЙ: Это зависит от развития технологий.
М.СИЛИН: Ну, вот HD. Вы же сами только что сказали, что не имели возможность внедрить HD? Потому что у вас было недостаточно ресурсов. Я слышал, что многие спутниковые операторs, не только российские, но и зарубежные, очень сдержанно относятся к увеличению числа HD-каналов именно потому, что это дорого и требует большого ресурса. У нас будет проблема с ресурсом или вы считаете, что нет?
А.СОСНОВСКИЙ: Я думаю, что в ближайшие годы не будет. Потому что количество спутников, которые либо запущены, либо на подходе — значительно. Это «тяжелые» спутники, у них много транспондеров, а соответственно, достаточно емкости, в том числе и для телевизионного вещания. Но я думаю, что никакой особенной альтернативы переходу на HD-вещание нет, потому что рынок насыщен телевизорами, которые предлагают Full HD и прочие радости. И люди, которые заплатили за них деньги, хотят за свои деньги что-то увидеть. Поэтому есть спрос, а значит, появится и предложение. И вещатели будут предлагать HD-каналы. Другое дело, что сама идея могла быть немного скомпрометирована, в первую очередь «апскейловыми» (псевдо-HD, когда картинка изначально не HD-качества, а техническими средствами дотянута с SD-формата до HD, — примечание редакции) версиями-SD каналов. И насмотревшись псевдо-HD, зрители могут разочароваться в самой идее HD. Но я не сомневаюсь ни минуты, что спортивные каналы, каналы познавательные — практически все будут в HD-формате.
Я.БЕЛЬСКАЯ: Это будет переход их на HD формат или вещание двух версий. Сейчас большое количество каналов имеет две версии, берет деньги за обе.
А.СОСНОВСКИЙ: Какое-то время две версии, потом, наверное, в этих жанрах, скорее всего SD будет вытеснено HD.
М.СИЛИН: У нас осталось очень мало времени. Поэтому такой вопрос. Опять-таки в связи с ресурсом все операторы, все спутниковые операторы, в соответствии с нашим новым законодательством должны бесплатно для потребителя и бесплатно для вещателя должны ретранслировать один и тот же набор каналов обязательных общедоступных каналов. Не является ли это чем-то излишним, неразумным, что возможно требовало какого-то иного решения на государственном уровне?
А.СОСНОВСКИЙ: На мой взгляд, если это не перейдет разумные рамки, то не является. Текущий набор обязательных каналов — их было 8, стало 10 — это в пределах разумного. Ведь все равно национальные эфирные каналы являются драйверами интереса телезрителей, по крайней мере, у спутниковых операторов это совершенно точно так. Какие бы интересные тематические каналы мы ни ставили, все равно больше половины телесмотрения приходится на национальные эфирные каналы. Они нужны.
М.СИЛИН: То есть вы не считаете это какой-то серьезной проблемой?
А.СОСНОВСКИЙ: «Радуга ТВ» начала платить за подъем на спутник эфирных каналов национальных еще до того как появился закон о том, что они стали обязательными.
М.СИЛИН: Понятно. Ну, что ж, большое вам спасибо за очень интересный рассказ. Наше время подошло к концу. В студии были Михаил Силин и Яна Бельская, наш гость — Анатолий Сосновский, член совета директоров оператора спутникового телевидения «Радуга ТВ», председатель совета директоров компании, которая производит телевизионные каналы «Контент Юнион».
До свидания, до новых встреч!
Видео:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии