10 лет спустя. Кабельщики города Владимира. Часть II

18.11.2015 12:25
10 лет  — немалый срок, как для жизни, так и для бизнеса. Как за десять лет изменились тарифы, инфраструктура и основные проблемы операторов кабельного телевидения города Владимира, взялся выяснить бессменный автор "Кабельщика" Юрий Курочкин. В первой части своего обзорного материала он рассказал о деятельности игроков "Владимир КЭТИС" и "Доброе" (МТС), во второй - об операторах "Ростелеком", "Навигатор" и "Владимирские локальные сети".
 
"Ростелеком"
 
Побеседовать вживую с директором филиала ПАО "Ростелеком" во Владимирской и Ивановской областях Павлом Шатохиным нам не удалось, но на наши вопросы он оперативно ответил письменно.
 
Кабельщик: Как развивается ваша сеть во Владимире, какие услуги по доставке ТВ-каналов предоставляет компания населению, в каком объеме и на какой территории?
 
Павел Шатохин: В последние несколько лет "Ростелеком" инвестирует значительные средства в развитие сети на базе волоконно-оптических линий связи, что позволяет нам оказывать населению, организациям и госструктурам самые современные услуги с использованием цифровых технологий. На рынке платного телевидения Владимирской области мы занимаем заметное место: количество абонентов нашего "Интерактивного ТВ" в регионе за первое полугодие 2015 года увеличилось на 30% и превысило 26 000 пользователей. На территории области мы предлагаем 4 основных и 9 дополнительных пакетов — 212 основных каналов и плюс 64 дополнительных, а также развлекательный медиа-портал Zabava. ru, предоставляющий полностью легальный видео-контент, музыку и игры.
 
К.: Какой стратегии вы придерживаетесь в отношении конкурентов?
 
П. Шатохин: У нас два основных конкурента — один локальный и один федеральный игрок. И два основных средства конкурентной борьбы — качество клиентского сервиса и выгодные тарифные планы. Мы стремимся качественно обслуживать наших абонентов, это очень важно для уменьшения их оттока и роста абонентской базы.
 
Павел Шатохин, "Ростелеком"
 
К.: Собираетесь ли приобретать другие компании или будете делать ставку на развитие собственной сети?
 
П. Шатохин: Однозначно, мы делаем ставку на развитие и будем наращивать темпы строительства оптических сетей, чтобы обеспечить себе долгосрочную конкурентоспособность. За последние несколько лет "Ростелеком" во Владимирской области проложил 3 300 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), в том числе 1 500 км в сельской местности. 267 населенных пунктов области, из них 236 сельских, мы подключили к сети интернет с применением ВОЛС и предлагаем их жителям Triple-play услугу — телефонию, интернет и интерактивное цифровое телевидение.
 
К.: Как оцениваете спрос населения на ваши услуги, меняется ли он в условиях экономического кризиса?
 
П. Шатохин: "Ростелеком" готовился к меняющимся условиям: мы научились экономить на закупках, снизили долговую нагрузку, у нас практически нет валютных займов, мы продолжаем участвовать в реализации крупнейших государственных проектов. Кроме того, от услуг доступа в интернет и платного телевидения потребители обычно не отказываются даже в сложных внешних условиях.
 
При формировании тарифов на интернет и ТВ обязательно учитывается ситуация на рынке, и наши тарифы вполне конкурентоспособны. Кроме того, мы регулярно проводим акции, позволяющие абонентам сэкономить. Сейчас, например, действует предложение "Пакет навсегда", в рамках которого "Домашний интернет" на скорости от 25 Мбит/с и 111 каналов "Интерактивного ТВ" стоят от 400 руб./мес.
 
К.: Как строите отношения с правообладателями контента?
 
П. Шатохин: Они выстраиваются на уровне корпоративного центра "Ростелекома": заключается федеральный договор на вещание какого-либо канала, а если у телеканала есть местные вставки, то заключается локальный договор на вещание местных вставок.
 
К.: С какими трудностями сталкивается компания? 
 
П. Шатохин: Основная проблема — это вход в дома на местах и взаимодействие с управляющими компаниями и ТСЖ при размещении оборудования в подъездах. Зачастую тарифы на размещение нашего оборудования в подъездах экономически не обоснованы. При этом большинство жителей заинтересованы в том, чтобы в их дом пришел оптический кабель и самые современные услуги связи.
 
К.: Как оцениваете перспективы развития своего бизнеса во Владимире?
 
П. Шатохин: Что касается массового сегмента, то это, безусловно, наращивание сети для предоставления услуг доступа в интернет и цифрового "Интерактивного ТВ", которое мы стараемся сделать функциональным, наполненным и при этом доступным для абонента. Мы продвигаем комплексный продукт — не только большое количество телевизионных каналов, но и такие сервисы как видео-по-запросу, запись ТВ-программ, возможность общения в социальных сетях, "Видеопрокат" более 1,5 тысяч фильмов и сериалов, включая новинки в форматах HD и 3D, услуга "Родительский контроль", новая услуга "Мультискрин" и др. 
 
В корпоративном сегменте (b2b) наша цель — предоставить бизнесу эффективные и выгодные решения задач. В дополнение к традиционным сервисам мы готовы предложить корпоративным клиентам новые высокотехнологичные услуги, способные значительно повысить эффективность бизнеса и оптимизировать производственные процессы.
 
"Навигатор"
 
ООО "Компания Навигатор" в 2005 году предлагала абонентам единый пакет из 43 ТВ-каналов по самой низкой в городе цене — 60 рублей в месяц, а к концу года планировала довести количество каналов до 60. Самые большие проблемы у нее были связаны со сложностью лицензирования каналов и своей деятельности. Уже тогда в компании отмечали, что возможности развития вширь у кабельных операторов Владимира почти исчерпаны, остается только повышать качество уже предоставляемых услуг и вводить новые. В 2008 году в телефонном разговоре директор "Компании Навигатор" Виталий Кучин рассказал, что их хотели купить, но предлагали условия, которые их не устроили. Компания продолжала модернизацию своей сети и практически полностью заменила коаксиальные магистральные кабели на оптику. Абонентам предлагался один пакет из 60 аналоговых каналов, и хотя возможности оборудования позволяли транслировать больше, в компании не видели в этом смысла. Абонентская плата была по-прежнему самой низкой в городе — 100 рублей. Компания приобрела собственное помещение, закупила новейшее оборудование для оптики и ожидала выдачи лицензии, чтобы начать предлагать доступ в интернет по доступным ценам.
 
О том, что у оператора изменилось за минувшие годы, мы говорили с Виталием Кучиным (по-прежнему директором ООО "Компания Навигатор") по Скайпу. Он рассказал, что в условиях активной экспансии федералов компания продолжает работать в своем Октябрьском районе, не стремясь за его пределы, и предлагает абонентам более 150 каналов (около 60 аналоговых и 90 цифровых) за 160 рублей в месяц. Конкуренты переманивают абонентов кратковременными акционными тарифами, но когда абонентов переводят на полный тариф — 500-700 рублей, они вспоминают, что в "Навигаторе" большой пакет каналов стоит 160 рублей, к тому же количество подключенных телеприемников не ограничивается. "Поэтому, — говорит Виталий, — наши службы не отключают неплательщиков в течение трех месяцев, и только на четвертый месяц мы приостанавливаем услугу. Некоторые абоненты стараются и наши каналы оставить, и конкурентов на период акции подключить, чтобы сравнить. Но потом возвращаются к нам". 
 
Виталий Кучин, "Навигатор"
 
"Компания Навигатор" с 2011 года не поднимает абонентскую плату, хотя жизнь подталкивает именно к такому решению: многие контракты с собственниками каналов заключены в долларах и евро, так что расходы на оплату контента резко выросли. Стараются найти общий язык с собственниками, объяснить им сложность ситуации. Тем ведь тоже хочется заработать, а тремя глобальными операторами не обойдешься — операторов КТВ в России гораздо больше, надо работать со всеми.
 
Конкурентов у "Навигатора" много: в их районе работают МТС, "Ростелеком", "ВладИнфо", "Мегасети", "РайON" и даже ТТК, не говоря уже о спутниковых операторах. Рассказывая об этом, Виталий вспоминает, что около двух лет назад ФАС признала компанию монополистом и оштрафовало на 300 тысяч рублей. Дескать, у других компаний свои способы доставки контента... Понять это трудно — на мой взгляд, это все равно, что признать монополистом человека, который развозит клиентам товар на лошади, когда его конкуренты тот же товар доставляют на автомобилях. Но у чиновников своя логика, Виталий пишет им письма, шлет результаты своих исследований — все бесполезно. Он даже шутит: "Если нас захотят купить, можем сослаться на то, что мы признанные монополисты и конкурентов у нас нет — это добавит нам ценности".
 
 
Кроме базового пакета цифровых телеканалов, включающего и 12 каналов HD, оператор предлагает дополнительно пакет из 7 HD-каналов за 150 рублей в месяц, пакет "Взрослый" за ту же цену и отдельно канал "Наш футбол" за 219 рублей в месяц. Эти дополнения находятся в условном доступе. А вот предоставлением доступа в интернет заниматься не стали: слишком много провайдеров в городе предлагают эту услугу, сейчас войти в этот круг очень трудно. 
 
К резкому падению рубля компания уже приспособилась — подсократила планы, сумела договориться с поставщиками оборудования о приемлемых условиях. С партерами давно сложились хорошие контакты, ведь "Навигатор" в этом году отметил свое двадцатилетие. На абонентов кризис мало повлиял, они тоже уже сформировали свои предпочтения и продолжают смотреть то, что всегда смотрели.
 
Спрашиваю, как повлияло на аудиторию компании появление эфирных цифровых мультиплексов. "Практически не повлияло, — отвечает Виталий. — Город наш не очень молодой, много пожилых людей и пенсионеров. Даже купить приставку за полторы тысячи рублей для них дорого, а тем более цифровой телевизор. К тому же, кто им будет это все налаживать, запускать? А мы рядом работаем, и наше преимущество перед конкурентами в том, что мы сами общаемся по телефону. У нашей компании несколько учредителей, и мы по очереди сидим на телефоне — один день один, другой — другой. Мы знаем изнутри, что происходит, сами принимаем заявки и общаемся с абонентами — знаем их проблемы, что им необходимо. В основном это пожилой контингент, для них общение — самое главное. А попробуйте так позвонить к федералам!".
 
Заговорили о трудностях, с которыми сталкивается компания. Беспокоят моего собеседника прежде всего конкуренты: "Не все они на руку чисты. Бывает, могут позвонить моему абоненту и сказать, что купили нашу компанию и что теперь деньги надо переводить им и документы требуется переоформить. Есть еще проблема — управляющие компании. Они считают, что если мы зарабатываем в их домах, то должны им платить. А я им говорю, чтобы тогда брали плату и с газовиков и с водопроводчиков, которые в дом проводят газ и воду. Конечно, договариваемся с ними, но с трудом. Не радует также ситуация с РТРС. В нашем городе 1-й и 2-й мультиплекс вещают в эфире, а Владимирский ОРТПЦ, ссылаясь на Приказ от 01.09.2015 № 326, выдаёт точку присоединения на Березина 2-Г. Конечно по закону о связи я обязан предоставить общедоступные телеканалы своим абонентам, причём не должен за это взимать абонентную плату, но тут есть одно "но". Мне до узла связи РТРС необходимо протянуть оптику около 1 км — это деньги; за выдачу технических условий — заплати, за ввод кабеля на узел связи — заплати, за аренду стойкоместа — плати ежемесячно, за то, что РТРС даёт тебе IP-multicast — тоже ежемесячная оплата. И как быть, если у меня нет технической возможности присоединиться к РТРС? Но есть техническая возможность получать сигнал с эфира, не обременяя свою компанию ненужными расходами. Хватит того, что мы и так кормим своих конкурентов, отчисляя ежеквартально в УУС".
 
Запускать дополнительные услуги в "Навигаторе" пока не планируют, опять-таки учитывая специфику аудитории, но может запустят новые кодированные пакеты телеканалов. "Но ведь для этого нужен хороший контент, — вздыхает Виталий, — а тот, что есть сейчас на нашем рынке давно уже устарел. Даже у мейджоров. Тот же самый Eurosport (с 13 ноября Eurosport 1) я не сравню с нашим "Спорт HD", который более интересен для нашего абонента. Мы ведь постоянно мониторим популярность каналов: просто выключаем канал и смотрим реакцию абонентов". 
 
Напоследок спрашиваю — не планируют ли продать компанию? "Если найдется серьезный покупатель, который предложит хорошую цену — почему бы не продать? — отвечает мой собеседник. — Но такого нет, так что будем работать сами".
 
"Владимирские локальные сети"
 
Пообщавшись со старыми кабельщиками и с федералами, я решил побеседовать и с новым игроком рынка КТВ, начинавшим свою деятельность в качестве интернет-провайдера. Директор компании "Владимирские локальные сети" Андрей Цепилов охотно откликнулся на мое приглашение к экрану, и беседа по Скайпу состоялась. Естественно, первый мой вопрос был о том, давно ли компания занимается кабельным ТВ и каких успехов достигла на этом поприще.
 
Андрей Цепилов, "Владимирские локальные сети"
 
"Наша компания работает на рынке с 2001 года, т. е. 14 лет. Начинали с услуги ШПД под маркой ООО "ВладИнфо", а четыре года назад запустили в своей сети и КТВ, под торговой маркой "РайON", — рассказал директор. — С самого начала решили сделать услугу социальной, уложиться в 100 рублей абонентской платы, чтобы она была доступна для всех слоев населения. К сожалению, из-за кризиса с 1 марта 2015 года пришлось поднять плату до 130 рублей, но абоненты отнеслись с пониманием. Их у нас немного, примерно 2,5 тысячи. Вещание начали в аналоге, а два года назад модернизировали головную станцию и с осени 2013 года вещаем КТВ в аналоговом и цифровом пакетах. 43 канала аналоговых и 53 в цифре. Аналоговый пакет дублируем цифровым с небольшой добавкой в 10 цифровых каналов. Абонент, в зависимости от имеющегося у него оборудования, принимает один либо оба пакета. Работаем на территории всего города, но КТВ запущено полностью только в одном микрорайоне. Причина простая — наши корни в ШПД, а позже на своей сети передачи данных мы запустили КТВ. Процент проникновения по Владимиру у нас около 40, а КТВ лучше посчитаем в штуках — 150 домов. Техническая поддержка — круглосуточная, на вооружении отдела — весь спектр оборудования плюс автомобиль. Аварийность устраняем в режиме реального времени".
 
Следующий вопрос, конечно, про конкуренцию и конкурентов. Андрей реальными конкурентами считает "КЭТИС", МТС и "РАТЭКС", с которыми его компания часто пересекается в одних и тех же домах. С "Навигатором" пересекаются редко, так что конкурируют скорее теоретически. "Ростелеком" он рассматривает как оператора IPTV, а не КТВ, так что даже сравнение с ним считает некорректным. А на вопрос, чем его компания привлекает клиентов, отвечает прямо: "Тем, что народ хочет экономить деньги — больше ничем. Но есть парадокс: абонентам, подключенным к нашим коллегам, мы предлагаем лучшую картинку, меньшую абонентскую плату, но качания абонентской базы практически не происходит. Причина кроется в инертности абонента, в его лени, а самое главное — в привычке смотреть то, что он смотрит уже не один год. Не просто ведь мы существуем три с половиной года, и у нас всего две с половиной тысячи абонентов. Поэтому с кабельным ТВ идем только туда, где прошел сбор подписей и есть большое количество желающих". 
 
 
Телевидение, по мнению Андрея Цепилова, сильно теряет зрителей за счет молодежи. Молодые люди (до 30-35лет) принципиально не смотрят телевизор — они живут в соцсетях, играют по сети в игры, смотрят фильмы, Инстаграм, ролики YouTube. Осталась пожилая аудитория, очень инертная, так что и конкуренции по сути нет никакой. Появление эфирных цифровых каналов ситуацию не изменило: те, кто живет за городом (где нет КТВ), рады второму мультиплексу и красивой картинке, счастливы от этой перемены, а городские жители ее почти не заметили. "Люди готовы платить абонентскую плату и просто не хотят никуда переходить. Они подключились к КТВ — и все, выбор сделан. Так что конкуренции на рынке КТВ я не наблюдаю. Рынок насытился, стабилизировался, никому ничего не надо. Стагнация полная, идет лишь небольшой переток абонентов. Кстати, я сам прекратил смотреть даже новости, мне хватает новостных сайтов. На телевизоре у меня РБК и Russian Travel Guide HD, у жены — пять первых каналов мультиплекса, а дети телевизор не смотрят".
 
Отношения с правообладателями контента компания строит по всем правилам, наученная горьким опытом некоторых своих коллег. Заключает договора, платит. В пакете у нее много условно-бесплатных каналов, но есть и дорогие — Discovery, Сartoon Network, Eurosport... Если платить приходится в валюте — просаживается вся маржа. Трудности тоже типовые: два года назад метр коаксиального кабеля стоил одних денег, сегодня он в два раза дороже. Оптические приемники стоили семь тысяч — сейчас одиннадцать-двенадцать.
 
Спрашиваю, каковы же в этой ситуации перспективы компании, что она намерена делать. "Во-первых, — говорит Андрей, — в строящиеся дома будем заходить и предлагать новоселам свои услуги. После перехода границы в 5-6 тысяч абонентов будем предлагать платный контент на выбор. Базовый пакет увеличивать не будем принципиально: не вижу смысла повышать абонентскую плату, а любой контент потребует дополнительных денежных ресурсов. Вот если подешевеют HD-каналы (сейчас они дорогие, но мы показываем 5 HD-каналов), будем их добавлять. Превращаться в МТС нет никакого смысла: ну, сделаем мы абонентскую плату 260 рублей с таким же набором каналов, но абонент ничего и сейчас не меняет. Цели нашей компании — удержать абонентскую плату на 130 рублях, поддерживать отличное качество в аналоговом и цифровом пакетах, запустить закрытые пакеты по выбору абонента и обеспечить лучшую техподдержку во Владимире".
 
Разговор идет к концу, и тут мой собеседник неожиданно заявляет: "Я бы еще хотел сказать, что у нас во Владимире особая ситуация, в других областях я с этим не сталкивался, хотя по всей стране езжу и у меня много друзей. Прелесть нашего региона в том, что здесь нет войны, операторы не страдают патологической ненавистью друг к другу, и такие приемы, как порезать кабель или сделать другую пакость — такого не было с 90-х годов. В 90-е случалось несколько раз: кто-то кому-то кабель порезал, кто-то кому-то морду набил, но на том все и закончилось, такие люди здесь не прижились, и это очень здорово".
 
На этом я и закончу рассказ о кабельщиках Владимира. Небольшие компании держатся там на плаву, несмотря на приход мощных федеральных компаний. Вырисовываются две стратегии борьбы за абонентов: федералы, имея большие ресурсы, стремятся предоставлять самые разнообразные современные услуги, а небольшие компании стараются точно уловить настроения небогатых пользователей и предложить им за разумную платы тот спектр услуг, за пределы которого эти пользователи пока совсем не стремятся выйти.
 
Посмотрим, что расскажут нам кабельщики в других городах.

Об авторе

Юрий Курочкин
Обозреватель "Кабельщика"