А.Киселева: мы планируем вывести на рынок Android-приставку к концу 2017 г.

07.07.2017 16:37
Последние пару лет основные усилия компании NetByNet были направлены на развитие бренда Wifire, в частности, OTT-телевидения. Почему акцент делается именно на этом продукте и что его ожидает в 2017 году, мы узнали у начальника отдела развития цифрового ТВ NetByNet Анастасии Киселевой.
 
Кабельщик: Последнее пару лет вы постоянно продвигаете бренд Wifire и практически перестали говорить о NetByNet. С чем это связано?
 
Анастасия Киселева: Wifire — это молодой, амбициозный бренд, под которым были запущены наши новые продукты, такие как WifireTV, Wifire Mobile. Это современный бренд, ориентированный на молодых людей в возрасте до 45 лет. И все те продукты, которые мы сейчас продолжаем разрабатывать и выводить на рынок — а это высокоскоростной широкополосный интернет, OTT-телевидение, "умный дом", LTE-услуги — четко вписываются в концепцию именно этого яркого бренда.
 
NetByNet же — это бренд, который ассоциируется в большей степени с традиционным интернетом. С периодом, когда компания предоставляла только услуги домашнего интернета, телефонии и IPTV.
 
К.: Вы упомянули, что Wifire рассчитан на аудиторию до 45 лет. Сейчас много разговоров идет о разнице поколений, их предпочтений. Ощущаете ли вы по своей аудитории разницу в видеопотреблении? И только ли люди до 45 пользуются вашим продуктом?
 
А.Киселева: У нас есть и возрастная аудитория, конечно. И она потребляет довольно большой объем контента. Более того, когда мы анализируем телесмотрение, например, по такому параметру как view duration in minutes, то есть, какой контент и сколько смотрел тот или иной абонент, то помимо детского контента, который традиционно потребляется в больших количествах, в лидерах телесмотрения мы наблюдаем и каналы с отечественным сериальным и фильмовым контентом. И в лидеры их как раз выводит возрастная аудитория.
 
Разница в том, что взрослые люди чаще потребляют ТВ-контент именно на большом экране, а более молодая аудитория уже потребляет контент по-разному — и на большом экране, и на мобильных устройствах, и это более точечное потребление.
 
К.: А если говорить о вашей VOD-библиотеке (в Wifire TV доступен контент Megogo, ivi, Amediateka. — Ред.) — что здесь наиболее популярно?
 
А.Киселева: Пока у нас в топе значатся премьеры из кинотеатров. Вскоре в Wifire должен появиться сервис "ЦТ Премьера", где в основном будет отечественный контент и цена на подписку будет ниже, возможно, это как-то отразится и на статистике по лидерам подписок. У "Сигнал Медиа" очень сильное предложение в части отечественных телесериалов и детского контента.
 
К.: Какой процент базы Wifire TV пользуется VOD-библиотекой?
 
А.Киселева: На текущий момент — 12-15%. По сравнению с 2015 годом эта цифра выросла существенно. Надо сказать, что на рост этого показателя позитивно повлияли ввод системы рекомендаций и доработки в интерфейсе. 
 
Анастасия Киселева
 
К.: А поменялась ли как-то раскладка по пользованию сервисом между "вашими" и сторонними абонентами (речь о пользователях, которые не привязаны к услуге вашим интернетом)?
 
А.Киселева: Да, сдвиги есть. Постепенно мы начинаем наращивать базу абонентов, которые не пользуются фиксированным интернетом Wifire.
 
Работа не только на собственную базу, но и на сторонние витрины была для нас логичным вторым шагом после вывода на рынок приставочного продукта. И сейчас, например, мы постепенно выходим в рекомендованные приложения на Smart TV. Но я не думаю, что рынок Smart TV в России будет настолько интенсивно расти, что вытеснит приставки. Даже в Европе, где рынок Smart TV существенно больше, те же Roku TV и Fire TV сохраняют высокие темпы продаж.
 
К.: Кстати, если брать зарубежный рынок, то на кого из операторов вы ориентируетесь в плане продвижения собственного OTT-продукта?
 
А.Киселева: Нам нравится история Bouyguees Telecom — он входит в топ-3 мобильных операторов во Франции. Они сделали коробочный продукт на базе Android TV — Bbox Miami. И в сентябре 2016 года, презентуя его на выставке IBC, заявили, что подключили около 1 млн приставок. 
 
По их словам, основная коммуникация с абонентом была следующей — сделай свой телевизор "умным", не меняя сам телевизор. То есть ты покупаешь приставку на базе Android TV, и она наделяет твой телевизор "смарт"-функциями. 
 
Мы считаем, что для Франции это большой успех. Продукт заметен на рынке.
 
К.: Я думаю, это не только для Франции большой успех. Вы тоже анонсировали, что будете выпускать на рынок приставку на базе Android. У вас будет схожий продукт?
 
А.Киселева: Мы не можем сказать, что наш продукт будет похож на Bbox. Bouyguees Telecom использовали GMS-версию Android TV, сертифицированную Google’ом. У нас будет не GMS-версия, а AoSP. Остальных деталей, к сожалению, пока не могу раскрывать.
 
К.: А хотя бы период, на который планируется коммерческий запуск?
 
А.Киселева: Мы планируем запуститься ориентировочно в конце 2017 года.
 
К.: C чем связан выбор AOSP-версии, а не GMS?
 
А.Киселева: Версия AoSP хороша тем, что по сути ты используешь "андроидовский" SDK, но у тебя нет обязательств перед Google’ом. А когда ты берешь Android TV в версии GMS, то на тебя накладываются обязательства — ты должен использовать определенный объем памяти, интерфейс Android TV и т. д. Конечно, исходные составляющие можно кастомизировать, но мы поняли, что нам пока хочется более гибкой истории.
 
К.: Планируется ли какая-то работа с абонентами, которые используют старые приставки, после того как вы выведете на рынок новое устройство?
 
А.Киселева: Мы не будем проводить какой-то массовый перевод. Если вдруг абоненту потребуются опции, которые будут в новой приставке, конечно, он сможет прийти и обменять старое устройство. Но массового обмена не планируется.
 
С другой стороны, мы, как и производители телевизоров, перестанем развивать продукт на старых приставках. Да, мы будем их поддерживать, но масштабной разработки для прошлых моделей STB не будет. 
 
К.: Кстати, о производителях телевизоров. Мне всегда было интересно — как строится работа сервисов с телевизионными вендорами? Я, как активный пользователь Smart TV и предустановленных там VOD-сервисов, часто замечаю баги, которые возникают при обновлении прошивки телевизора. Как это разруливается?
 
А.Киселева: Со всеми вендорами работа строится по-разному. 
 
У нас с Samsung, например, процесс следующий: мы за несколько месяцев получаем от них девелоперскую версию новой прошивки под телевизор, смотрим как с ней работает наше приложение, выписываем все баги, отправляем вендору результаты нашего тестирования и просим, чтобы он их исправил до выпуска прошивки. Вендор, в свою очередь, устраняет недочеты, которые мы ему отправили.
 
С LG работа строится схожим образом. 
 
К.: Принято считать, что VOD помогает: а) удержать пользователя, б) нарастить ARPU. Насколько продукт Wifire помог NetByNet (и помог ли) поднять ARPU? 
 
А.Киселева: Да, ARPU на абонента растет. Не на 100%, конечно, но тем не менее. Гораздо важнее, что абоненты, которые подключают подобные услуги, меньше подвержены оттоку и дольше остаются с нами. Это справедливо как для VOD-услуги, так и для дополнительных пакетов. 
 
К.: Если мы берем ТВ-услугу, то по ней у вас аж 11 доппакетов. Не много ли?
 
А.Киселева: На мой взгляд, доппакеты, конечно, должны быть, но постепенно они должны уходить в премиальную историю, a la carte. Это не должно быть так, как изначально делали операторы — если канал попадает в такую-то тематику, то делаем под эту тематику пакет и наполняем его схожими каналами. 
 
Поэтому постепенно мы начинаем пропагандировать немного другую концепцию пакетирования — большой базовый пакет с контентом на любой вкус и с рекомендациями контента.
 
С учетом всех появившихся интерактивных возможностей, когда сервис позволяет смотреть передачи из архива, устанавливать запись предстоящего эфира или ставить контент на паузу, пользователю становится уже не столь интересно линейное смотрение, сколько сам контент. И когда ты можешь рекомендовать абоненту из огромной массы контента что-то персональное, это позволяет работать с разными профилями потребления делая максимально интересное предложение для абонента.
 
К.: А как у вас обстоят дела с использованием профилей?
 
А.Киселева: Это пока не очень популярно. Ты видела как это сделано у Netflix’а? Каждый раз когда ты заходишь в сервис, он тебя спрашивает — кто смотрит? Ты выбираешь нужный профиль и дальше система подстраивает видеопотребление под тебя.
 
Это важно, в частности, для настройки детского видеопотребления. Традиционные системы "родительского контроля" работают недостаточно корректно. Они основаны на возрастных рейтингах, которые проставляет телеканал или правообладатель, но эти рейтинги не всегда верно отображают реальность. Плюс, система требует установить заградительный пароль, что не всегда бывает удобно ни ребенку, ни родителю. 
 
Современная система должна работать так, чтобы у ребенка был только детский контент, и не было ни необходимости сталкиваться с паролями, ни опасности наткнуться на неподобающий контент. Профиль должен быть чисто детским, либо взрослым. 
 
К.: Да, но прежде этот самый профиль надо еще завести. А для многих это уже преграда...
 
А.Киселева: Возможно, когда-то мы придем к тому, что абонент будет подходить к телевизору, и тот будет распознавать, кто перед ним сидит: мама, или папа, и предлагать зрителю соответствующий контент. Без всяких переключений профилей.
 
К.: Но тут встанет вопрос о личном пространстве — не каждый захочет быть под прицелом камеры у себя в доме. Да и вообще, у нас и менее инновационные схемы еще не прижились. Кстати, по вашему ощущению, рынок медленно поворачивается в сторону изменений?
 
А.Киселева: Нет, потому что интернет уже приучил всех потреблять только интересный тебе контент, потреблять точечно. И постепенно это же происходит с традиционными ТВ и видеосервисами.
 
К.: Спасибо.
 
 
 
Беседовала Дарья Бояринова
Темы